В течение своей истории Церковь систематизировала опыт людей, которые шли к святости разными путями. Эта система нашла отражение в ликах святости, в которых прославляются те или иные подвижники.
Пророки.
Еще в Ветхом Завете Святой Дух избирал отдельных людей и действовал в них, направляя израильский народ к той великой цели, ради которой он и был создан. Эти люди назывались пророками, их служение закончилось с началом Нового Завета.
Апостолы и равноапостольные.
Апостолы – это ближайшие ученики Христа, избранные Им Самим для распространения Его Церкви. Господь избрал 12 апостолов, потом еще 70, а после Своего Вознесения призвал апостола Павла.
12 апостолов и апостол Павел стали основателями церковной иерархии. Через возложение апостольских рук на людей нисходил Святой Дух, дававший Свои благодатные дары к епископскому служению. Епископы рукополагали священников, дьяконов, на которых также снисходил Святой Дух с дарами для этих служений. Когда апостолов не стало, епископы рукополагали других епископов – и цепочка апостольского преемства протянулась через две тысячи лет до наших времен.
Основное содержание и смысл апостольского подвига – свидетельствовать о том, что они видели собственными глазами, в чем принимали непосредственное участие. Господь даровал апостолам силы и власть – они были бесстрашны, говорили с каждым человеком на его родном языке, их решению беспрекословно подчинялись, они творили чудеса исцелений и воскрешений. Апостолы разнесли по всему известному в то время миру не просто весть о Христе, но создали Его Церковь.
К апостольскому подвигу Церковь приравняла подвиг некоторых святых, потрудившихся в распространении Евангелия, обративших к вере целые народы. В лике равноапостольных прославлены императоры, цари и князья, проповедники и миссионеры, ставшие настоящими апостолами для разных народов Земли.
Мученики.
Этот лик святых – древнейший. С самого основания Церковь начала почитать тех людей, которые своей смертью или страданиями свидетельствовали об Истине. Греческое слово, переведенное на русский язык как «мученик», как раз и означает «свидетель».
Подвиг мучеников – не просто психологический феномен стойкости и принципиальности человека перед лицом смерти. Примеров такой стойкости много и за пределами христианства. Свидетельство мученика иноприродно этому миру, сверхъестественно. В святых мучениках – мужчинах, женщинах, детях – открывались силы, превосходящие возможности человека. В христианине, решившемся стоять за Христа до самого конца, начинал действовать Сам Христос. Потому для самих мучеников страдания становились поводом для радости и Вечного блаженства, начинающегося уже здесь, в зубах диких зверей, на кострах и на дыбах.
Святые мученики воспринимали свое страдание, как очищение от грехов. Мученичество – не человеческое изобретение, это дар Бога, короткий и яркий путь к самым вершинам Горнего Иерусалима.
Мучеников, оставшихся в живых, Церковь называет исповедниками.
На Руси очень скоро после Крещения начинается почитание князей – страстотерпцев. Эти святые страдали не за Христа, но следовали Его путем, добровольно принимали смерть от людей как Волю Небесного Отца.
Преподобные.
К этому лику причисляют монахов, достигших святости.
Оставляя мир и приходя в монастырь, человек становится на путь, прямо ведущий к обожению. Путь этот настолько труден, тернист и опасен, что подвиг преподобных считается мученическим подвигом, растянутым на многие годы.
Умерший для мира, монах становится на путь жизни для Бога. В подвигах послушания и поста, в молитве и борьбе со своим внутренним греховным «я» инок становится действительно иным, переделывается в совершенно нового человека. Изучая опыт преподобных отцов, лучше всего можно увидеть, как действуют в человеке Божественные энергии, понять, что такое святость.
Святители.
Епископы, которые достигли святости своими пастырским служением и святой жизнью, называются святителями. Святые архиереи – наследники и приемники апостолов, которые предстояли перед Богом за свою паству при жизни и продолжили делать это после смерти.
Основными достоинствами святителей являются их богословская образованность, духовная мудрость, милосердие и сострадание к нуждам людей, личный аскетизм и высокое смирение. Некоторые святители стояли на защите православной веры от ересей, некоторые прославлялись даром чудотворений.
Благоверные.
Это святые монархи, прославившиеся своим благочестием, милосердием и заботой об укреплении христианской веры. Именно в этом смысле к лику святых причислялись некоторые византийские императоры.
На Руси благоверными почитаются многие князи, но на несколько другом основании. Как правило, это – защитники русской Земли, но не просто как национальной территории, а как Православной Руси.
Юродивые ради Христа.
Юродство – совершенно особый путь к святости, редкий и малопонятный. Юродивый – человек, притворившийся безумцем ради того, чтобы посредством поношения и насмешек от людей бороться со своей гордостью – главным злом, засевшем в самой сердцевине каждого человека.
Эти люди буквально следовали словам апостола Павла: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.» (1Кор.3:18–19). «Мы безумны Христа ради»(1Кор.4:10).
Юродивые совершали напряженный молитвенный подвиг, который тщательно скрывали, терпели унижения от людей и таким образом достигали смирения. Тогда в них начинал действовать Сам Господь, сообщая им дар прозорливости.
Юродивые – не монахи. Они, закрывшись от мира маской безумия, становились в самый центр этого мира. Они обличали, учили, наставляли людей, которые убеждались в том, что слова их идут от Самото Творца.
Юродивые – люди, которые отказались от собственного человеческого разума и взамен получили разум Божественный.
Праведные.
Христиане, которые провели благочестивую жизнь в миру, являли милосердие ближним, прославляются Церковью как праведные.
Это – обычные люди, не бравшие на себя и не призывавшиеся Богом к каким-то особенным подвигам, но поставившие Христа на первое место и подчинившие всю свою жизнь деятельному исполнению заповеди о любви к ближнему.
Одной из составляющих этой жизни становилось служение больным. Врачи, понимавшие, что их дар – от Бога, и не бравшие платы, становились бессребрениками, в них открывались удивительные дары исцелений Божественной благодатью.
Родители, воспитавшие детей, которые достигали святости, тоже причислялись к этому лику. Родительский труд был для них подвигом служения Богу – и плодами этого труда становились великие святители и преподобные.