Великая Пятница
Главная
Страстная седмица день за днем
Великая Пятница
Суд над Христом
Евангелие от Иоанна, глава 18, стих 28 – глава 19, стих 16
Первосвященники, самостоятельно осудив Господа, не решались сами его и убить. Им надо было сделать это руками римлян, представив Спасителя государственным преступником. Понтий Пилат, римский правитель Иудеи, рассматривает дело и не находит в Иисусе Христе вины. Однако, все равно предает Его на крестную смерть. Испугавшись шантажа первосвященников, пригрозивших доносом кесарю, прокуратор осуждает Того, кого сам же признал невиновным. Пилатом руководили страсти, ослепляющие человека и не позволяющие увидеть Истину, даже если Истина стоит прямо перед ним, лицом к лицу.
Голгофа
Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 34 – 5
Настал час, на который Христос и пришел в мир. На древе креста, между небом и землей, Богочеловек добровольно принял смерть. Единственный способ победить смерть – это впустить ее в Самого Бога, в Котором она не может найти места. Спаситель приносит Самого Себя в искупительную жертву за грехи всего человечества, чтобы освободить людей от греха и самого страшного его следствия – черного проклятия смерти. Человек, решившийся следовать за Христом, также должен пройти через крест, умертвив на нем все свои эгоистические устремления. Отказавшись от бесплодной жизни для себя, христианин обретет подлинную жизнь в Боге.
Особенности богослужения
Великая Пятница — день самого строгого воздержания и сугубой молитвы, когда вспоминаются суд, страдания и смерть на кресте Господа нашего Иисуса Христа, которые претерпел Он нашего ради спасения, чтобы избавить нас от власти греха и смерти, и даровать вход в жизнь вечную. В первые века христианства этот день называли Пасхой крестной.

В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, Царские часы и великая вечерня с повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокой скорби и строгого поста в воспоминание о распятии и смерти Господа и из особого благоговения к Голгофской Жертве, которая принесена в этот день. Единственное исключение – это когда на Великую Пятницу выпадает праздник Благовещения.

Богослужение начинается в четверг вечером. Оно носит особое название: Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа.

На утрене читаются последовательно 12 евангельских отрывков всех четырех Евангелий (Двенадцать Страстных Евангелий), которые рассказывают о событиях Страстей
Господних в хронологическом порядке. Эти евангельские отрывки звучат на протяжении всей службы.

Перед началом чтений поется тропарь Великого Четверга «Егда славнии ученицы».

В промежутках между Евангелиями поются стихиры и антифоны утрени.

Это удивительные прекрасные песнопения, повествующие о событиях Страстной Седмицы: о предательстве Иуды, о Тайной Вечере, о Гефсимании, о Кресте Христовом. Последний, 15-й антифон «Днесь висит на древе», самый известный, торжественный и значительный.

Важнейшая особенность всех страстных текстов – это не мрачные беспросветные повествования, а предвестие воскресения.
Антифон «Днесь висит на древе»
В антифоне постоянно чередуются высказывания, относящиеся к Спасителю то как к Человеку, то как к Богу. Этот прием позволяет выразить единство божественной и человеческой природ во Христе. Творец мира, Царь Ангелов висит на кресте. Христос – долгожданный Спаситель Адама и Сын Девы, о Котором предвозвещал пророк Исайя.
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.
Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение.
Эксапостиларий
Разбойника благоразумного...
01:46
После 8-го Евангельского чтения поется канон преподобного Космы Маиумского «К тебе утреннюю». После канона звучит знаменитый эксапостиларий:
Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене Древом крестным просвети и спаси мя.
Разбойника благоразумного в тот же день Ты рая удостоил, Господи. И меня древом Крестным просвети и спаси меня.
Вместе с Христом были распяты два разбойника. Один из них хулил Спасителя наравне с иудеями. Другой же узнал в Распятом Господа. Увидев Его невиновность, разбойник, названный благоразумным, исповедал Его Господом и принес покаяние в своих делах. Этого покаяния, принесенного в последние часы жизни оказалось достаточно для того, чтобы разбойник услышал от Спасителя слова: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Евангелие от Луки, глава 23, стих 43). Крест открыл разбойнику тайну искупления и даровал Царство Небесное.
Тропарь
После прочтения 12 Евангелий, в конце утрени, поется тропарь Великой Пятницы:
Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.
Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!
В Послании апостола Павла к Галатам (глава 3, стих 13) говорится, что Христос искупил нас от клятвы, проклятия закона. Священное Писание проклинает всякого человека, не исполняющего все предписания закона Моисеева (Второзаконие, глава 27, стих 26). По словам апостола Павла, никто не мог исполнить закона, так как Закон устанавливал границы добра и зла, но не давал благодатной силы к исполнению заповедей. Когда один из воинов пронзил тело Спасителя копьем, из Его ребер истекли кровь и вода. Эти символы Святоотеческая мысль относит к искупительной жертве, очищению от греха и благодати Святого Духа, через которые человечеству был открыт путь к бессмертию.
Царские Часы
Утром в Великую Пятницу «о втором часе дне», то есть, по нашему времени, в 8 часов утра, совершаются Царские часы. На этой службе соединяются первый, третий, шестой и девятый часы. На них бывает пение особых тропарей, читаются ветхозаветные пророчества о страстях Христовых, апостольские чтения. Снова читаются страстные Евангелия, которые читались накануне, только теперь они поделены на четыре части. На 1-м часе все повествование о страстях Христовых ведется по Матфею, на 3-м часе – по Марку, на 6-м часе – по Луке и на 9-м часе – по Иоанну.

На Царских часах читаются паремии. На 1-м часе читается книга пророка Захарии, на 3-м часе – паремия Великого Четверга из книги пророка Исайи, на 9-м часе –паремия Великого Четверга из книги пророка Иеремии.

После Царских часов совершаются изобразительны.

Изобрази́тельны – богослужение, совершаемое вместо Литургии, когда по какой-либо причине ее не бывает. Оно является как бы изображением, отражением литургии, так как содержит изобразительные псалмы (антифоны), Блаженны, Символ веры, чтение Апостола и Евангелия.
Великая вечерня
Вечерня в этот день обычно совершается в середине дня, приблизительно в то время, когда Спаситель умер на кресте.

На ней читаются три паремии. Первая – из книги Исход, вторая из книги Иова, третья – из книги пророка Исаии.

Также звучит особое составное Евангелие. Оно называется 110-м зачалом Евангелия от Матфея, но в него также вставлены некоторые строки из других Евангелий так, чтобы повествование о страстях, крестной смерти и погребении Спасителя было как можно более подробным и полным.

Таким образом, в течение богослужений Великой Пятницы повествование об этих событиях прочитывается трижды.

На вечерне Великой Пятницы поются два тропаря:

«Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи».

«Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истленияявися чужд».

Во время их пения священнослужители в алтаре поднимают плащаницу, выносят ее на середину храма северными дверями и полагают на особом возвышении, которое служит образом гроба. Предстоятель несет под плащаницей Евангелие, которое потом полагается на ней сверху.

Вокруг святой плащаницы совершается каждение, произносится проповедь и говорится отпуст: «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшные Страсти и Животворящий Крест, и вольно погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш…».

Обряд выноса Плащаницы изображает снятие спасителя с Креста и положение Его во гроб.
Канон «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы»
Затем читается малое повечерие, на котором поется Канон Симеона Логофета. В каноне на Дева страдает не только как Мать, потерявшая Сына, но и как душа, утратившая Бога.
Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте.
Вот, Свет Мой сладкий, Надежда и Жизнь Моя Благая, Бог Мой угас на Кресте.
Эти слова могут быть сказаны любым любящим Бога человеком, не только Его Матерью по человеческой природе. С одной стороны, отношение матери к ребенку как к надежде, жизни очень понятно по-человечески, но отношение Богородицы ко Христу глубже. Поэтому автор и пишет «Бог Мой угасе на Кресте». Таким образом, автор доносит до нас крайне важную мысль: страдание Девы Богородицы гораздо больше страдания Матери о Сыне, хотя и это сохраняется. Ее скорбь – это скорбь Посвященного в Тайну спасения Человека, видящего смерть Бога.
Cтрадание Богородицы безмерно, Она хочет соучаствовать в том, что происходит с Ее Сыном:
Ныне прими Мя с Тобою, Сыне Мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобою и Аз, не остави Мене едину, уже бо жити не терплю, не видящи Тебе сладкаго Моего Света.
Ныне возьми Меня с Собою, Сын Мой и Боже, да сойду и Я, Владыка, с Тобой во ад: не оставь Меня одну, / ибо уже жить не могу, не видя Тебя, сладкого Моего Света.
В то же время, Богородица молит Сына воскреснуть, Она ждет воскресения:
Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое, Пречистая вопияше слезящи: воскресни, и утоли Мою болезнь и печаль, можеши бо, Владыко, елико хощеши, и твориши, аще и погреблся еси волею.
Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое», – со слезами Пречистая взывала, – «воскресни и утоли Мою муку и печаль, ибо Ты можешь все, Владыка, и творишь, что хочешь, хотя и был погребен добровольно!
В одном из тропарей последней песни канона Господь отвечает Богородице:
О како утаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь; тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети, но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли.
О, как утаилась от Тебя бездна милосердия!» – Матери втайне изрек Господь, – ведь благоволил Я умереть, Мое творение спасти желая; но и воскресну, и Тебя возвеличу, как Бог неба и земли!
По окончании службы верующие прикладываются к плащанице при пении очень красивой стихиры: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного».
Пророчество Захарии
Книга пророка Захарии, глава 11, стихи 12-13
Древний пророк говорит о Христе, как об отверженном пастыре. Пастырь просит дать ему плату за труды и плата эта составляет тридцать серебренников. Столько получит Иуда за предательство Учителя. Это плата, которую иудейский народ заплатит Господу за все благодеяния. Этот своеобразный расчет, по мысли некоторых толкователей, является символом окончания Ветхого Завета. Еще один такой символ – преломление пастырского жезла.
Моисей на горе Синай
Книга Исход, глава 33, стихи 13–23
Моисей желал ясно видеть говорившего с ним Бога и Господь выполнил его просьбу: «ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо,...потому что человек не может увидеть меня и остаться в живых». По мысли святых отцов, ветхозаветный человек не может видеть Бога. Это станет возможным после боговоплощения.
Интересно толкование святителя Григория Нисского. Тот, кто идет за Христом, не может видеть лица Ведущего. Он может видеть своего Пастыря только сзади. Напротив, видеть лицо Господа может лишь тот, кто идет против Бога. Тот, кто идет по пути погибели.
Праведный Иов
Книга Иова, глава 42, стихи 12–17
За терпение и веру Бог вознаградил праведника. Иов исцелен от болезни, у него рождаются дети, он снова богат. Святитель Иоанн Златоуст отмечает один факт. Бог воздал Иову имущества вдвое по сравнению с тем, что у него было, но детей дал столько же. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Хоть дети Иова и погибли, но в воскресении мертвых Иов получит их всех: и тех, что были, и тех, что были ему снова даны. Дети Иова – это указание на всеобщее воскресение.
Пророчество Исайи
Книга пророка Исайи, глава 52, стих 13 – глава 54, стих 1
Пророк описывает самоуничижение Господа, Который явился на землю не в величии и могуществе, а в образе раба, чтобы добровольно пострадать для искупления грехов человечества. Слова Исайи «род Его кто изъяснит» указают на богочеловечество Христа. Пророк говорит о неправедном осуждении, о распятии Спасителя вместе с разбойниками и о Его погребении в гробнице богача – Иосифа Аримафейского. «Ветхозаветный Евангелист» говорит и о воскресении Христа, и о Его прославлении. Последние слова пророка указывают на Церковь и на вхождении в нее язычников.
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе.
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе.
Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи. Сборник по материалам Постной Триоди.
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография.
Красовицкая М.С. Литургика. Курс лекций.
Кочнева Е.А. Литургика. Неопубликованный курс лекций.
Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия.
прот. Олег Давыденков. Догматическое Богословие.
прот. Геннадий Егоров, Священное Писание Ветхого Завета.
Лопухин А.П. Толковая Библия.
свт. Григорий Нисский, О жизни Моисея Законодателя.
Еп. Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Иова.
Страстная седмица. https://azbyka.ru/1/strastnaya_sedmitsa
Толкования на Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. https://ekzeget.ru