Великое славословие
Главная
Богослужение
Великое славословие
Это древний гимн, составленный в IV-V веках. Особенностью Великого славословия является то, что существует две его версии, отличающиеся порядком строк и небольшими изменениями в тексте. Одна из этих версий, «праздничная», поется в праздничные и воскресные дни, другая, «вседневная», читается в будни. В современной богослужебной практике великим называют только праздничную версию.
Великое славословие
03:07
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мiра, помилуй нас. Вземляй грехи мiра, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. трижды.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. трижды.
Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Перевод

Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех мiра, помилуй нас. Подъемлющий грехи мiра, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.
На всякий день благословлю Тебя и восхвалю имя Твоё вовеки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь.
Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя.
Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим.
Господи, Ты стал для нас прибежищем от рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя.
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Святой Бессмертный, помилуй нас.
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Структурно Великое славословие состоит из трех частей, каждая из которых заканчивается словом «аминь».

Первая часть начинается песнью, которую воспели ангелы при рождении Спасителя. Эта песнь как бы возвращает молящихся к началу утрени, замыкая службу. Стоящие в храме люди благодарят Бога, не указывая, за что конкретно, слишком длинным вышел бы список. Главная причина их хвалы – великая слава Божья.

За прославлением следует молитва о помиловании, обращенная ко всем лицам Пресвятой Троицы. Особенно выделяется Сын Божий, Иисус Христос, названный здесь Агнцем – любимым именем Спасителя у древних христиан.

Вторая часть песнопения не столь восторженна. Она почти всецело состоит из слов Священного Писания. Прославление Бога омрачается здесь сознанием греховности человека.

Третья часть исключительно молитвенная. Покаянный плач усиливается, моление приобретает более определенный характер. Люди просят Бога об оправдании, об очищении сердца, замаранного грехом, об умении творить волю Божию. Все это может быть подано только Самим Творцом, человеческих сил не хватит на стяжание христианских добродетелей. Заканчивается молитва твердой уверенностью в ее исполнении. Основана эта уверенность на особенной близости Бога к людям, следующим за своим добрым Пастырем.

В конце Великого славословия поется Трисвятое – молитва к Богу, единому в трех Лицах. Каждая из Ипостасей Пресвятой Троицы называется одним словом – «Святый», что подчеркивает единую и нераздельную природу Трех Лиц. Обращение к каждой из божественных Ипостасей, «Боже,… крепкий…. бессмертный» не приписывает каждому Лицу какое-то свойство. Все Они – Бог, все – могущественны и все бессмертны.
Источники: епископ Виссарион (Нечаев). «Обозрение употребительнейших церковных молитв».
Михаил Скабалланович. «Содержание великого славословия».