Великий Вторник
Главная
Страстная седмица день за днем
Великий Вторник
Последняя проповедь Спасителя в Храме
Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 1-12
В своей последней проповеди Спаситель обличал лицемерие иудейской элиты, называя их слепыми вождями и окрашенными гробами. Слова Спасителя, обращенные к фарисеям, обращены и к каждому человеку. Лицемерие, жизнь под маской, ориентированная на зрителя, закрывает для человека путь к подлинной внутренней жизни. Обращаясь к народу, Спаситель говорил: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».
Притча о десяти девах
Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 1-13
Пять мудрых дев, имевших масло в своих светильниках, вошли с Женихом на брачный пир. Пять неразумных, которым не хватило масла, были изгнаны вон. Спаситель призывает каждого человека к бодрствованию – внимательному отношению к своему внутреннему миру, понуждению себя к доброделанию и уклонению от греховных дел, слов и мыслей. Масло благодати Божьей, призываемой добрыми делами и устремлениями ради Христа, не позволит погаснуть светильнику веры и погрузиться в спячку беспечности и самооправдания.
Притча о талантах
Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 14-30
Каждого человека Бог наделяет талантами. Таланты разнообразны, они не сводятся к художественному, писательскому или музыкальному дару. Доброе сердце, аккуратность, умение зарабатывать, щедрость, отзывчивость, трудолюбие, физическое здоровье – все это таланты. И все они даны Богом не просто так, а для того, чтобы человек употребил их на благо людям и для своего спасения. Употребил ради Самого Христа. Пустил их в дело, чтобы не оказаться в положении раба, чей талант, зарытый в землю, не принес никому никакой пользы.
Особенности богослужения
Служба в Великий Вторник совершается по той же схеме, что и служба в Понедельник и Среду:

В понедельник вечером служится утреня и 1-час.

Во вторник утром служатся часы с чтением Евангелия, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

На часах в течении трех дней прочитываются целиком Евангелия от Матфея, Марка и Луки, а Евангелие от Иоанна прочитывается до прощальной беседы Спасителя с учениками (глава 13, стих 31).

Читаются паремии: на 6-м часе пророчество Иезекииля, а на вечерне – Исход и книга Иова.

Отпуст начинается словами «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения».
Тропарь
Се, Жених грядет в полунощи
01:47
Тропарь основан на притче о десяти девах (Евангелие от Матфея, глава 15, стихи 1-13). Тропарь говорит о духовном бодрствовании, он призывает сохранять внимание к своему внутреннему миру и помнить о внезапности прихода Спасителя, перед которым каждый человек предстанет в день своей смерти, чтобы дать отчет о том, как он использовал отпущенное время земной жизни.
Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!
Эксапостиларий
Эксапостиларий основан на притче о брачном пире (Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 2-14). Его сюжет – сокрушение человека о своей духовной нечистоте, о недостоинстве войти в Царство Небесное. Видение своих грехов – основа покаяния, оно вырывает человека из мрачной бездны самообольщения. Строки тропаря содержат также отсылку к одной из молитв из Последования ко Святому Причащению: «Во све́тлостех Святы́х Твои́х ка́ко вни́ду недосто́йный? А́ще бо дерзну́ совни́ти в черто́г, оде́жда мя́ облича́ет, я́ко не́сть бра́чна, и свя́зан изве́ржен бу́ду от А́нгелов. Очи́сти, Го́споди, скве́рну души́ моея́, и спаси́ мя́, я́ко Человеколю́бец». Таким образом этот текст является и подготовкой к Великому Четвергу, когда вспоминается событие Тайной вечери.
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.
Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня.
Пророчество Иезекииля
Книга пророка Иезекииля, глава 1, стих 21 – глава 2, стих 1
Паремия продолжает описание видения Иезекииля, которому открылось «подобие славы Божией». Пророк увидел «подобие престола» и над ним «как бы подобие человека», в сиянии и огне, окруженного бесплотными силами. Святые отцы связывают это видение со словами апостола Иоанна в его Евангелии: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (глава 1, стих 18). Приоткрывшаяся пророку Божественная реальность – указание на воплощение Второго Лица Пресвятой Троицы, Сына Божьего.
Детство Моисея
Книга Исход, глава 2, стихи 5-10
Чтобы спасти новорожденного Моисея от бесчеловечного приказа фараона, повелившего убивать еврейских младенцев, мать положила ребенка в корзину и поставила ее в тростнике у реки. Нашедшая корзину дочь фараона сжалилась над младенцем и решила усыновить его, пригласив кормилицу-еврейку, которой стала мать Моисея. Святоотеческая мысль видит в реке житейскую суету. Лишь тот избежит ее, кто воспитает в себе навыки к добродетельной жизни. Внешние навыки, полезные людям (чей образ – дочь фараона), и внутренние (их образ – мать), направленные на врастание человека в Тайну Бога и Его Церкви.
Испытания Иова
Книга Иова, глава 1, стихи 13-22
Страшные бедствия внезапно постигли Иова. Он лишился своего богатства, погибли его дети. Однако, Иов не возроптал на Бога, его вера не поколебалась. Он не согрешил, оставшись верным Богу и предав всю свою жизнь в Его Святые руки. Слова праведника стали крылатыми: «Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!» Последняя его фраза легла в основу завершающего возгласа Божественной Литургии.
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе.
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе.
Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи. Сборник по материалам Постной Триоди.
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография.
Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия.
прот. Геннадий Егоров, Священное Писание Ветхого Завета.
свт. Григорий Нисский, О жизни Моисея Законодателя. https://azbyka.ru/ otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/
Страстная седмица. https://azbyka.ru/ 1/strastnaya_sedmitsa