Апостол Павел
Главная
Иконостас
Апостол Павел
День памяти: 12 июля.
Канон апостолу Павлу
Канон апостолу Павлу
Святые и святость
Святые и святость
Тропарь апостолам Петру и Павлу
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Перевод: Из апостолов первосвятители и учители вселенной, молите Владыку всех, чтобы Он даровал мир вселенной, а нашим душам великую милость.
Кондак апостолам Петру и Павлу
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еся паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.
Перевод: Непоколебимых и Богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.
Описание жизни апостола Павла – один из центральных сюжетов книги Деяний апостолов, вошедшей в Священное Писание.

Впервые молодой человек Савл появляется на страницах Библии в момент убийства первомученика Стефана. Озверевшие от «праведного» гнева иудеи побивают камнями человека, только что проповедовавшего им то же самое, что они и сами читали в законе и пророках, а Савл стережет их одежду, одобряя эти действия.

Савл (или Саул), названный так в честь первого царя Израиля, родился в городе Тарсе, в Малой Азии. Отец его – иудей из колена Вениаминова, был римским гражданином, привилегия эта передавалась по наследству. Юноша был отправлен в Иерусалим, где обучался в раввинской академии, основанной знаменитым законоучителем Гамалиилом. Преуспев в изучении иудейского закона более своих сверстников, Савл сделался ревностным членом радикальной партии фарисеев, стремившихся к буквальному исполнению закона Моисея и многочисленных преданий.

Познакомившись с христианством, Савл счел это учение опасной ересью, разрушающей основы еврейской веры, и сразу бросился на защиту того, что считал истиной. В своей борьбе с Церковью Христовой поначалу юный гонитель был на вторых ролях, но скоро стал проявлять инициативу и затеял самостоятельный поход в Дамаск – город, куда бежало от иудейских гонений много христиан. Заручившись письмом от первосвященника, Савл шел во главе отряда, уполномоченный хватать, вязать и тащить на суд всякого христианина. На этой-то дороге и произошло чудо, сделавшее гонителя Савла апостолом Павлом (по-латински - маленький).
Книга Деяний описывает это событие так: «внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же ответил: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян 9:3-5).

Ослепший, потрясенный до самых глубин души, Павел уже не мог идти дальше. Видевшие свет, но не слышавшие голоса, товарищи из его отряда довели будущего апостола до Дамаска. Три дня страдал Павел, пока его не нашел по указанию Святого Духа местный христианин по имени Анания. Он исцелил Павла наложением рук и крестил.

Павел всецело отдался Тому, Кто оказался настоящей Истиной. Господь углядел в этом гонителе те самые дарования, которые были полезны для проповеди христианства, и в подходящий момент развернул этого человека на 180 градусов.

Отныне Павел – апостол. Былые его соратники сделались теперь непримиримыми врагами. Былые враги – вернейшими друзьями. Первые стерегут Павла у городских ворот, надеясь убить. Вторые спускают его ночью в корзине с городской стены.

Начинаются миссионерские путешествия нового апостола, наполненные трудностями выше меры, которую смог бы вынести обычный человек. Сам Павел пишет об этом так: «в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (1 Кор 11:25-27). По святоотеческому мнению, именно эти обстоятельства проповеди имеет ввиду апостол, когда говорит об ангеле сатаны, который преследовал его во всех путях.

Павел приходил в города и оставался в них от нескольких дней до нескольких месяцев. Прежде всего он шел в синагогу и проповедовал Христа «погибшим овцам дома Израилева» (Мф 10:6). Кто-то принимал его проповедь и становился христианином, но чаще апостола выгоняли вон, иногда бичевали, один раз забили камнями почти до смерти.

Павел не отступал, он шел к язычниками – и снова где-то его слушали, а где-то осмеивали. Он стремился попасть в Рим, где было огромное поле для проповеди, и случай попасть туда ему представился. В Иерусалиме вожди местных иудеев решили положить конец деятельности апостола, натравив на него толпу. Командиру римского гарнизона пришлось применить силу, чтобы не допустить самосуда, и взять Павла под стражу. Иудеи обвиняли его перед римскими властями, но обвинения были сумбурными и бездоказательными, потому суд над Павлом затянулся. Его уже хотели выпустить на свободу, когда апостол потребовал суда самого императора, куда его и отправили.

Павел путешествовал как узник, под охраной солдат, но пользовался относительной свободой. Кораблекрушение в пути привело Павла на остров Мальта, чем он не преминул воспользоваться для проповеди.

Книга деяний оканчивается прибытием апостола в Рим.

О дальнейшей его судьбе известно не столь достоверно. По некоторым свидетельствам, Павел прожил, ожидая суда, два года, проповедуя Христа, после чего был освобожден. В то же время апостольские труды привели сюда еще одного ученика Христа – Петра.

В Риме царствовал Нерон – кровожадный безумец, мнивший себя великим поэтом и актером. Для вдохновения, при написании поэмы о падении Трои, император приказал сжечь часть города. Невиданный доселе пожар опустошил целые кварталы, и вина за него была возложена на христиан, к которым все общество относилось с подозрениями. Последовали гонения, и оба апостола были схвачены.

Петр был распят вниз головой. Павел, как римский гражданин, зарублен мечом.

Послания апостола Павла к различным церквям и людям, составившие большую часть Нового Завета, легли в основу догматического и нравственного учений Церкви. Не сухая теория, но живой и яркий опыт, которым дышат его послания, по сей день являются образцом выстраивания своей жизни для каждого христианина.
Источник: священник Н. Никольский, «Святой апостол Павел. Его жизнь и деятельность»