Святитель Василий Великий
Главная
Иконостас
Святитель Василий Великий
Дни памяти: 12 февраля, 14 января.
Канон святителю
Василию Великому
Канон святителю
Василию Великому
Тропарь
Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Перевод: По всей земле прошел голос твой, ибо приняла она слово твое: им ты истины веры богодостойно изложил, природу всего существующего изъяснил, человеческие обычаи благоукрасил, царственный священник, отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак
Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие, преподобне.
Перевод: Явился ты непоколебимым основанием Церкви, оделяя всех людей неприкосновенным достоянием и запечатывая его твоими учениями, открывающий небесное Василий, преподобный.
Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской. Будущий святой появился на свет в семье юриста. Семья эта стала уникальным примером святости: помимо Василия к лику святых были причислены его мать преподобная Емилия, сестры преподобная Макрина и блаженная Феосевия диакониса, братья святители Григорий Нисский и Петр Севастийский.

Юношество будущего святителя прошло в Афинах, где он учился в лучшем учебном заведении своего времени – академии, основанной Платоном. Там он близко сошелся с другим будущим святым отцом – Григорием Богословом.

Несмотря на то, что семья была глубоко христианской, Василий крестился только в 25 лет. В его время крещение понималось как важнейший жизненный этап (что совершенно справедливо), и подготовка к нему занимала многие годы.

Крестившись, Василий захотел познакомиться с монашеской жизнью и увлекся суровым аскетизмом. Примерно через год пыл юного христианина утих, здоровье ослабело, и он оставил аскезу, возвратившись к умеренной жизни. Вместе со своим другом Григорием Богословом Василий основал полумонашескую общину, занимавшуюся изучением богословских и философских трудов.

В 364 году Василия рукоположили в священники, а спустя нескоо лет избрали архиепископом родной ему Кесарии Каппадокийской. Вступив в должность, Василий начал заниматься благотворительностью: кормил бедных, защищал гонимых, помогал всем, кто в этом нуждался. Активность молодого епископа принесла ему огромную популярность в народе.

Однако, главным делом Василия становится не это. После Никейского Собора, названного впоследствии Первым Вселенским, очень усилились арианские идеи, осужденные на соборе.
Император Валент, покровительствовавший арианам, разделил епархию Василия на две, поставив во главе отделенной части арианского епископа. Святитель Василий, вопреки безаконным действиям императора, сам стал поставлять епископов в города, относящиеся к арианской области. Так, во главе нисской епархии он ставит своего брата Григория, будущего святителя.

Правитель Кесарии арианин Модест пробовал сместить Василия с кафедры, а когда это не получилось, угрожал святителю пытками. Святой Василий воспринял это мужественно. Здоровье Василия было очень слабым, и в этой слабости архиепископ нашел лучшую для себя защиту. Когда правитель озвучил свою угрозу, святитель спокойно ответил, что не боится пыток, потому что умрет от первого же прикосновения раскаленного железа.

Помимо борьбы с арианами, святитель Василий сражался еще на одном богословском фронте. Принятый на Никейском соборе Символ веры не был до конца понят и усвоен высшей церковной иерархией. Утверждение единосущности Сына Отцу не было осмысленно, и никейский Символ веры почти сразу после собора был отвергнут большинством епископов.

Святитель Василий, совместно со своим другом Григорием Богословом и братом Григорием Нисским, занимались объяснением учения о Святой Троице, утвержденного на Никейском Соборе. Они исследовали и развивали мысль отцов Первого Собора, формулировали различие понятий лица и сущности (природы) на языке античной философии, понятном для мыслителей их времени. Бог Един по природе и Троичен в Лицах. Благодаря трудам трех святителей, прозванных Великими Каппадокийцами, многие возвращаются в лоно Православия, начинают видеть то, что было сокрыто от их взгляда, увязшего в философских абстракциях.

Третьим направлением, в котором вел работу святитель Василий, было объяснение Божества Святого Духа. Их время было временем богословского поиска, временем ересей и отчаянного сражения за Истину. Многие церковные мыслители отвергали Божественную Личность Святого Духа, видели в Нем лишь действие Двух Лиц - Отца и Сына.

Святитель успешно защищал Личность Святого Духа перед этими еретиками. В отличие от ариан, духоборцы не были ярыми и воинственными, очень примечательно, что в борьбе с ними святитель Василий придерживался совсем другой тактики. Он был очень принципиален – но и очень мягок. Все острые углы, какие только можно было сгладить, он сглаживал. Единство и благополучие Церкви всегда оставалось для него на первом месте. Ярким примером этой мягкой принципиальности служит восьмой член Никео-Цареградского Символа веры, составленный на основе учения святителя Василия. Он говорит о Божестве Святого Духа, не называя Его Богом прямо.

Огромный вклад в развитие богословской мысли принесла работа святителя Василия, названная им «Шестодневом». Этот труд объясняет дни сотворения мира в категориях философской мысли. Святитель ясно понимал, что между Библией как Божественным Откровением и естественнонаучными знаниями нет и не может быть противоречия. Библия – не учебник по физике или по биологии, она о Боге и о духовном пути человека и человечества. Труд святителя показывает, что научный взгляд на мир вполне совместим с религиозным.

Окончательно подорвавший свое здоровье, святитель Василий умер в возрасте 49 лет. Он стал идеологом и фактическим отцом Второго Вселенского Собора 381 года, до которого не дожил совсем чуть-чуть. Соединив в себе высочайшую святость с непревзойденной гениальностью, святой Василий остался в Церкви как первый из трех вселенских учителей и святителей.
Источник: протопресвитер Иоанн Мейендорф «Введение в святоотеческое богословие»