Крест Христов занимает центральное место в священной истории. Из крестного древа – символа позорной и мучительной смери – выросла надежда на абсолютную жизнь.
События, происшедшие в Иудее в начале первого века не могут оставаться для христиан только лишь исторической вехой. Они становятся частью личной истории каждого члена Церкви.
В начале четвертого века император Константин Великий, вставший во главе Римской империи, издал эдикт о веротерпимости, прекратив гонения на христиан. Император еще не был христианином, но уже проникся величием и могуществом Христа. Святой Константин решил найти крест, на котором был распят Спаситель, и с этой целью отправил
в Иерусалим собственную мать, которой на тот момент было уже около 80 лет.
Царица Елена прибыла в Иерусалим, который со времен Христа был разрушен до основания и отстроен заново. На месте Голгофы стояли храмы Юпитера и Венеры – храмы магии и разврата.
По приказанию Царицы все языческие постройки были разобраны. Рабочие углубились в землю и достали три креста – предположительно, те самые, о которых шла речь в Евангелиях. Как было понять, какой из них – крест Христов?
Патриарх Макарий, помогавший царице, придумал довольно оригинальный способ. Недалеко от места раскопок проходила погребальная процессия. Остановив ее, патриарх приказал поочередно возложить на умершего все три креста. И от прикосновения одного из них, покойник ожил.
На месте раскопок был воздвигнут храм Горба Господня, в котором в последующие годы воздвигался для поклонения крест Христов. Это событие вошло в число двунадесятых праздников, как зримое подтверждение спасительного значения крестного подвига Иисуса Христа.