Святые и святость
Главная
Иконостас
Святые и святость
Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Евангелие от Матфея, глава 5, стих 48
Что такое святость
В Ветхом Завете понятие святости означало отделенность, выделение чего-то для определенных целей. В самом глубоком смысле слово это относится к Самому Богу, отделенному от всего тварного мира. Поэтому, святым считалось все, посвященноле Богу, как-то причастное Ему. Святыми были принадлежности скинии – походного храма израильтян. Таковыми назывались определенные группы людей – священники, совершавшие служение в Храме. Святыми становились богослужебные предметы и облачение, святым всегда было Само Божественное Имя.

В этом значении слово «святость» применяется и сейчас, однако Воплощение Иисуса Христа и Новый Завет Бога с людьми придали понятию святости новое измерение, бездонное по своей глубине и беспредельное по высоте. Именно этот новый смысл вкладывается в слово «святость», когда речь идет о людях, прославленных Православной Церковью.

Источник святости христиан и всей Церкви Христовой – в Самом Спасителе. Бог воплотился, снизошел до состояния собственного творения, до последних пределов человеческой изуродованности грехом, до смерти и ада. И вознес человеческую природу к престолу Небесного Отца, восстановив теснейшую связь с Богом для каждого члена Его Церкви. Христиане, следуя своему Господу, соучаствуют в Его Божестве, становятся сынами Божьими по благодати, так же, как Сам Христос является Сыном Божьим по Своей природе. В них самих открывается путь к уподоблению Богу, «обожению», святости.

Посредством богоустановленных таинств, главное из которых – Евхаристия, причащение Тела и Крови Иисуса Христа, в человеке начинают действовать божественные силы, энергии, преображавшие Тело Самого Воскресшего Христа. Силы эти меняют человека изнутри, вводят его в Вечную жизнь, начинающуюся уже здесь, на Земле.

Каждый христианин призван к святости. Каждому дано от Бога все для этого необходимое. От самого человека требуются решимость и терпение, чтобы воспольховаться Божественными дарами. Сумевший остаться верным Христу на пути следования за Ним достигает святости в православном понимании этого слова.
Почитание святых
Основанием для почитания святых является обожение. «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал, 2:20) – пишет апостол Павел.

Святые – не боги. Православная Церковь четко разделяет служение или «служебное поклонение», которое должно приноситься Одному только Богу, и почитание, «неслужебное поклонение», которое должно отдавать всему, что имеет отношение к Нему и Его установлениям. Поклоняясь святым, Церковь почитает их как вместилище Божественной Благодати, как Его обоженное творение.

Святые – не посредники между Богом и людьми в Его Искупительной жертве. В деле спасения, совершенном Иисусом Христом, нет и не может быть никаких посредников. Однако, для того, чтобы усвоить плоды Искупления, необходимо предпринять определенные усилия. Не у каждого хватает мужества, не каждому достает терпения. И те люди, которые смогли пройти по этому пути, могут помочь тем, кто идет следом. Именно такими опытными помощниками и становятся святые. Они не имеют собственной силы помогать тем, кто обращается к ним с молитвой, такую силу дает им Сам Господь.

Божественные энергии действуют не только в человеческих душах, но во всем человеке, включая и тело. Поэтому останки умерших подвижников почитаются как святые мощи – они тоже причастны Божественной Благодати.

Человек спасается Богом не сам по себе, но только как член Христовой Церкви, как член Его Тела. Поэтому, святость достижима только в Церкви. Вне ее человек может стяжать определенную праведность, но он физически не сможет открыть в себе те силы, которые должны действовать в нем извне, от Самого Бога.

Почитание святых насквозь христоцентрично. Это почитание Самого Бога, действующего в Своих творениях.
Лики святых
В течение своей истории Церковь систематизировала опыт людей, которые шли к святости разными путями. Эта система нашла отражение в ликах святости, в которых прославляются те или иные подвижники.

Пророки.

Еще в Ветхом Завете Святой Дух избирал отдельных людей и действовал в них, направляя израильский народ к той великой цели, ради которой он и был создан. Эти люди назывались пророками, их служение закончилось с началом Нового Завета.

Апостолы и равноапостольные.

Апостолы – это ближайшие ученики Христа, избранные Им Самим для распространения Его Церкви. Господь избрал 12 апостолов, потом еще 70, а после Своего Вознесения призвал апостола Павла.

12 апостолов и апостол Павел стали основателями церковной иерархии. Через возложение апостольских рук на людей нисходил Святой Дух, дававший Свои благодатные дары к епископскому служению. Епископы рукополагали священников, дьяконов, на которых также снисходил Святой Дух с дарами для этих служений. Когда апостолов не стало, епископы рукополагали других епископов – и цепочка апостольского преемства протянулась через две тысячи лет до наших времен.

Основное содержание и смысл апостольского подвига – свидетельствовать о том, что они видели собственными глазами, в чем принимали непосредственное участие. Господь даровал апостолам силы и власть – они были бесстрашны, говорили с каждым человеком на его родном языке, их решению беспрекословно подчинялись, они творили чудеса исцелений и воскрешений. Апостолы разнесли по всему известному в то время миру не просто весть о Христе, но создали Его Церковь.

К апостольскому подвигу Церковь приравняла подвиг некоторых святых, потрудившихся в распространении Евангелия, обративших к вере целые народы. В лике равноапостольных прославлены императоры, цари и князья, проповедники и миссионеры, ставшие настоящими апостолами для разных народов Земли.

Мученики.

Этот лик святых – древнейший. С самого основания Церковь начала почитать тех людей, которые своей смертью или страданиями свидетельствовали об Истине. Греческое слово, переведенное на русский язык как «мученик», как раз и означает «свидетель».

Подвиг мучеников – не просто психологический феномен стойкости и принципиальности человека перед лицом смерти. Примеров такой стойкости много и за пределами христианства. Свидетельство мученика иноприродно этому миру, сверхъестественно. В святых мучениках – мужчинах, женщинах, детях – открывались силы, превосходящие возможности человека. В христианине, решившемся стоять за Христа до самого конца, начинал действовать Сам Христос. Потому для самих мучеников страдания становились поводом для радости и Вечного блаженства, начинающегося уже здесь, в зубах диких зверей, на кострах и на дыбах.

Святые мученики воспринимали свое страдание, как очищение от грехов. Мученичество – не человеческое изобретение, это дар Бога, короткий и яркий путь к самым вершинам Горнего Иерусалима.

Мучеников, оставшихся в живых, Церковь называет исповедниками.

На Руси очень скоро после Крещения начинается почитание князей – страстотерпцев. Эти святые страдали не за Христа, но следовали Его путем, добровольно принимали смерть от людей как Волю Небесного Отца.

Преподобные.

К этому лику причисляют монахов, достигших святости.

Оставляя мир и приходя в монастырь, человек становится на путь, прямо ведущий к обожению. Путь этот настолько труден, тернист и опасен, что подвиг преподобных считается мученическим подвигом, растянутым на многие годы.

Умерший для мира, монах становится на путь жизни для Бога. В подвигах послушания и поста, в молитве и борьбе со своим внутренним греховным «я» инок становится действительно иным, переделывается в совершенно нового человека. Изучая опыт преподобных отцов, лучше всего можно увидеть, как действуют в человеке Божественные энергии, понять, что такое святость.

Святители.

Епископы, которые достигли святости своими пастырским служением и святой жизнью, называются святителями. Святые архиереи – наследники и приемники апостолов, которые предстояли перед Богом за свою паству при жизни и продолжили делать это после смерти.
Основными достоинствами святителей являются их богословская образованность, духовная мудрость, милосердие и сострадание к нуждам людей, личный аскетизм и высокое смирение. Некоторые святители стояли на защите православной веры от ересей, некоторые прославлялись даром чудотворений.

Благоверные.

Это святые монархи, прославившиеся своим благочестием, милосердием и заботой об укреплении христианской веры. Именно в этом смысле к лику святых причислялись некоторые византийские императоры.

На Руси благоверными почитаются многие князи, но на несколько другом основании. Как правило, это – защитники русской Земли, но не просто как национальной территории, а как Православной Руси.

Юродивые ради Христа.

Юродство – совершенно особый путь к святости, редкий и малопонятный. Юродивый – человек, притворившийся безумцем ради того, чтобы посредством поношения и насмешек от людей бороться со своей гордостью – главным злом, засевшем в самой сердцевине каждого человека.

Эти люди буквально следовали словам апостола Павла: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.» (1Кор.3:18–19). «Мы безумны Христа ради»(1Кор.4:10).

Юродивые совершали напряженный молитвенный подвиг, который тщательно скрывали, терпели унижения от людей и таким образом достигали смирения. Тогда в них начинал действовать Сам Господь, сообщая им дар прозорливости.

Юродивые – не монахи. Они, закрывшись от мира маской безумия, становились в самый центр этого мира. Они обличали, учили, наставляли людей, которые убеждались в том, что слова их идут от Самото Творца.

Юродивые – люди, которые отказались от собственного человеческого разума и взамен получили разум Божественный.

Праведные.

Христиане, которые провели благочестивую жизнь в миру, являли милосердие ближним, прославляются Церковью как праведные.

Это – обычные люди, не бравшие на себя и не призывавшиеся Богом к каким-то особенным подвигам, но поставившие Христа на первое место и подчинившие всю свою жизнь деятельному исполнению заповеди о любви к ближнему.

Одной из составляющих этой жизни становилось служение больным. Врачи, понимавшие, что их дар – от Бога, и не бравшие платы, становились бессребрениками, в них открывались удивительные дары исцелений Божественной благодатью.

Родители, воспитавшие детей, которые достигали святости, тоже причислялись к этому лику. Родительский труд был для них подвигом служения Богу – и плодами этого труда становились великие святители и преподобные.
Источники: Никулина Е.Н., «Агиология»
Юрий Максимов, «Откровение о Святом Духе в ветхозаветных книгах»