В этом коротком стихе заключена вся история человечества. Преступив заповедь, Адам испугался Бога, ходящего в раю, и скрылся от него. А теперь он же радуется Богу, сошедшему во ад, чтобы освободить его. Человек пал по своей воле, а воздвигается Богом. Сам он, несмотря на покаяние, не мог этого сделать. Он спасен милостью Божьей. Здесь и учение о грехопадении, и учение о боговоплощении, о сошествии Христа во ад, о том, что Христос есть Тот Самый Бог, Который разговаривал с Адамом в раю.
Убояся Адам, Богу ходящу в раи: радуется же, ко аду сошедшу, падый прежде, и ныне воздвизаемь.
Скрылся Адам от Бога, ходящего в раю, но радуется во ад Пришедшему некогда падший, но ныне воздвигнутый.
Этот стих заставляет вспомнить другие слова Христа – о том, что не ставят светильник под спуд. А здесь кажущееся противоречие этим словам – плоть Божия оказывается под спудом, то есть под землею – но именно этим отгоняется сущая во аде тьма.
Якоже света светильник, ныне плоть Божия, под землю яко под спуд крыется, и отгоняет сущую во аде тьму.
Плоть Божия, подобно светильнику света, сегодня скрывается под землю, словно под спуд, и прогоняет адскую тьму.
Якоже пшеничное зерно, зашед в недра земная, многоперстный (плодородный) воздал еси клас, возставив человеки, яже от Адама.
Словно пшеничное зерно, упавшее в недра земли, Ты произрастил обильный урожай, воскресив людей, происшедших от Адама.
Образ зерна взят из Евангелия. Он отсылает к словам Христа о том, что если пшеничное зерно умрет, то принесет много плода. Автор похвал применяет эти слова к самому Господу, Который Своим погребением принес плод – воздвиг человеческий род от Адама.
На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищяй.
Ты сошел на землю, чтобы спасти Адама, но, не найдя его на земле, сошел в поисках его даже до ада.
Бог сходит на землю, чтобы спасти Адама, но не находит его на земле и спускается в ад. Этот поэтический образ, замечательно передает мысль о любви Бога к человеку, Его скорби о падении человека, полноту Его самоумаления ради человека.