С 26 марта сдвигается начало Божественной Литургии в выходные и праздничные дни. Исповедь – 8:15, часы и Литургия – 8:30
Главная
События
Важная информация
Расписание богослужений
Изготовление икон
Духовенство
иерей Дмитрий Макеев
протоиерей Александр Зайцев
иерей Александр Рязанцев
Таинства
Таинство Крещения
Таинство Покаяния
Таинство Брака
Таинство Соборования
Деятельность
Семейный проект
Лекторий
Молодежный хор
Помощь наркозависимым
О важном
Статьи на разные темы
Страсти и добродетели
Богослужение
Контакты
Телефон и WhatsApp
+7 (977) 922-97-68
Пожертвовать
Главная
События
Важная информация
Расписание богослужений
Изготовление икон
Духовенство
иерей Дмитрий Макеев
протоиерей Александр Зайцев
иерей Александр Рязанцев
Таинства
Таинство Крещения
Таинство Покаяния
Таинство Брака
Таинство Соборования
Деятельность
Семейный проект
Лекторий
Молодежный хор
Помощь наркозависимым
О важном
Статьи на разные темы
Страсти и добродетели
Богослужение
Контакты
Великий Вторник
Главная
Главная
Страстная седмица день за днем
Страстная седмица день за днем
Великий Вторник
Последняя проповедь Спасителя в Храме
Евангелие от Матфея, глава 23, стихи 1-12
В своей последней проповеди Спаситель обличал лицемерие иудейской элиты, называя их слепыми вождями и окрашенными гробами. Слова Спасителя, обращенные к фарисеям, обращены и к каждому человеку. Лицемерие, жизнь под маской, ориентированная на зрителя, закрывает для человека путь к подлинной внутренней жизни. Обращаясь к народу, Спаситель говорил: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».
Притча о десяти девах
Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 1-13
Пять мудрых дев, имевших масло в своих светильниках, вошли с Женихом на брачный пир. Пять неразумных, которым не хватило масла, были изгнаны вон. Спаситель призывает каждого человека к бодрствованию – внимательному отношению к своему внутреннему миру, понуждению себя к доброделанию и уклонению от греховных дел, слов и мыслей. Масло благодати Божьей, призываемой добрыми делами и устремлениями ради Христа, не позволит погаснуть светильнику веры и погрузиться в спячку беспечности и самооправдания.
Притча о десяти девах
Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 14-30
Каждого человека Бог наделяет талантами. Таланты разнообразны, они не сводятся к художественному, писательскому или музыкальному дару. Доброе сердце, аккуратность, умение зарабатывать, щедрость, отзывчивость, трудолюбие, физическое здоровье – все это таланты. И все они даны Богом не просто так, а для того, чтобы человек употребил их на благо людям и для своего спасения. Употребил ради Самого Христа. Пустил их в дело, чтобы не оказаться в положении раба, чей талант, зарытый в землю, не принес никому никакой пользы.
Особенности богослужения
Служба в Великий Вторник совершается по той же схеме, что и служба в Понедельник и Среду:
В понедельник вечером служится утреня и 1-час.
Во вторник утром служатся часы с чтением Евангелия, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
На часах в течении трех дней прочитываются целиком Евангелия от Матфея, Марка и Луки, а Евангелие от Иоанна прочитывается до прощальной беседы Спасителя с учениками (глава 13, стих 31).
Читаются паремии: на 6-м часе
пророчество Иезекииля
, а на вечерне –
Исход и книга Иова.
Отпуст начинается словами
«Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения».
Тропарь
Се, Жених грядет в полунощи
01:12
Тропарь основан на притче о десяти девах (Евангелие от Матфея, глава 15, стихи 1-13). Тропарь говорит о духовном бодрствовании, он призывает сохранять внимание к своему внутреннему миру и помнить о внезапности прихода Спасителя, перед которым каждый человек предстанет в день своей смерти, чтобы дать отчет о том, как он использовал отпущенное время земной жизни.
Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!
Эксапостиларий
Чертог Твой вижду
01:12
Эксапостиларий основан на притче о брачном пире (Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 2-14). Его сюжет – сокрушение человека о своей духовной нечистоте, о недостоинстве войти в Царство Небесное. Видение своих грехов – основа покаяния, оно вырывает человека из мрачной бездны самообольщения. Строки тропаря содержат также отсылку к одной из молитв из Последования ко Святому Причащению: «Во све́тлостех Святы́х Твои́х ка́ко вни́ду недосто́йный? А́ще бо дерзну́ совни́ти в черто́г, оде́жда мя́ облича́ет, я́ко не́сть бра́чна, и свя́зан изве́ржен бу́ду от А́нгелов. Очи́сти, Го́споди, скве́рну души́ моея́, и спаси́ мя́, я́ко Человеколю́бец». Таким образом этот текст является и подготовкой к Великому Четвергу, когда вспоминается событие Тайной вечери.
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.
Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня.
Пророчество Иезекииля
Книга пророка Иезекииля, глава 1, стих 21 – глава 2, стих 1
Паремия продолжает описание видения Иезекииля, которому открылось «подобие славы Божией». Пророк увидел «подобие престола» и над ним «как бы подобие человека», в сиянии и огне, окруженного бесплотными силами. Святые отцы связывают это видение со словами апостола Иоанна в его Евангелии: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (глава 1, стих 18). Приоткрывшаяся пророку Божественная реальность – указание на воплощение Второго Лица Пресвятой Троицы, Сына Божьего.
Детство Моисея
Книга Исход, глава 2, стихи 5-10
Чтобы спасти новорожденного Моисея от бесчеловечного приказа фараона, повелившего убивать еврейских младенцев, мать положила ребенка в корзину и поставила ее в тростнике у реки. Нашедшая корзину дочь фараона сжалилась над младенцем и решила усыновить его, пригласив кормилицу-еврейку, которой стала мать Моисея. Святоотеческая мысль видит в реке житейскую суету. Лишь тот избежит ее, кто воспитает в себе навыки к добродетельной жизни. Внешние навыки, полезные людям (чей образ – дочь фараона), и внутренние (их образ – мать), направленные на врастание человека в Тайну Бога и Его Церкви.
Испытания Иова
Книга Иова, глава 1, стихи 13-22
Страшные бедствия внезапно постигли Иова. Он лишился своего богатства, погибли его дети. Однако, Иов не возроптал на Бога, его вера не поколебалась. Он не согрешил, оставшись верным Богу и предав всю свою жизнь в Его Святые руки. Слова праведника стали крылатыми: «Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!» Последняя его фраза легла в основу завершающего возгласа Божественной Литургии.
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе.
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе.
Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи. Сборник по материалам Постной Триоди.
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография.
Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия.
прот. Геннадий Егоров, Священное Писание Ветхого Завета.
свт. Григорий Нисский, О жизни Моисея Законодателя. https://azbyka.ru/ otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/
Страстная седмица. https://azbyka.ru/ 1/strastnaya_sedmitsa