Храм иконы Божией Матери
«Взыскание погибших» в Перово
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово
Взыскание погибших
Икона Божией Матери «Взыскание Погибших»
День празднования — 18 февраля
История иконы
Может ли человек, занесший ногу над пропастью и уже потерявший равновесие, удержаться на краю и не сделать рокового шага? А если он уже сорвался в бездну, что или кто может остановить падение?

Гибель физическая — это не вся беда, это ее половина. Настоящая катастрофа — гибель духовная, смрадные объятия проклятого ада.

В начале VII века в греческом городке Адане, что в Киликии, в Малой Азии, жил церковный эконом по имени Феофил, что означает — любящий Бога, благочестивый и богобоязненный монах. Был он отцом сирот и кормителем вдов, благодетелем всех, обращавшихся к нему за помощью. Столь смирен он был, что отказался от епископской кафедры, на которую хотел его поставить киликийский митрополит.

Но все в его жизни изменилось, когда митрополит, послушавшись навета, отстранил Феофила от должности и отправил на покой. Впал в уныние монах, и дошел даже до лютого отчаяния. Ему, отказавшегося от епископского сана, власть и положение эконома показались верхом мечтаний. И возроптал он на Бога, и обратился к волхву. Ради земных благ он продал душу дьяволу, собственноручно подписав отречение от Христа.

По попущению Божию вернулась к нему должность, стал проводить он время в еще большем почете, чем раньше, но червь совести грыз его душу. Однажды умственному взору Феофила открылась бездна его падения. Он осознал, в какое положение сам себя поставил, на какую чудовищную судьбу обрек. Не в силах обернуться к Господу, от Которого отрекся, Феофил упал на колени перед иконой Божьей Матери и сорок дней со слезами изливал Пресвятой Деве свою беду. Раскаялся эконом, исповедал себя окончательно погибшим и обратился с молитвой к Заступнице. Он просил только об одном — чтобы милосердный Господь принял его покаяние. Чтобы простил страшный грех, ответственность за который неподъемным грузом легла на его плечи. Богородица явилась Феофилу и согласилась молить за него Своего Божественного Сына. Явившись во второй раз, возвратила монаху подписанную им дьявольскую хартию с отречением.

Может ли человек, намеренно отрекшийся от Бога, сорвавшийся в абсолютный мрак адского зла, изменить свою судьбу, направить стопы на путь Богодарованного счастья? Своими силами – нет. Ему нужен удерживающий.

Пресвятую Богородицу Церковь называет заступницей, молящейся Богу за весь мир. Ее кроткое и тихое покровительство способно вытащить из ада человека, который настолько погряз во зле, что не имеет сил, боится направить к Богу не только молитву, но даже свою мысль.

Богородица слушает людей, окончательно погибших грехом, и слышит их. Матери распятого на кресте и воскресшего Сына даровано невообразимое могущество — силой Бога исцелять совесть даже самых отвратных пребеззаконников. По Ее ходатайству возможны перемены в самых жестоких, изуродованных грехом сердцах. Она ходатайствует Богу за человека — и его гибель не становится бесповоротной. Поэтому каждый человек, осознавший себя в самой глубине ада, может обратиться и получить помощь от Той, которой Церковь дала много имен. Одно из них – Взыскание погибших. Дева-Матерь Мария способна световой мощью Своего Сына и Бога высветлять, исцелять совесть даже таких людей, которые в своих беззакониях уподобились уже даже не животным, но падшим ангелам – демонам.
Иконография
Об иконографии того образа, перед которым молился Феофил, ничего не известно, четких правил по написанию его не существует. Икона Божией Матери «Взыскание погибших» — образ собирательный. Само слово «Взыскание» можно понимать как «истребование, возвращение». Общая изобразительная черта иконы — положение стоящего в рост Младенца Христа, обнимающего левой ручкой Ее шею и правой прикасающегося к горловине платья. Обычно Богомладенец изображается справа, но есть иконы и в зеркальном расположении. На одних списках Младенец может приникать щекой к щеке Богородицы, на других — нет. Руки Богоматери кольцом обнимают Христа, пальцы ее могут быть сцеплены, а могут не соприкасаться, сохраняя молитвенный жест. Богоматерь может изображаться сидящей, обе ножки Младенца, видимые из-под хитона, стоят на ее колене, в иных случаях Христос стоит на подобии парапета с текстом посвящения. Голова Богородицы обычно покрыта традиционным мафорием, в других вариантах – платом, на наиболее старых иконах Пречистая Дева изображена с непокрытой головой.
День празднования
Первоначально не было единого дня празднования этой иконы, в день празднования разных списков различался. С 1857 года установлен единый день 5 февраля (18 февраля по новому стилю). День этот определен в результате согласования дней чествования одноименных икон, происходящих из разных мест. Начало почитания иконы в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями несколько образов, связанных с «повестью о покаянии Феофила».
Источник: Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, «Повесть о покаянии Феофила»