Великая Суббота
Главная
Страстная седмица день за днем
Великая Суббота
Погребение тела Иисуса Христа
Евангелие от Матфея, глава 27, стих 57 – 61
Иосиф Аримафейский, член Синедриона и богатый человек, тайный ученик Христа, снял тело Спасителя с креста и положил его в новом гробу (небольшой пещере), в котором до Христа не лежал никто. К гробу был привален большой камень. А после первосвященники приставили к гробу храмовую стражу. Все это только способствовало тому, что не могло остаться никаких сомнений в истинности Воскресения Христова.
Мог ли охраняемый гроб удержать человеческое тело Творца Вселенной, если даже кит не смог удержать маленького Иону, прообразующего Христа?
Сошествие Христа во ад
Первое послание Петра, глава 3, стихи 18 – 22
Христос сходит в ад. В место-без-Бога сходит Бог. Свет воссиял во тьме и разогнал ее. Ад попытался поглотить человека Иисуса, но обманулся, приняв Самого Творца. И томящиеся в аду люди встретили своего Творца и узнали Его. Встретил Адам, встретили ветхозаветные праведники, встретили язычники, в чьих сердцах жил закон совести, не знавшие Бога, но искренне стремившиеся к свету Истины. Для человека невозможно самому вырваться из адского плена греха и страстей. Но он должен сделать все, что может – потянуться к Богу. Согрешив, человек уже не смеет прикасаться к Святыне. Но, осознав свою недостойность, увидев свою вину, он может принести Богу покаяние. И тогда Бог берет его за руку и выводит из ада.
Особенности богослужения
Великая Суббота – это таинственный день, один из ключевых моментов в истории спасения человека от греха и смерти. Богослужения Великой Субботы особенно продолжительны и насыщены, в них уже чувствуется пока еще тихая, сдержанная, но уже несомненная радость грядущего Воскресения. Службы этого дня отличаются необычайной поэтической и богословской глубиной, раскрывающей тайну спасения. Мы имеем очень развернутое и глубокое богослужение, хотя в Евангелии сошествие Христа в ад обойдено молчанием. Молчание это имеет значение. Во-первых, оно показывает, что не существует средств выразить словами происходящее, невозможно осмыслить это. Во-вторых, оно указывает на тайну. И величию тайны можно только предстоять в молчании и трепете.

Вечером в пятницу богослужения начинаются Утреней с чином погребения Плащаницы.

Утром в субботу читаются часы 3-й, 6-й, 9-й и изобразительны.

После них совершается вечерня с Литургией святителя Василия Великого.
Утреня с чином погребения Плащаницы
Богослужение утрени уникально. На нем поется сразу три тропаря: «Благообра́зный Ио́сиф...», «Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти...», «Мироносицам женам...»

Еще одна особенность утрени Великой Субботы – чтение «Непорочнов» с похвалами. «Непорочны» – это 17-я кафизма (118 псалом), которая начинается словами «Блажены непорочнии в путь». Похвалы – это краткие стихи в честь Господа. Эти похвалы представляют собой соединение высокой догматики и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется человеколюбие Божие, то изображается ужас всей твари при виде Господа во гробе, то раздается Плач Богородицы, то проливается луч надежды на Его Воскресение. Чтение совершается посреди храма, при открытых царских вратах. Всего похвал 180, далее будут приведены некоторые из них.

Следующая особенность утрени – канон «Волною морскою...». У канона сразу три автора: преподобный Косма Маиумский, инокиня Кассия (единственная женщина-гимнограф) и Марк, епископ Идрунтский. В каноне изображается смятение неба и земли при виде Господа, лежащего во гробе, объясняется значение крестной смерти, погребения Спасителя и сошествия Его во ад.

В конце утрени Великой Субботы совершается крестный ход с плащаницей. Затем, при пении «Благообразный Иосиф», плащаница вновь полагается на середину храма.
Тропарь
Егда снисшел еси к смерти...
01:12
До искупительного подвига Спасителя в ад попадали души всех умерших – вне зависимости от того, праведники они или грешники. Апостол Петр в Первом послании говорит, что «Христос… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным». К ожидавшим судного дня в аду сошел Христос своей человеческой душой и принес им проповедь Евангелия. У святых отцов нет единого мнения о том, все ли люди откликнулись на эту проповедь, ясно лишь то, что значительное число находившихся во аде было освобождено и вряд ли можно категорически утверждать, что это были только ветхозаветные праведники. Проповедь Христа стала для умерших тем шансом для покаяния, которого в аду не бывает. Возможность определиться – с Богом ты или нет – для тех, кто давно пребывает без Бога, есть настоящее сокрушение адских врат, доказательство их бессилия перед любовью Божьей.
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́: егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху: Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
Тропарь
Благообразный Иосиф...
01:24
Благообра́зный Ио́сиф, с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́, плащани́цею чи́стою обви́в, и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил.
Тропарь
Мироносицам женам...
00:59
Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь.
Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным».
Непорочны с похвалами
В этом коротком стихе заключена вся история человечества. Преступив заповедь, Адам испугался Бога, ходящего в раю, и скрылся от него. А теперь он же радуется Богу, сошедшему во ад, чтобы освободить его. Человек пал по своей воле, а воздвигается Богом. Сам он, несмотря на покаяние, не мог этого сделать. Он спасен милостью Божьей. Здесь и учение о грехопадении, и учение о боговоплощении, о сошествии Христа во ад, о том, что Христос есть Тот Самый Бог, Который разговаривал с Адамом в раю.
Убояся Адам, Богу ходящу в раи: радуется же, ко аду сошедшу, падый прежде, и ныне воздвизаемь.
Скрылся Адам от Бога, ходящего в раю, но радуется во ад Пришедшему некогда падший, но ныне воздвигнутый.
Этот стих заставляет вспомнить другие слова Христа – о том, что не ставят светильник под спуд. А здесь кажущееся противоречие этим словам – плоть Божия оказывается под спудом, то есть под землею – но именно этим отгоняется сущая во аде тьма.
Якоже света светильник, ныне плоть Божия, под землю яко под спуд крыется, и отгоняет сущую во аде тьму.
Плоть Божия, подобно светильнику света, сегодня скрывается под землю, словно под спуд, и прогоняет адскую тьму.
Якоже пшеничное зерно, зашед в недра земная, многоперстный (плодородный) воздал еси клас, возставив человеки, яже от Адама.
Словно пшеничное зерно, упавшее в недра земли, Ты произрастил обильный урожай, воскресив людей, происшедших от Адама.
Образ зерна взят из Евангелия. Он отсылает к словам Христа о том, что если пшеничное зерно умрет, то принесет много плода. Автор похвал применяет эти слова к самому Господу, Который Своим погребением принес плод – воздвиг человеческий род от Адама.
На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищяй.
Ты сошел на землю, чтобы спасти Адама, но, не найдя его на земле, сошел в поисках его даже до ада.
Бог сходит на землю, чтобы спасти Адама, но не находит его на земле и спускается в ад. Этот поэтический образ, замечательно передает мысль о любви Бога к человеку, Его скорби о падении человека, полноту Его самоумаления ради человека.
Канон «Волною морскою...»
Четвертая песнь – песнь пророка Аввакума:
На Кресте Твое Божественное истощание провидя Аввакум, ужасся, вопияше: Ты сильных пресекл еси державу Блаже, приобщаяся сущим во аде, яко Всесилен.
На Кресте Твое божественное умаление провидя, Аввакум в изумлении взывал: «Ты пресек, Благой, могущество властителей, приобщаясь к находящимся во аде, как всесильный!»
В словах пророка автор видит пророчество о победе над адом. С точки зрения богословского содержания очень важно употребление слова «кенозис», переведенное на славянский, как «истощание». Христос полностью сохраняет Свою Божественную природу и Его истощание добровольно. Пребывая Богом, Он соглашается стать смертным; единственный способ победить смерть – это позволить ей войти в Самого Бога, в Котором смерти нет места. Конечной точкой «кенозиса» является схождение Христа во ад, приобщение к тем, кто там находится – и автор канона видит в этом истощании всесилие Бога.
Самый знаменитый текст в каноне Великой Субботы – это ирмос 9-ой песни канона, который также поется на Литургии:
Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.
Не рыдай надо Мною, Матерь, видя во гробе Сына, Которого Ты во чреве без семени зачала, ибо Я воскресну и буду прославлен, и во славе вознесу, как Бог, непрестанно с верою и любовию Тебя величающих.
Этих слов нет в Евангелиях. Гимнографы предположили, что мог бы сказать Господь в утешение Своей Матери. Здесь Спаситель не просто говорит о Своем воскресении (что уже несомненно было бы достаточно для Нее), но также обещает, что прославится и вознесет тех, кто величает с любовью Богородицу.
Стихира
Стихира, звучащая ближе к концу утрени, повторится на Литургии:
Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый, сия бо есть благословенная суббота. Сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав: и во еже бе, паки возвращься Воскресением, дарова нам живот вечный, яко Един Благ и Человеколюбец.
Сей день таинственно прообразовал великий Моисей, говоря: «И благословил Бог день седьмой», ибо это – благословенная суббота. Она – упокоения день, в который почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий. Через промыслительную смерть плотию упокоившись и вновь вернувшись к тому, чем был через воскресение, Он даровал нам вечную жизнь, как единственно благой и Человеколюбец.
Согласно написанной Моисеем книге Бытия, Бог сотворил мир за шесть дней. Седьмой день Бог благословил и почил от дел Своих. Это день прообразовал Великую Субботу, когда Господь, завершив искупительный подвиг, почил плотию во гробе, чтобы вскоре воскреснуть. По святоотеческой мысли с Великой Субботой можно сравнить только субботу по творении мира. Дар, полученный людьми от Христа, выше творения мира. Обожение, ставшее доступным человеку, делает его более совершенным, чем первое творение.
Погребение плащаницы
В конце утрени Великой Субботы совершается крестный ход с плащаницей, знаменующий погребение Спасителя.

Вернувшись в храм, священники подносят плащаницу к царским вратам, в знак того, что Господь, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был на престоле с Отцом и Святым Духом. Затем, при пении тропаря «Благообразный Иосиф», плащаница вновь полагается на середину храма.

Затем читается паремия из пророка Иезекиля, содержащая пророчество о всеобщем воскресении мертвых.
Вечерня с Литургией Василия Великого
Литургия начинается вечерней, которая относится уже к следующему дню, то есть воскресенью, а потому на ней с песнопениями Великой субботы соединяются торжественные воскресные песнопения.

Одной из самых ярких особенностей этой Литургии является чтение 15-ти паремий, в которых содержатся пророчества о воскресении Христовом, об искуплении человечества, о заключении Нового завета между Богом и людьми.

Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», в память о крещении оглашенных, которое совершалось в древности в этот день.

После чтения Апостола, вместо обычного «Аллилуиа», поется «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» со стихами 81-го псалма. Во время этого пения все священнослужители в алтаре переоблачаются в белые одежды. Меняются также одежды на престоле, жертвеннике и на всех аналоях.

Читается Евангелие от Матфея, повествующее о Воскресении Христовом и явлениях Христа мироносицам и ученикам.

Вместо Херувимской, единственный раз в году, поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча...»

Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9 песни канона «Не рыдай Мене, Мати...»
Песнь «Да молчит всяка плоть...»
Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.
Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.
Связь между искупительным подвигом и Таинством Евхаристии устанавливает Сам Господь на Тайной Вечере. Если в «Херувимской» песне люди в служении несут образы херувимов, в песнопении «Ныне силы небесные…» ангелы «с нами невидимо служат», то в этом гимне входа служат только Небесные силы, а смертные молча стоят «со страхом и трепетом».
Паремия на утрени: Пророчество Иезекииля
Книга Пророка Иезекииля, глава 37, стихи 1 – 14
В видении пророку открывается поле, усеянное сухими костями, и Господь спрашивает его: «оживут ли кости сии?» «Господи Боже! Ты знаешь это» – отвечает Иезекииль, и по велению Бога изрекает на кости пророчество. И вот, происходит шум и движение, кости собираются между собой и покрываются плотью. Снова, повинуясь Богу, пророк изрекает: «так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут», и кости ожили. Пророчество о воскресении святые отцы сопоставляют с рассказом о творении человека из книги Бытия. Господь вдыхает в лицо человека дух жизни, и он становится душою живою.
Паремии на Литургии Василия Великого
1. Бытие, глава 1, стихи 1–13
2. Исаия, глава 60, стихи 1–16
3. Исход, глава 12, стихи 1–11
4. Иона
5. Иисус Навин, глава 5, стихи 10–15
6. Исход, глава 13, стих 20 – глава 15, стих 19
7. Софония, глава 3, стихи 8-15
8. Третья книга Царств, глава 17, стихи 1,8-23
9. Исаия, глава 61, стихи 10–11; глава 63, стихи 1–5
10. Бытие, глава 22, стихи 1–18
11. Исаия, глава 61, стихи 1-9
12. Четвертая книга Царств, глава 4, стихи 8-37
13. Исаия, глава 63, стих 11 – 64, стих 5
14. Иеремия, глава 31, стихи 31-34
15. Даниил, глава 3, стихи 1–88
Пророчество Исайи
Книга пророка Исайи, глава 60, стихи 1 – 16
Пророчество о славе Новозаветной Церкви и вхождении в нее язычников святые отцы понимали в перспективе конца времен. Они видели здесь указание на Страшный Суд, когда произойдет разделение грешников и праведников. По слову святителя Иоанна Златоуста, явления тьмы и мрака будут происходить не по необходимости и насилию, но будут добровольными. О том же говорит апостол Иоанн в своем Евангелии: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (глава 3, стих 19) .
Первые стихи этой паремии вошли в пасхальный канон.
Исход
Книга Исход, глава 12, стих 1 – 11
Чтобы убедить фараона отпустить израильтян из плена, Господь посылает на Египет десять казней-знамений. Последняя казнь состояла в смерти всех первенцев в домах египтян. По повелению Божию, евреи приготовили трапезу, заколов агнца и помазав его кровью косяки дверей. Благодаря этому еврейские первенцы оставались живы. Сразу после трапезы евреи бежали из плена. В память о выходе из Египта был установлен праздник. Его называние – Пасха («Песах») – означает «прошел мимо». Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи Новозаветной, агнец – прообразом Христа, Кровь Которого избавляет человека от смерти.
История пророка Ионы
Книга пророка Ионы
Иона был призван Богом проповедовать в Ниневии – развращенном и жестоком городе. Однако, пророк испугался, что если ниневитяне покаются, Господь пощадит их, и пророчество окажется ложным, а самого его объявят лжецом. Иона бежал на корабле, попавшем в бурю, пророк оказался за бортом. Проглоченный огромной рыбой, три дня человек был в ее чреве, а потом рыба его выплюнула. Тем самым пророк прообразовал Христа, который умер, провел три дня во гробе и воскрес. Позже, когда Иона исполнил свое служение, жители Ниневии покаялись и Бог пощадил город. Милосердие Божие оказалось выше справедливости.
Жертвоприношение Исаака
Книга Бытия, глава 22, стихи 1 – 18
Повинуясь Богу, Авраам взошел на гору, чтобы принести в жертву своего единственного долгожданного сына. Повинуясь отцу, Исаак безропотно шел за ним и нес хворост для жертвенного костра. Даже когда отец занес над ним нож, Исаак не сопротивлялся. Безграничная вера Авраама Богу вменилась ему в праведность. Исаак, подчинивший свою волю отцу и приклонивший голову под жертвенный нож, прообразовал собою Спасителя, добровольно принесшего Себя в искупительную жертву за грехи всего мира.
Пророчество Иеремии
Книга пророка Иеремии, глава 31, стихи 31 – 34
Пророк Иеремия прямо говорит о прекращении действия Ветхого Завета и заключении Нового. Ветхий Завет иудеи неоднократно нарушали, хотя Господь оставался верен своим обетованиям. Новый Завет будет отличаться от прежнего. Исполнение внешних заповедей уступит место преображению сердца человеческого. Это возвращение к древнему порядку вещей, когда Бог прямо, без посредства Писаний говорил с Адамом. «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого», – говорит пророк. В Новом Завете будет дано спасение, исцеление, прощение и очищение от греха.
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе.
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе.
Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи. Сборник по материалам Постной Триоди.
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография.
Красовицкая М.С. Литургика. Курс лекций.
Кочнева Е.А. Литургика. Неопубликованный курс лекций.
Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия.
прот. Геннадий Егоров, Священное Писание Ветхого Завета.
Седакова О.А. Мариины слезы. Коментарии к православному богослужению.
Десницкий А.С. Пятнадцать ступеней к Пасхе.
Серебрякова Ю.С. Четвероевангелие.
Страстная седмица. https://azbyka.ru/1/strastnaya_sedmitsa
Толкования на Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. https://ekzeget.ru