Начинается вечерняя служба в полной тишине. Священник безмолвно крестовидно кадит Престол. Кадильный дым окутывает алтарь – это образ первых строк книги Бытия, в которых описано самое начало творения мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1:2) Движения кадила рисуют в воздухе крест: мир еще не сотворен, а Сын Божий уже готов пойти на распятие ради его спасения.
Первый возглас священника – прославление Бога Троицы: «Слава святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». И тут же – прославление Иисуса Христа, в котором Бог открыл Себя людям: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу… Самому Христу, Цареви и Богу нашему».
Под пение величественного 103-го псалма, названного предначинательным, при открытых царских вратах, священник совершает каждение всего храма. Мир только что сотворен, красота его воспевается в словах псалма, и Бог пребывает в раю с людьми, которым открыто богообщение в полноте. Священник кадит иконы и собравшихся людей: каждый человек, достигший святости, и только еще идущий по этому пути, и даже не помышляющий об этом – является образом Самого Бога.
После каждения царские врата закрываются, первые люди отворачиваются от Бога, грех входит в мир, воздвигая стену между человеком и Богом. Священник читает перед закрытыми вратами светильничные молитвы, исполненные надежды на возвращение к Господу. Сын Божий, ходатайствует за весь мир, вселяя в людские сердца надежду на восстановление связи с Богом.
Следующая за этим великая ектинья – молитвы о даровании духовных и земных благ. Адам перед запертыми вратами рая, открывший Богу в покаянном плаче боль своего сердца, молит Творца о помощи.
И словно в ответ на просьбу поются стихи первой кафизмы (группы псалмов) «Блажен муж…». В этих словах указание на путь спасения и надежда на пришествие Спасителя, Которого единственного из людей можно в полной мере назвать блаженным мужем, чуждым греховной скверны.
Следующий момент богослужения – пение псалма «Господи, воззвах…», каждение алтаря и храма. Дым от кадила поднимается ввысь и покаянные молитвы верующих восходят к Богу, как и при богослужении в скинии Моисея – переносном храме израильского народа, сделанном по прямому указанию Творца после исхода евреев из Египта. Следующие за псалмом стихиры на «Господи, воззвах…» - это уже надежда, предчувствие прихода в мир Спасителя.
Последняя строфа стихир, называемая догматиком, содержит догмат о Воплощении Бога. Это ответ на надежды всего мира, пораженного смертельной болезнью греха. Воспевает догматик и Пресвятую Богородицу. Боговоплощение стало возможным благодаря непревзойденной чистоте и смиренному послушанию Девы Марии. Во время пения открываются Царские врата, из дьяконских дверей выходит священник, предваряемый дьяконом с кадилом и свеченосцами. Совершается так называемый вход с кадилом или вечерний вход. Иисус Христос рождается, предваряемый Иоанном Предтечей, и приносит в мир неизреченный духовный свет. То, что догматик отражает в словах, вечерний вход отражает в действии.
Заканчивается вечерний вход пением молитвы «Свете Тихий». Всемогущий Создатель, Немеркнущий и Незаходящий Свет, Сын Божий является людям «приняв образ раба» (Флп.2:7), в тихом и смиренном виде, почти незаметный среди кипящих страстей этого мира.
Чтение отдельных стихов и отрывков из Ветхого завета – так называемых прокимнов и паремий – предшествует усиленной молитве – сугубой и просительной ектиниям. С пришествием Спасителя близость Творца к человеку неизмеримо усилилась, усиливается и молитвенное общение человека с Богом.
Следующая часть Вечерни, называющаяся литией, совершается только в дни больших праздников. В древние времена лития была выходом священников и молящихся их храма, торжественным шествием с пением стихир и молитвами, в современной практике священники просто отходят максимально далеко от алтаря, насколько позволяют размеры храма. На литии поминаются святые – люди, достигшие теснейшего соединения с Богом. После литийных молитв на середину храма выносится пять хлебов, вино, елей и пшеница. Эта пища освящается и впоследствии раздается молящимся. Освящение хлебов происходит в воспоминание чуда Господа Иисуса Христа, который накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, однако в древности оно имело и вполне практическое значение – служило подкреплению сил молящихся во время ночной службы.
После литии звучит песнопение «Ныне отпущаеши…». Это – слова Симеона Богоприимца, старца, взявшего на руки младенца Иисуса. Это – грань между Ветхим и Новым Заветом. Черта, до которой доводит человека данный Богом Закон, чтобы передать его в руки Самого Бога.
После пересечения этой грани звучат молитвы Святой Троице и молитва Господня «Отче наш», отражающая совершенно новое для ветхозаветного человека отношение к Богу как к Отцу. Звучат тропари – песнопения, повествующие о событиях и святых, чья память празднуется в этот день.
Заканчивается Вечерня словами священника, который призывает на собравшихся в храме Благословение Господне.