Всенощное Бдение
Главная
Богослужение
Всенощное Бдение
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.
Исход, глава 20, стихи 8 - 10.
Православное богослужение
Богослужение Православной Церкви строится вокруг своего центра – Божественной Литургии. Само слово «литургия» применяется иногда ко всему богослужению и переводится с греческого как «общее дело». Общее оно потому, что объединяет верующих в едином священнодействии, исполняя саму сущность Церкви – присутствие Христа посреди людей, собранных во Имя Его. Одновременно это дело сугубо личное, потому что мистическая реальность богослужения обращена к каждому человеку. Она дана для личного вразумления, для укрепления, для утешения, для возрастания в добродетели, для усвоения божественной благодати.

Православное богослужение наполнено глубоким смыслом. Это – стройная и четкая система. С одной стороны – осмысленная в каждой мелочи, с другой – гибкая, позволяющая служить Богу именно в духе, а не в мертвой букве. Структура богослужения, его тексты, его отдельные элементы – каждение, свечи, иконы и само пространство храма – являются зримым отражением той духовной реальности, в которой происходит соединение Бога и человека.

Язык богослужения – это язык Священного Писания. Библейские тексты составляют значительную часть церковных служб. Библейские слова и выражения «Аминь», «Аллилуйя» и многие другие – на еврейском языке и в переводе – рассыпаны по всем службам. Образы и символы из Библии используются в большинстве молитв и песнопений.

Богослужебные тексты содержат опыт того теснейшего знания Бога, который открыт Церкви, как телу Иисуса Христа. В текстах служб – догматическое и нравственное учения, священная история, аскетическое наследие. Поколения и поколения христиан, которым недоступно было печатное слово, учились познавать Бога именно в храме. Литургическое богатство Церкви открывается каждому, кто постарается отнестись к нему внимательно.
Всенощное Бдение
Вечернее богослужение, обычно совершающееся в храме, называется Всенощным Бдением – то есть, бодрствованием, которое продолжается всю ночь. Название это – наследие тех времен, когда служба в храме начиналась поздно вечером, длилась всю ночь и заканчивалась ранним утром совершением Божественной Литургии. В некоторых монастырях этот порядок сохраняется до сих пор.

Структурно Всенощное Бдение состоит из трех объединенных служб: Великой вечерни, Утрени и Первого часа. Суточный круг богослужения начинается с вечера, подобно дням творения, описанным Боговидцем Моисеем «И был вечер, и было утро: день один.» (Быт. 1:5). Таким образом, служба, совершаемая в субботу вечером, относится уже к воскресенью и называется воскресной.

Название «Всенощное Бдение» – не просто пережиток. Это отражение смыслов, заложенных в тексты и священнодействия. Бдение уже не является всенощным формально, но остается таковым по своему содержанию. Оно – грань между прошедшим и наступающим, путь из ночи в день, из тьмы к свету Истины.

Значительная часть текстов Всенощного Бдения посвящены событию или святому, чья память празднуется в этот день. Другая часть сменяет друг друга каждую неделю в зависимости от одного из восьми гласов – собрания текстов из книги Октоих (Осмогласие). Все это делает каждое Всенощное Бдение новым, непохожим на предыдущее, отражает разные грани Божественного домостроительства.
Великая Вечерня
Начинается вечерняя служба в полной тишине. Священник безмолвно крестовидно кадит Престол. Кадильный дым окутывает алтарь – это образ первых строк книги Бытия, в которых описано самое начало творения мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1:2) Движения кадила рисуют в воздухе крест: мир еще не сотворен, а Сын Божий уже готов пойти на распятие ради его спасения.

Первый возглас священника – прославление Бога Троицы: «Слава святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». И тут же – прославление Иисуса Христа, в котором Бог открыл Себя людям: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу… Самому Христу, Цареви и Богу нашему».

Под пение величественного 103-го псалма, названного предначинательным, при открытых царских вратах, священник совершает каждение всего храма. Мир только что сотворен, красота его воспевается в словах псалма, и Бог пребывает в раю с людьми, которым открыто богообщение в полноте. Священник кадит иконы и собравшихся людей: каждый человек, достигший святости, и только еще идущий по этому пути, и даже не помышляющий об этом – является образом Самого Бога.

После каждения царские врата закрываются, первые люди отворачиваются от Бога, грех входит в мир, воздвигая стену между человеком и Богом. Священник читает перед закрытыми вратами светильничные молитвы, исполненные надежды на возвращение к Господу. Сын Божий, ходатайствует за весь мир, вселяя в людские сердца надежду на восстановление связи с Богом.
Следующая за этим великая ектинья – молитвы о даровании духовных и земных благ. Адам перед запертыми вратами рая, открывший Богу в покаянном плаче боль своего сердца, молит Творца о помощи.

И словно в ответ на просьбу поются стихи первой кафизмы (группы псалмов) «Блажен муж…». В этих словах указание на путь спасения и надежда на пришествие Спасителя, Которого единственного из людей можно в полной мере назвать блаженным мужем, чуждым греховной скверны.

Следующий момент богослужения – пение псалма «Господи, воззвах…», каждение алтаря и храма. Дым от кадила поднимается ввысь и покаянные молитвы верующих восходят к Богу, как и при богослужении в скинии Моисея – переносном храме израильского народа, сделанном по прямому указанию Творца после исхода евреев из Египта. Следующие за псалмом стихиры на «Господи, воззвах…» - это уже надежда, предчувствие прихода в мир Спасителя.

Последняя строфа стихир, называемая догматиком, содержит догмат о Воплощении Бога. Это ответ на надежды всего мира, пораженного смертельной болезнью греха. Воспевает догматик и Пресвятую Богородицу. Боговоплощение стало возможным благодаря непревзойденной чистоте и смиренному послушанию Девы Марии. Во время пения открываются Царские врата, из дьяконских дверей выходит священник, предваряемый дьяконом с кадилом и свеченосцами. Совершается так называемый вход с кадилом или вечерний вход. Иисус Христос рождается, предваряемый Иоанном Предтечей, и приносит в мир неизреченный духовный свет. То, что догматик отражает в словах, вечерний вход отражает в действии.

Заканчивается вечерний вход пением молитвы «Свете Тихий». Всемогущий Создатель, Немеркнущий и Незаходящий Свет, Сын Божий является людям «приняв образ раба» (Флп.2:7), в тихом и смиренном виде, почти незаметный среди кипящих страстей этого мира.
Чтение отдельных стихов и отрывков из Ветхого завета – так называемых прокимнов и паремий – предшествует усиленной молитве – сугубой и просительной ектиниям. С пришествием Спасителя близость Творца к человеку неизмеримо усилилась, усиливается и молитвенное общение человека с Богом.

Следующая часть Вечерни, называющаяся литией, совершается только в дни больших праздников. В древние времена лития была выходом священников и молящихся их храма, торжественным шествием с пением стихир и молитвами, в современной практике священники просто отходят максимально далеко от алтаря, насколько позволяют размеры храма. На литии поминаются святые – люди, достигшие теснейшего соединения с Богом. После литийных молитв на середину храма выносится пять хлебов, вино, елей и пшеница. Эта пища освящается и впоследствии раздается молящимся. Освящение хлебов происходит в воспоминание чуда Господа Иисуса Христа, который накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, однако в древности оно имело и вполне практическое значение – служило подкреплению сил молящихся во время ночной службы.

После литии звучит песнопение «Ныне отпущаеши…». Это – слова Симеона Богоприимца, старца, взявшего на руки младенца Иисуса. Это – грань между Ветхим и Новым Заветом. Черта, до которой доводит человека данный Богом Закон, чтобы передать его в руки Самого Бога.
После пересечения этой грани звучат молитвы Святой Троице и молитва Господня «Отче наш», отражающая совершенно новое для ветхозаветного человека отношение к Богу как к Отцу. Звучат тропари – песнопения, повествующие о событиях и святых, чья память празднуется в этот день.

Заканчивается Вечерня словами священника, который призывает на собравшихся в храме Благословение Господне.
Утреня
В храме гаснет свет, чтец с единственной свечой в центре храма читает шесть псалмов. Это – распознавание своей смертности, где смерть и ад совпадают, и молитва к Богу, способному исцелить. Это страдание души, осознавшей свою немощь и услышавшей о Спасителе, родившемся глубокой ночью. И это радость от личной встречи с Господом. Шестопсалмие – один из важнейших моментов богослужения, требующий от каждого молящегося особенной сосредоточенности.

Когда снова зажигается свет, звучит великая ектинья – человек снова обращается к Богу в молитве, но теперь Господь близок как никогда. Возносятся пророческие слова радостного 117-го псалма «Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Этими же словами народ будет славословить Господа, въезжающего в Иерусалим на молодом осле накануне своего крестного подвига.

Затем поются тропари, раскрывающие смысл праздника и повествующие о святых, память которых совершается в этот день, а также читаются кафизмы. Слово «кафизма» означает «сидение» и напоминает о древних временах, когда Всенощная длилась всю ночь. Во время этих чтений разрешалось сидеть, чтобы дать отдых ногам.

Следующая, самая торжественная часть утрени, называется полиелеем. Зажигаются все светильники, открываются царские врата и священники выходят в центр храма в сопровождении свеченосцев и под пение строк 134-го и 135-го псалмов «Хвалите имя Господне!». Христа, распятого на кресте, не смогли удержать ни гроб, ни смертные узы – Спаситель воскрес из мертвых, разрушил ад, упразднил саму смерть. На воскресном всенощном бдении об этой победе повествуют тропари по непорочных «Ангельский собор удивися…»

Кульминацией утрени становится чтение Евангелия. На воскресном всенощном бдении это будет отрывок о Воскресении Иисуса Христа, после которого зазвучит псенопение «Воскресение Христово видевше…», которому часто подпевают все собравшиеся в храме люди. Не телесными, но внутренними очами видит христианин Воскресение Христово и событие это становится для него самым значительным в жизни.

Следующая часть утрени – чтение канона. Обычно на воскресном всенощном бдении несколько канонов объединяются в один, который одновременно прославляет Спасителя, Божью Матерь и того святого, которому посвящена служба. Канон – это самая большая из изменяемых частей богослужения, двух одинаковых канонов услышать на утрени практически невозможно. Во время чтения канона происходит помазание верующих освященным маслом.

Ближе к завершению канона поется песнопение, возвеличивающее Божью Матерь. Составлено оно из песни Богородицы «Величит душа Моя Господа» (Лк.1:46-55), и припева «Честнейшую Херувим…» Во время этого песнопения совершается каждение храма.

Когда Всенощное бдение совершалось всю ночь, ближе к концу утрени как раз восходило солнце. В эти минуты священник возглашает «Слава Тебе, показавшему нам свет» и хор поет Великое славословие, начинающееся словами «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Молящиеся вместе с хором прославляют Бога за все Его благодеяния.

Заканчивается утреня теми же самыми ектиньями, которыми начиналась Вечерня. И, как и в начале службы, славословятся Господь Иисус Христос и Святая Троица – источник и податель всякого блага.
Первый час
В храме гаснут светильники и читается третья, самая короткая служба – Первый час. В словах псалмов и молитв этой службы – воспоминание первого этапа крестных страданий Спасителя и благодарность Богу. «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое.»
Источники: Никулина Е.Н. «Богослужебный устав и гимнография»
протоиерей Виктор Потапов «Смысл и структура Всенощного Бдения»
Красовицкая М.С. «Литургика»
протопресвитер Александр Шмеман «Православное богослужение»