С 26 марта сдвигается начало Божественной Литургии в выходные и праздничные дни. Исповедь – 8:30, часы и Литургия – 8:30
Великая Среда
Главная
Страстная седмица день за днем
Великая Среда
Предательство Иуды
Евангелие от Матфея, глава 26, стихи 14 – 16
Один из ближайших учеников Спасителя, Иуда Искариот, сознательно и намеренно пришел к первосвященникам, чтобы продать Иисуса Христа за 30 серебрянников – цену среднего раба. Почему? Евангелисты отвечают – потому что был сребролюбцем, вором. Согрешивший в малом, согрешает в большем. Страсть сребролюбия открыла в сердце Иуды ворота другим страстям и бывший апостол стал орудием дьявола в его ненависти ко Христу. Совершилась тайна беззакония, которую невозможно до конца понять и осмыслить, тайна, коренящаяся в глубине свободной человеческой воли.
Особенности богослужения
В Великую Среду последний раз служится Литургия Преждеосвященных Даров, последний раз читается молитва Ефрема Сирина и делаются земные поклоны. Все особенности, характерные для великопостного богослужения заканчиваются. Среда – своего рода граница, отделяющая один тип богослужений от другого. После среды начинаются совершенно особые службы, посвященные спасительным Страстям Господним.

Во вторник вечером служится утреня и 1-час.

В среду утром служатся часы с чтением Евангелия, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Чтение Евангелий на часах заканчивается Евангелием от Иоанна, которое прочитывается до прощальной беседы Спасителя с учениками (глава 13, стих 31).

Читаются паремии: на 6-м часе пророчество Иезекииля, а на вечерне – Исход и книга Иова.

Отпуст начинается словами «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения».
Тропарь
Се, Жених грядет в полунощи
01:47
Тропарь основан на притче о десяти девах (Евангелие от Матфея, глава 15, стихи 1-13). Тропарь говорит о духовном бодрствовании, он призывает сохранять внимание к своему внутреннему миру и помнить о внезапности прихода Спасителя, перед которым каждый человек предстанет в день своей смерти, чтобы дать отчет о том, как он использовал отпущенное время земной жизни.
Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!
Эксапостиларий
Эксапостиларий основан на притче о брачном пире (Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 2-14). Его сюжет – сокрушение человека о своей духовной нечистоте, о недостоинстве войти в Царство Небесное. Видение своих грехов – основа покаяния, оно вырывает человека из мрачной бездны самообольщения. Строки тропаря содержат также отсылку к одной из молитв из Последования ко Святому Причащению: «Во све́тлостех Святы́х Твои́х ка́ко вни́ду недосто́йный? А́ще бо дерзну́ совни́ти в черто́г, оде́жда мя́ облича́ет, я́ко не́сть бра́чна, и свя́зан изве́ржен бу́ду от А́нгелов. Очи́сти, Го́споди, скве́рну души́ моея́, и спаси́ мя́, я́ко Человеколю́бец». Таким образом этот текст является и подготовкой к Великому Четвергу, когда вспоминается событие Тайной вечери.
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.
Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня.
Призвание пророка Иезекииля
Книга пророка Иезекииля, глава 2, стих 3 – глава 3, стих 3
Призвав Иезекииля на служение, Бог посылает пророка к оставившим Его иудеям, чьи сердца окаменели. Пророку предстоит возвещать этим людям Божью волю. Господь укрепляет пророка, призывая не бояться и не смущаться, если его не будут слушать. После этого Бог дает Иезекиилю свиток, который повелевает съесть. Иезекииль прочел на свитке слова «плач, стон и горе». Он съел свиток и во рту его стало сладко как от меда. Образ этот означает, что внутренне усвоенное слово Божье, определяющее служение человека, будет сопряжено со скорбями. Однако, нет высшей радости и утешения, чем посвятить всю свою жизнью исполнению Божественных заповедей.
Жизнь Моисея
Книга Исход, глава 2, стихи 11–22
Однажды Моисей стал свидетелем избиения еврея египетским надсмоторщиком. Он заступился за единоплеменника и убил мучителя, а потом закопал его. По святоотеческой мысли, грех всегда восстает на добродетель, и поступок Моисея – это пример для каждого вставать на ее защиту, убивая в себе греховные помыслы. На следующий день Моисей увидел, как дерутся два израильтянина и хотел примирить их, однако один из дерущихся в ответ спросил, не думает ли Моисей убить и его, как убил египтянина. Увидев, что многие знают об убийстве, Моисей испугался, не узнал ли об этом фараон. Он бежал из Египта, женился на дочери священника, и у него родились два сына.
Иов многострадальный
Книга Иова глава 2, стихи 1–10
И снова Бог беседует с дьяволом. Господь говорит о твердости и непорочности Иова, упрекает сатану в напрасной клевете. Но дьявол отвечает, что в случае угрозы для жизни человек отречется от Бога. Господь позволяет поразить Иова смертельной болезнью. Все тело Иова покрывается проказой, и тогда праведника начинает искушать жена, убеждая его не терпеть страдания, а похулить Бога и умереть. Иов отвечает ей, что если мы принимаем от Бога хорошее, то почему не должны принимать плохое? Невыносимую скорбь он принимает с благодарностью своему Творцу. Искушаемый подобно Христу в пустыне, Иов остается верным Святой Воле Бога.
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе.
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе.
Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи. Сборник по материалам Постной Триоди.
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография.
Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия.
прот. Геннадий Егоров, Священное Писание Ветхого Завета.
свт. Григорий Нисский, О жизни Моисея Законодателя. https://azbyka.ru/ otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/
Страстная седмица. https://azbyka.ru/1/strastnaya_sedmitsa
Толкования на Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. https://ekzeget.ru/