Вознесение Господне
Главная
Статьи на разные темы
Вознесение Господне
Вознесение Господа нашего Иисуса Христа
Иисус Христос возносится на небо. Человеческое Его тело, материальное, но уже нетленное, прошедшее страдания и крест, возносится к престолу Бога. Человеческая природа Спасителя, соединенная в Нем с Его божественной природой, зримо возносится в мир Небесный, духовный. В памяти свидетелей запечатлевается реальность того, что каждому человеку, решившемуся идти тем путем, который прошел Спаситель, открыт путь на Небо. Во Христе прославляется все человечество. В Нем каждый верующий, для которого его вера не является формальной, получает обетование вечной, Небесной жизни.
Особенности богослужения
Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи и всегда приходится в четверг 6-ой седмицы по Пасхе.

Празднование Вознесения Господня восходит к глубокой древности. По свидетельству свт. Иоанна Златоуста и блаж. Августина, этот праздник, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлен самими апостолами.

Всенощное бдение служится как обычно в двунадесятые Господские праздники, пасхальных песнопений уже нет.

Праздник Вознесения Господня тесно связан с праздниками Воскресения Господа Иисуса Христа и Пятидесятницы.

Связь эта диктует главные особенности праздничного богослужения:

Песнопение «Воскресение Христово видевше» после чтения Евангелия поется уже только один раз. Катавасией (ирмосами, завершающими каждую песнь) канона Вознесения Господня служат ирмосы канона на праздник Пятидесятницы («Божественным покровен»).

Прочие особенности богослужения Вознесения Господня такие же, как и других двунадесятых праздников.

На богослужении читается два канона.

Первый, принадлежащий перу преподобного Иоанна Дамаскина, «Спасителю Богу».

Второй – канон святого Иосифа Песнописца. Вместо «Честнейшую Херувим» поются припевы Вознесения «Величай душе моя, вознесшагося от земли на небо, Христа Жизнодавца».

Во все дни от Вознесения Господня до дня Пятидесятницы в начале часов и других служб «Царю Небесный» не читается, но службы начинаются с Трисвятого. В конце Литургии от Вознесения Господня до Пятидесятницы вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь праздника или дня («Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш» – до Троицкой субботы, «Глубиною мудрости» – в Троицкую субботу).
Тропарь
Преславное Вознесение Спасителя с плотию на небо было завершением прославления Его по человечеству и в Нем – прославлением всего человечества. Прославление это началось в Воскресении, основанием ему послужил Крест Христов.
По обещанию Спасителя, после Его вознесения к апостолам придет Утешитель (Евангелие от Иоанна, глава 16). Апостолы, а через них и все верующие будут облечены «силою свыше» – им будет дарована благодать Святого Духа (Евангелие от Луки, глава 24, стихи 49-53).
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.
Кондак
Вознесение – финальный аккорд в деле спасения человечества. Вознесением земное соединяется с небесным, под началом Господа и Спасителя Иисуса Христа.
По Своем вознесении на небо Христос не оставил землю Своим присутствием. Хотя Он уже и не видим телесными очами, но пребывает с нами неотлучно. Он обещает верующим в Него и любящим Его: «Я с вами, и никто против вас». Своим Вознесением Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, так как находится на земле не только Своим Божеством, но и Телом в великом таинстве Евхаристии.
Яже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»
Эксапостиларий
Господь Иисус Христос вознесся на небо и сел одесную Отца. Спаситель воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе. Возглас ангелов «Поднимите врата, ибо Царь вошел к начальному Свету славы» – отсылка к строкам Псалтири (псалом 23, стихи 7 – 10), в которых Церковь традиционно видит пророческое указание на Вознесение и прославление Мессии.
Учеником зрящим Тя, вознеслся еси Христе ко Отцу соседя, ангели предтекуще зовяху: возмите врата, возмите, Царь бо взыде к начальному Свету славы.
Когда ученики на Тебя взирали, вознесся Ты к Отцу, Христе, чтобы с Ним восседать. Ангелы же, впереди спеша, взывали: «Поднимите врата, поднимите, ибо Царь взошел к начальному Свету славы!»
Деяния Апостолов
Деяния Апостолов, глава 1, стихи 1-12
Евангелист Лука начинает книгу Деяний рассказом о Вознесении Иисуса Христа на Небо. После Воскресения Спаситель в течение 40 дней являлся своим ученикам, беседуя с ними о Царствии Божием. Однако ученики, находясь под влиянием заблуждений своего времени, продолжали спрашивать о восстановлении Израильского царства. Скоро они увидят саму бессмысленность этих вопросов, ощутят действительность наступления Царствия Божия, когда исполнятся Духа Святого и начнут распространять это Царство по всему миру своей проповедью. Став свидетелями вознесения Спасителя, апостолы получат от ангелов уверение в том, что таким же образом Христос и придет снова, во Второе Свое Пришествие.
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе
Цветная Триодь
Аверкий Таушев, архиеп. Литургика
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография
Шиманский Г.И. Литургика
Иванов А.В. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол