В Палестине, в городе Вифсаида, жила семья бедного рыбака Ионы, из колена Симеонова. Было у рабака два сына – Симон и Андрей.
Старший, Симон, имел жену, сына и дочь. Это был простой, неученый человек, содержавший своим рыболовецким промыслом семью, престарелого отца и тещу.
Брат его Андрей, сделавшийся учеником Иоанна Крестителя, стал свидетелем Крещения Господа Иисуса Христа. Уверившись в том, что видел Мессию, он поспешил рассказать об этом брату и привел его ко Христу.
Господь, увидев в Симоне твердость и горячую веру, назвал рыбака Кифой – камнем – Петром.
Пламенный Петр подчинялся голосу сердца больше, чем голосу рассудка. Увидев Христа, он сразу полюбил Его всем своим существом и сделался учеником Спасителя. Пока он еще оставался со своей семьей и занимался тем же промыслом, но продлилось это недолго.
Однажды Господь учил народ, собравшийся на берегу Галилейского озера. Сам Он находился в лодке Петра. Закончив проповедь, Христос повелел апостолу отплыть подальше и закинуть сети. Опытный рыбак уже ловил тут этой ночью и знал, что повеление Господа бессмысленно. Но, несмотря на это, поступил по слову Спасителя. Закинутые сети принесли такой большой улов, что начали прорываться. Призвав на помощь товарищей из другой лодки, рыбаки еле вытащили сети на берег. Потрясенному Петру впервые открылось, Кто именно находится перед ним, он впервые увидел в Христе Бога, а вместе с этим – и самого себя, настоящего. Буря, взметнувшаяся в его душе выразилась в том, что апостол припал к ногам Спасителя со словами: «Выйди от меня, Господи, потому что я – человек грешный». Спаситель восставил Петра с колен словами: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк, 5:8,10)
С этих пор Петр оставил семью и промысел. Он уже не отходил от Учителя, стал одним из самых близких Ему учеников. Сопровождая Господа повсюду, он видит великие чудеса, и огненная вера его растет.
Когда Христос учил о таинстве Своего тела и крови, многим ученикам эти слова показались безумием. Они оставили Учителя, разочаровавшись в Нем. Тогда Христос обратился к апостолам со словами: «Не хотите ли и вы отойти?» Петр, от лица двенадцати, воскликнул: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин 6:68-69). Опыт убеждал апостола верить словам Христа больше, чем собственному разуму.
В другой раз Учитель спрашивал, за кого апостолы почитают Его. И снова за всех ответил Петр, исповедовав Христа как Бога Сына. Господь похвалил Петра за эти слова, обещав основать на нем, на его пылкой вере, Свою Церковь, которую не одолеют адские врата.
Горячность Петра часто увлекала его туда, куда не нужно. Поддавшись первому порыву, он говорил и поступал совсем не так, как бы хотел того Господь.
Когда Спаситель говорил ученикам о своей крестной смерти, Петр пылко возразил: «Не будет этого с тобою!», и Господь довольно жестко одернул его: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое» (Мф 16 23).
Однако, наряду с верой Господу, Петр имел еще и печальную самонадеянность. Во время прощальной беседы с учениками, Господь снова говорил о предстоящем Ему крестном страдании, в котором все оставят Его. Петр возразил, что если и все оставят, то только не он. Пылкий ученик еще не имел понятия о собственной слабости, еще придавал какое-то значение своим силам. Ответом ему было предсказание Спасителя о том, что буквально через несколько часов апостол отречется от своего Учителя. Именно так и случилось. Когда Христа допрашивали члены синедриона, Петр трижды предал Своего Учителя, отрекшись от него.
В будущем воскресший Господь простил раскаявшегося ученика и восстановил его в апостольском достоинстве, но память об этом предательстве будет жечь душу Петра до самой смерти.
На десятый день после Вознесения Спасителя на апостолов сошел Святой Дух. Из кучки растерянных учеников они стали Церковью Живого Бога. Они получили необыкновенные дары, безмерно укрепились их мужество и решимость.
И снова Петр первым выступил с проповедью перед иудеями, свидетельствуя о том, что они только что распяли того самого Мессию, которого веками ожидали. Проповедь принесла удивительные плоды – более трех тысяч человек входит в Церковь по его слову.
Петр проповедовал воскресение Христа и совершал чудеса: исцелял больных, воскрешал людей. Он – всегда впереди. Горящий огонь веры, стократ усиленный Божественной благодатью, вел его сначала к иудеям, потом к язычникам. Господь в чудесном видении уверил своего апостола в том, что все люди, вне зависимости от плотского родства, могут стать детьми Авраама, а, следовательно, детьми Небесного Отца.
Апостол проходил через города, основывая общины, поставляя епископов, и дошел до столицы империи – Рима. Здесь он оказывается в центре жестоких гонений, воздвигнутых императором Нероном, обвинившим христиан в поджоге столицы. Петр желал пострадать за Христа, но римские христиане убедили его спастись бегством. Поддавшись на уговоры, Петр оставил город ночью и на дороге встретил Христа. Потрясенный апостол спросил любимого Учителя: «Куда ты идешь?» и получил горький ответ: «Иду в Рим распинаться вторично».
Петр понял, в чем состоит его долг, и повернул обратно. Вместе с другими членами Церкви его схватили, судили и приговарили к смерти. Петру предстояло распятие, но он не счел себя достойным уподобиться Христу – и просил распять его вниз головой, чтобы преклонить голову к Его ногам. Палачи исполнили его просьбу.
Так окончил земной путь первоверховный апостол, ставший примером веры для всей Христовой Церкви. На вере этой – как на камне – она утвердилась, ей она стоит и будет стоять до конца времен.