Пресвятая Богородица
Главная
Иконостас
Пресвятая Богородица
  1. Пресвятая Богородица с младенцем Христом
  2. Икона Божией Матери Владимирская
  3. Пресвятая Богородица
Канон Пресвятой Богородице
перед иконой «Взыскание погибших»
Канон Пресвятой Богородице
перед иконой «Взыскание погибших»
Святые и святость
Святые и святость
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших»
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его́ дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы припадающе, молимся и надеющиися на Тя, да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси Владычице, Взыскание погибших.
Перевод: Радуйся, Благодатная Богородица Дева, в объятиях Своих Предвечного Младенца и Бога носившая. Проси Его дать миру умиротворение и душам нашим спасение. Ибо Сын Тебе, Богоматерь, говорит, что все испрошенное Тобой исполнит во благо. Потому и мы коленопреклоненно молимся, надеющиеся на Тебя да не погибнем, имя Твое призывая, ибо Ты Владычица, Взыскание погибших.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших»
Предстательство христиан непостцдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»
Новозаветный текст содержит всего несколько упоминаний о Пресвятой Богородице. Являясь непосредственной участницей событий, она все время остается в тени, где-то на задворках повествования. С одной стороны, это вполне понятно: Евангелие о Христе и только о Нем. С другой, эти умолчания лучше любых слов подчеркивают смирение той, которая удостоилась чести родить Бога.

Основным источником сведений о Деве Марии служит предание Церкви. Даже апокрифы, не включенные в состав священных книг, стали такими источниками. Церковь по вкусу, опытно, находила в подобных текстах Истину.

В одном из пригородов Иерусалима жили благочестивые супруги Иоаким и Анна. Принадлежащие к колену Иуды, к роду царя Давида, супруги жили в Боге, благотворили тем, кто в этом нуждался. Единственным, что омрачало их семейное счастье, было отсутствие детей. Шли годы, Иоаким и Анна горячо молили Бога о даровании чада, но молитвы их оставались без ответа. Они обещали Богу посвятить ребенка Ему, отдать дитя на воспитание в храм. Но и эти молитвы не приносили ожидаемого плода. Старость была не за горами, и бездетность доставляла все большее беспокойство. Переживаний добавляли некоторые люди, в глазах которых супруги превращались в проклятых Богом людей. Вопрос стоял очень остро: в еврейском общество отсутствие детей воспринималась не иначе, как оставление Богом.
Прародители Адам и Ева на заре времен сделали выбор жить по своей, а не по Божественной воле, ввергнув человечество в пучину грехопадения. После этого они получили от Самого Бога обетование: среди их потомства должен родится Спаситель, который вернет человеку Рай. Евреи, единственные, чей Закон хранил четкую память, об этих событиях, ждали Спасителя. Каждая семья, зачиная ребенка, надеялась, что именно он станет Тем Самым Спасителем мира. Семья бездетная как-бы выпадала из этого всеобщего ожидания.

Бог не давал супругам ребенка и они наконец смирились, предали себя целиком в Волю Божественного Творца. Именно это от них и требовалось. Обоим супругам по очереди явился ангел, возвестив, что старикам предстоит стать родителями. Иоаким и Анна, принявшие свою бездетность как Божественную волю, точно так же отнеслись и к ангельской вести, нимало не сомневаясь в промысле Благого Бога.

В назначенный срок Анна родила девочку, которую назвали Марией. Прошло три года. По принесенному когда-то обету, родители привели малышку в иерусалимский Храм. Оказавшись перед лестницей из пятнадцати громадных ступеней, одолеть который с трудом мог взрослый человек, девочка сама взошла наверх. Священник, встретившие ее, понял, что этот ребенок не простой. По внушению Святого Духа он ввел малышку во внутреннее помещение Храма, куда входить разрешалось только одним священникам.

Счастливые родители вернулись домой, а маленькая Мария осталась при Храме, в школе для девочек. Это было самое лучшее учебное заведение, в котором девочки и девушки обучались Закону, рукоделию и основам семейной жизни. Выпускницы школы становились женами священников и других благочестивых богатых людей. Тот же путь был бы уготован Марии, если бы она не принесла обета безбрачия, намереваясь посвятить себя Богу без остатка. Когда девушке исполнилось двенадцать лет и настало время окончить школу, преподаватели и священники стали перед проблемой. Родители девушки умерли, в городе у нее не осталось никого. Отпускать ее одну означало навлечь на Марию позор и осуждение сограждан, которые очень недобро смотрели на одиноких женщин. Выдать Марию замуж насильно даже не приходило в голову, поэтому был придуман компромисс.

Священники выбрали несколько старых вдовцов, отличавшихся особым благочестием, и жребием определили среди них будущего опекуна девушки. Он должен был стать формальным мужем, а на деле – отцом и другом. Жребий выпал Иосифу – пожилому строителю, имевшему детей от первого брака. Иосиф взял девушку в свою семью. Мария приняла новый этап своей жизни, как должное. Она всецело доверяла Богу и хорошо понимала: все, что с ней случается, происходит по Его Святой Воле.

Вскоре после обручения Иосиф надолго уехал из дома по делам. Однажды Мария занималась рукоделием – по заказу священников ткала храмовую завесу. За работой она размышляла о том, что, как ей думалось, может произойти с любой девушкой, кроме нее – о рождении Того Самого Мессии. Марии очень бы хотелось как-то поучаствовать в судьбе женщины, которая окажется матерью. По преданию, как раз за такими мыслями девушку посетил архангел Гавриил.

Посланник сказал, что именно ей, а никому другому, предстоит выносить и родить Спасителя. Мария удивилась. Как будет это, если она не познала мужа? Пречистая Дева недоумевала, но не сомневалась в словах ангела. Привыкшая верить Богу, Мария доверилась и сейчас. Архангел объяснил, что на девушку сойдет Дух Святой и ребенок будет Сыном Божьим. Пресвятая Дева приняла свою судьбу как должное: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». (Лк.1:38)
Когда Иосиф вернулся и обнаружил жену беременной, Мария рассказала ему все. Не сомневаясь в чистоте намерений своей нареченной, он заподозрил, что она стала жертвой обмана. Желая уберечь Марию от обвинения в измене, Иосиф решил отпустить девушку, дав ей развод. Однако, и тут в дело вступил Ангел, посетивший обручника и уверивший его в Божественном происхождении младенца.

Рождество Иисуса Христа описано евангелистами. Младенец стал членом семьи строителя, Мария – Его Матерью, Иосиф – его нареченным отцом, дети Иосифа – сводными братьями и сестрами Сына Божьего.

Когда Господу исполнилось тридцать, Он вышел на проповедь, Мария, будучи уже вдовой, последовала за своим Сыном, войдя в число ближайших учеников. Вместе с другими женщинами она обустраивала быт Христа и его апостолов. Богородица оставалась со Христом до ареста и позорной казни. Она стояла рядом, когда ее горячо любимый Сын и Господь умирал на кресте. Она же, по преданию, была с мироносицами, одной из первых получившая весть о Воскресении Христа.

Дальнейшую жизнь Пресвятая Дева проводила вместе с Иоанном Богословом, любимым учеником Спасителя, Который нарек Иоанна сыном Своей Матери. Богородица и апостол жили в Иерусалиме, потом переехали в Эфес. Везде Пречистая Дева жила одной жизнью с апостолами. Она проповедовала, наставляла, утешала, поддерживала всех, кто к ней приходил. Она стала живым напоминанием о Христе, сделалась совестью Церкви, ее матерью и молитвенницей.
Богородица мирно отошла в Вечность в третьей четверти первого века, окруженная апостолами и многими близкими ей людьми. По преданию, Сам Христос забрал душу Своей матери, спустившись в окружении агнельского воинства, и взяв Богородицу на руки. На одре осталось лишь тело, на лице которого застыла счастливая улыбка.

После похорон, в Эфес прибыл апостол Фома. Опечаленный тем, что не успел проститься с Пресвятой Девой, он просил показать ему тело. По его просьбе гроб был вскрыт, но тела в нем не обнаружилось. Вечером Богородица сама явилась апостолам, пообещав быть с ними во все дни.
Завершился земной путь Девы Марии, но не ее участие в жизни Церкви. С самого начала Церковь присвоила ей два имени: Богородица и Приснодева. Эти наименования очень важны, в них заключена тайна спасения человека и человечества.

Имя Богородица казалось странным некоторым богословам. Разве Мария родила Бога? Нет, говорили они. Бог не может родиться, Он существует всегда. Справедливое, как кажется, умозаключение, основывается на человеческой логике, но Бог больше человека. Самый логичный вывод может оказаться пагубным заблуждением, ересью.

Действительно, Бог существует всегда. Действительно, Мария родила только человеческую природу Спасителя. Но обе Его природы объединены в одном единственном Лице, и это Лицо Божественное. Природы не слились в одну. Христос был и остается совершенным Богом, так же, как и совершенным человеком. Но мыслить во Христе Бога отдельно от человека – значит принимать за Истину собственные представления о ней. Это – ложный путь, уводящий от Света. Мыслить во Христе Бога и человека отдельно – это ставить под сомнение само Боговоплощение.
Второе имя – Приснодева (всегда дева) говорит о том, что Мария была девушкой до рождения Христа, пребыла ей в рождении и осталась такой после, на протяжении всей своей жизни. Это наименование отрицает любые чувственные и самолюбивые желания и страсти. Телесная девственность – лишь свидетельство духовной целостности и чистоты.

Рождение Спасителя не явилось следствием естественных физиологических процессов. Оно – результат совмещения Божественного действия и добровольного согласия Приснодевы. В лице Богородицы материнство переходит из сферы биологии в сферу личностных отношений человека с Богом. Именно благодаря свободе от естественной необходимости Пречиствая остается Девой после рождения Богомладенца, чуждая всего эгоистичного, самолюбивого, страстного. Присновдество – прямое следствие Ее духовного совершенства, раскрывшегося в абсолютной самоотверженности и самоотдаче.
Источники: протоиерей Олег Давыденков, «Догматическое богословие»
Материалы журнала «Фома»