Вход Господень в Иерусалим
Главная
Иконостас
Вход Господень в Иерусалим
воскресенье перед Пасхой
Канон Входу Господню в Иерусалим
Канон Входу Господню в Иерусалим
Тропарь
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Перевод: Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем, Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией.
Кондак
На престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати.
Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»
Когда пришло время для Его крестного подвига, Иисус Христос вошел в Иерусалим, где иудеи подготовили Ему триумфальную встречу. Основной причиной их радости было событие, произошедшее накануне – воскрешение Господом Лазаря. Ожидавшие своего Мессию, который возглавит народ и скинет наконец иго римлян, евреи увидели его в Иисусе из Назарета. Собственно, Он и был этим Мессией. Слово Мессия переводится с еврейского как Помазанник. Помазанник по-гречески – Христос. Однако, представления о Нем еврейского народа существенно отличались от реальности.

Все явления Христа миру вызывали раздражение и возмущение. Люди не могли вынести присутствия Бога. Господь явился в смиренном облике, но даже такое Его присутствие было для искалеченных грехом людей подобно прикосновению к открытой ране. Стремясь уменьшить это раздражение, Христос скрывает Свое Божество и только немногие люди способны узнать Его.
Христос – действительно Царь, но Его царство не имеет ничего общего с земными Царствами, оно «не от мира сего». Это царство любви и смирения – качеств, часто кажущихся признаками романтической слабости, но в действительности обладающих огромной мощью. Это не наигранные внешние добродетели, но сама световая реальность Бога, ставшего человеком. Любовь и смирение Христа являются выражением Его нетварных энергий, Божественной благодати.

Перед Своим входом в Иерусалим Спаситель послал учеников привести ему молодого осла и ослицу, на которых воссел для своего триумфального шествия. Согласно святоотеческой мысли, эти животные символизируют все человечество. Люди приводятся ко Христу апостолами, развязавшими их от уз старой жизни, лишенной неложных смысла и цели. Они становятся участниками триумфа Бога, вводятся в Горний Иерусалим Самим Христом, без которого не смогли бы туда попасть.

Встречающие Христа люди благословляют Его, воспевают осанну своему Царю. Когда Бог благословляет человека, Он Его освящает. Но когда человек благословляет Бога, он освящается сам.

Дети славословят Христа, а начальники иудейского народа уже подбирают Ему крест. Одно и то же Божественное действие вызывает в одних радость, в других – зависть, ненависть. Это обстоятельство служит ярким примером того, что спасение человека не осуществляется автоматически, внутреннее состояние сердца определяет реакцию на Благодать Бога. Для чистых сердцем пришествие Бога – радость. Для тех, кто сроднился, сросся с мраком своей греховной жизни – невыносимое страдание.
Источник: митрополит Иерофей (Влахос), «Господские праздники».