Святитель Иоанн Златоуст – самый известный из святых отцов Церкви. Необыкновенную популярность он завоевал еще при жизни благодаря своим человеческим качествам. Дата рождения святителя точно неизвестна – 344 или 354 год. Он происходил из греческой семья, жившей в Антиохии. Здесь же святитель получил образование.
В 374 году, после смерти матери, Златоуст решил посвятить себя монашеской жизни, но пробыл в€монастыре всего лишь год. Занимаясь суровой аскезой, он заработал язву желудка, серьезно подорвал здоровье. Вместе с тем, монастырская жизнь пришлась ему не по вкусу. Святитель был убежден, что христианский идеал обязателен для всех без исключения людей. Весь мир должен стремиться к совершенству, чтобы отпала сама нужда в монастырях.
В 381 году Златоуст был рукоположен в дьяконы, спустя пять лет принял сан священника и с этого началась его популярность.
Оставаясь в Антиохии, Златоуст читал свои проповеди, бичующие грех и превозносящие добродетель. На его службы собирались огромные толпы народа, очень быстро он получил прозвище Златоуст – такова была сила и красота его слова.
Параллельно с этим, святитель Иоанн приобрел пастырский опыт, стал великим учителем христианской жизни, научавшим людей собственным примером.
Слава яркого проповедника разраслась по всей империи. В 397 году, по приказу императора, Иоанна Златоуста перевели в Константинополь, где и рукоположили в епископа столицы. Гигантский город, погрязший в роскоши и других пороках, оказался совершенно непохожим на Антиохию. Предшественник Иоанна на епископской кафедре также не отличался добродетельной жизнью и совершенно распустил придворное духовенство в нравственном отношении.
Оставшись таким же непримиримым борцом за нравственную чистоту, Златоуст сходу начал наводить порядок. Он отменил бесконечные приемы и обеды, запрещает духовенству устраивать и посещать их. Повелел вдовам прекратить беспорядочную жизнь и снова выйти замуж, либо вести себя соответственно своему положению. Приказал монахам разойтись по монастырям, вместо того, чтобы бесцельно шататься по городу. Церковную казну, почти растраченную предшественником, он употребил на помощь бедным и строительство больниц. Златоуст развел бурную деятельность во всех областях церковной и околоцерковной жизни, критиковал и обличал всех без разбора. Он обрушился на пышность императорского двора, распущенный нрав придворных, обличал богатство и злоупотребления им. Совершенно лишенный дипломатического чутья, он высказывал людям все, что он о них думает, и очень быстро нажил врагов.
На святителя Иоанна ополчилось столичное духовенство и над Златоустом учинили суд. Ему было выдвинуто 29 пунктов обвинения. Какая-то часть из них имела под собой основания, но в основном эта была откровенная клевета. Иоанн Златоуст трижды отверг приглашение на суд и был единодушно признан виновным, а затем смещен со столичной кафедры.
Простой народ и часть духовенства, поддерживавшие святителя, устроили бунт, но Златоуст, не желая городских беспорядков, сам согласился с решением беззаконного суда и сложил полномочия.
Однако, совсем скоро произошло событие, которое изменило положение дел. Когда святитель Иоанн покидал город, произошло землетрясение, которое всеми, вплоть до императрицы, было однозначно истолковано как Божий гнев за осуждение праведника. Златоуста тут же восстановили в должности.
Длилось повторное епископство святителя недолго. Урок не пошел ему впрок, и лишенный дипломатического такта архиепископ продолжил критиковать императорский двор. Он дошел до того, что обличил саму императрицу Евдоксию, сравнив ее с Иродиадой, чем привел в раздражение августейшую семью.
Гонения не заставили себя долго ждать. 9 июня 404 года святитель Иоанн был арестован и отправлен в ссылку, в город Пициус (старинное название Пицунды), на территорию современной Абхазии. До места ссылки святитель не добрался. В 407 году он скончался по дороге, в местечке под названием Команы.
Популярность Златоуста была настолько велика, что уже через 30 лет его мощи были торжественно перенесены в Константинополь и сам император Феодосий II плакал у гроба святителя, моля о прощении своей матери.
Иоанн Златоуст написал мало систематических трудов, основное его наследие – проповеди. В отличие он многих святых отцов, он почти не уделял внимания догматике, но занял прочное место в святоотеческом наследии как блестящий толкователь Священного Писания.
Составленные из проповедей, его толкования на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также на послания апостола Павла, стали основой для многих поколений позднейших толкователей.
Особенное место в своих проповедях святитель Иоанн уделяет Евхаристии. Он настаивает на буквальном понимании претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Святитель говорит: “...чтобы ввести нас в большее содружество с Собою и показать Свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть Его, но и осязать и есть и касаться зубами плоти Его”.
Наследие святителя Иоанна столь велико, образ его столь ярок, что он встал в ряд трех величайших святых отцов, вселенских учителей, почитаемых Православной Церковью.