Дорогие друзья, сегодня Церковь торжественно чтит один из двунадесятых праздников - Воздвижение Креста Господнего.
Любопытно, этот праздник вроде бы не высветляет, не погружает нас в тайны Бога, ставшего человеком, погрузившегося в нашу человеческую историю. Он не говорит ни о
Боговоплощении, ни о Рождестве, ни о том, какая световая мощь Бога скрывалась в его человеческом теле... Само "Воздвижение" имеет исторические корни, так или иначе, мы все с вами слышали о том, что когда Равноапостольный Константин, Император Рима, дал свободу христианству , а его мать отправилась в Иерусалим, чтобы найти, обрести Крест, на котором был казнен Иисус Христос, и после ряда трудов, переживаний, молитвенных напряжений, он был обретен.
Почему это так беспредельно важно? Обратите внимание, Крест, Распятие, в Римской империи —это орудие самой постыдной казни. Человека растягивают на кресте, кто-то любуется его муками, кто-то устрашается. Человека казнили обычно нагишом, он даже спрятаться не может. Здесь абсолютная всенемощь, которая должна закончиться мучительной смертью. И вот "сильные века сего" ищут Крест, как святыню, чтобы прикоснуться, чтобы склонить свою головушку и поцеловать то орудие, которое всегда вызывало отвращение.
Многие века в людях воспитывалось отвращение к такой казни, и вдруг всё меняется. Ищут как святыню, как предмет, который может словно ключом открыть себе доступ к счастью. Ищут не простаки, которых можно было бы заподозрить в нерассудительности, а ищут люди, которые имели прекраснейшее образование, власть, несметные сокровища.
Почему для них это важно? Почему важно это для нас, - сегодня, вчера, завтра, и особенно в день наших тяжёлых испытаний и нашей смерти, когда нас накроет абсолютное несчастье, ? Почему Крест Христов? Дорогие друзья, все меняется, если мы просыпаемся к тайне и сможем ответить на вопрос, кто был распят. Были ведь тысячи, или даже может быть, миллионы распятых до Христа или после Него, но нам важен именно Этот. Мы водружаем на грудь наших детей крест - знак смерти - с надеждой, что именно смерть этого человека защитит, укрепит, сделает несокрушимыми наших детей и нас самих. Как мертвое может зищитить живое? Может, если тот, кто на кресте – источник жизни. Не у него жизнь, а Он и есть всежизнь. Всежизнь, которая не может иссякнуть ни в каких глубинах смерти. Всещастье которое невозможно сокрушить никаким клином проклятого ада. Он есть Тот, Кто весь превыше всего и одновременно полностью стал с нами, подчинив себя нашей судьбе, смертной судьбе, такой, которую может прикоснуться горе. И если Бог идёт на это, значит я Ему нужен? Я не святой и никогда, к сожалению, им, наверное, не буду, но я Ему нужен? Я делаю ошибки, срываюсь, но я Ему все-таки нужен? В конце концов, я лягу в могилу и буду съен червями, но я Ему нужен?
Поразмыслим еще немножко об этой тайне. Что такое распятие Христа? Это поражение. Поражение Бога, потому что люди отказались принять Его величайший дар - единственного Сына,- отвергают, оплевывают уничтожают. Поражение Сына Божия,- потому что для людей стало несносно слушать то, что Он говорит и, самое несносное, Он подтверждает это чудесами: исцеление неисцелимых болезней, воскресеньем мертвых... Один Лазарь четверодневный чего стоит! И люди это отвергли, потому что Он явил Свою любовь к человеку, развенчивая их любовь, как нелюбовь. Мы все помним знаменитые притчи о званых на пир, когда званные отрекаются придти: один хотел проверить поле, другой испытать волов, а третий вовсе женился- была брачная ночь. Все они отказываются от того, чтобы прийти к царю, и мы понимаем,- под образом царя отказываются от Бога. Оказывается, увлеченность работой, увлеченность науками, искусствами, эстетикой, культурой.., и, наконец, уважение, любовь к человеку может быть убийственной для меня. Когда любовь теряет перспективу Вечности, Истины - Бога, она делает человека чудовищем, способным плевать в лице Богу.
Недавно один раненый покалеченный воин после долгого разговора, сказал: я теперь, кажется, понял, какая у вас профессия, вы взломщик смерти. И это правда. Это хорошо видится при крещении людей. И я люблю эту работу. Но если она не открывает во мне глубины моей совести, и я не стараюсь этим приобщиться к Богу убитому, но и воскресшему, то моя любовь к этой работе меня же сделает несносным . Если я люблю глубокую мысль, изящную поэзию, стройную философскую систему, но это все не приводит меня к тому, чтобы я мог, прощая брата, встать на коленочки перед Богом, смирившем Себя до смерти, - моё положение чудовищно. Если я люблю свою жену, своего ребенка и тысячу раз готов умирать за них, но это не открывает мне тайну того, на что Бог решился, что бы мы были недвусмысленно счастливы, я вновь опустошаюсь ложью вечного ада.
Крест является поражением и для человечества. Оно отвергло единственный прекрасный счастливый путь спасения в жизнь вечную Отвергает все, лишь бы этот Чудотворец, не, будил болезненно совесть, не тревожил их сон.
Но через три дня все переменится. Тот, кого судили, осудили и доказали, что он немощен, погрузив в могилу, придет как Победитель. Тот, над которым смеялись, как над глупцом и богохульником, а чтобы никто не сомневался, плевали Ему в лицо,- через три дня явится в славе.
Я хотел бы задуматься. Этот год, принес мне много религиозных открытий. С одним из них я хотел бы поделиться. Оказывается, абсолютное чистое мужество и абсолютная чистая нежность совпадают. Для начала это было видно из Евангелия,- слова Христа о совершенной любви. Нет больше любви, как, кто душу свою положит за други своя. Чтобы решиться на смерть за человека, надо явить чистое мужество, чуждое позерство или нечто от таковых. Но что нежнее любви? Что нежнее материнский рук, держащих младенца? Но похоже, что есть нежнее. Это пасть аллигатора. Говорят, когда он сжимает свою челюсть, давление на зубах пять тонн. Но когда он переносит своего детёныша в своей пасти, то не сделает ни одной царапинки. Рассмотрев эти явления, вдруг, читая Евангелие, открывается:
Скажите, Крест – это слабость или сила Иисуса Христа? Конечно же, сила. Бог своим человеческим воскресением взламывает смерть, явив Свою надвечную МОЩЬ. Но прежде чем Он явит эту силу, надвечную мощь Божества взламывающую смерть, Он сначала покажет Свою чистейшую нежность, чтобы не раздавить тех, которые плевали Ему в лицо, распинали. Не раздавить меня, когда я срываюсь и увлекаюсь злом. Не раздавить тебя, когда ты поступаешь, как я, и опять боишься подойти к Богу, чтобы исцелить свою совесть. Не раздавить Своей ослепительной, более чем сияние всех звёзд разом, совершенной всеправдой, хрупкого человека, болеющего злом и смертью, чтобы хоть кто-то из нас, а лучше все решились бы Евангельски меняться, насыщаться надвечной световой силой Бога, взламывающего смерть. Уверяю вас, - это происходит с нами всяки раз, когда мы действительно склоняем свою совесть к словам распятого воскресшего Бога и прощаем брата. Аминь. Аминь. Аминь.