Тайная Вечеря
Главная
Иконостас
Тайная Вечеря
3 дня до Пасхи (Великий Четверг)
Канон в Великий Четверг
Канон в Великий Четверг
Тропарь
Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи, несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.
Перевод: Когда славные (досточтимые) ученики на вечери при умовении ног просвещались; тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился; и Тебя, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. – Жадный собиратель богатств! Посмотри на удавившегося из-за них! Избегай жадности, – вот на что дерзнула она в отношении к Учителю; Господи, милостивый во всем, да будет Тебе слава!
Кондак
Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает, и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец.
Перевод: Взяв хлеб в руки, предатель тайно их же простирает и берет цену Создавшего Своими руками человека; и неисправим остался Иуда, раб и льстец.
Незадолго до смерти Иисус Христос собрал апостолов на прощальный пасхальный ужин, чтобы делом явить то, о чем уже говорил, и что послужило соблазном многим их тех, что считал себя Его учениками.

«Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». (Ин 6:55)
Подчинивший Себя закону смерти, он не стал ждать, когда будет вынужден отдать Свою Жизнь предательством Иуды и злобой первосвященников. Он отдал людям Свои Плоть и Кровь на день раньше.

Именно здесь совершилась добровольная жертва Агнца, закланного прежде создания мира, с этого самого вечера начались Страсти Христовы, Его крестный путь до самых глубин ада.
Господь по беспредельной любви отдал людям Самого Себя, позволил им есть и пить собственные Тело и Кровь, и тем самым сделал Своим Телом саму Церковь. С этой вечерней трапезы Господь стал неотделим от всех людей, которые решились последовать за Ним.
Еще не было крестной смерти, не было Воскресения, Вознесения и Сошествия Святого Духа, Церковь еще не родилась, но уже появилась реальность теснейшего соединения человека с Богом, которая станет самим существом Церкви.
Источник: Владимир Николаевич Лосский, «Догматическое богословие»