Великий Понедельник
Главная
Страстная седмица день за днем
Великий Понедельник
История прекрасного Иосифа
Бытие, главы 37 – 50
Иосиф – один из 12 братьев, ставших родоначальниками 12-ти колен израилевых, любимый сын партиарха Иакова. Братья, завидовавшие Иосифу, продали его в рабство в Египет. Благодаря своим благочестию и мудрости, по промыслительной заботе о нем Бога, Иосиф был приближен к фараону и стал вторым человеком в Египте. Впоследствии он спас весь израильский народ в голодные годы, дав им землю и пищу в Египте. Прекрасный Иосиф является прообразом Иисуса Христа, проданного собственным учеником, преданного иудеями на унижения и позорную казнь.
Проклятие Спасителем бесплодной смоковницы
Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 18-20
Евангелие от Марка, глава 11, стихи 12–14; 20–21
Спаситель проклял смоковницу, не найдя на ней плода. По Его слову дерево засохло. Бесплодная смоковница – образ учителей иудейского народа – фарисеев и книжников. Обладая лишь внешним благочестием, они не имели благочестия внутреннего, подлинного. Как и всякий человек, надеющийся спастись формальным соблюдением закона и обряда, они не принесли плодов Богопочитания и человеколюбия. Их вера осталась бесплодной, а следовательно, не была настоящей.
Притча о злых виноградарях
Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 33-46
В притче Спаситель повествует о виноградарях, избивавших и убивавших слуг, которых хозяин винограда посылал к ним. Вершиной их злодеяний стало убийство хозяйского сына. Вожди иудейского народа, призванные хранить истинную веру, не только гнали и убивали пророков, но и отдали на распятие Самого Сына Божьего. Притча также обращена и к каждому человеку, живущему по своей воле и по гордости изгоняющему Бога из своей жизни.
Особенности богослужения
Первые три дня Страстной Седмицы являются переходными, подготовительными к страстным богослужениям Великих Четверга, Пятницы и Субботы. Богослужения Понедельника, Вторника и Среды все еще носят великопостный покаянный характер. В эти дни служится Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина, делаются земные поклоны.

С точки зрения общего содержания богослужений первые три дня рассматриваются как нечто единое, поэтому службы в Великие Понедельник, Вторник и Среду совершаются по одной схеме:

Накануне вечером служится утреня и 1-час (так как богослужебный день начинается с вечера).

Утром служатся часы с чтением Евангелия, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

На часах в течении трех дней прочитываются целиком Евангелия от Матфея, Марка и Луки, а Евангелие от Иоанна прочитывается до прощальной беседы Спасителя с учениками (глава 13, стих 31).

На богослужении читаются паремии (тексты из ветхозаветных книг): на 6-м часе пророчество Иезекииля, а на вечерне – Исход и книга Иова.

Из книги пророка Иезекииля читается о его призвании на пророческое служение.

Книга Исход повествует об изведения евреев из египетского плена и их путешествии в землю обетованную. Эти ветхозаветные события являются прообразом избавления человека от рабства греха и его пути в Царство Небесное.

В книге Иова рассказывается о безропотных страданиях ветхозаветного праведника, которые являются прообразом спасительных Страстей Господних.

В течении трех дней поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи».

С Понедельника по Четверг поется эксапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». эксапостиларием называется тропарь, который читается или поется на утрени после канона и поясняет содержание прочитанного на утрени Евангелия.

Отпуст первых трех дней Страстной седмицы (заключительное благословение священником верующих) начинается словами «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения».
Тропарь
Се, Жених грядет в полунощи
01:47
Тропарь основан на притче о десяти девах (Евангелие от Матфея, глава 15, стихи 1-13). Тропарь говорит о духовном бодрствовании, он призывает сохранять внимание к своему внутреннему миру и помнить о внезапности прихода Спасителя, перед которым каждый человек предстанет в день своей смерти, чтобы дать отчет о том, как он использовал отпущенное время земной жизни.
Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!
Эксапостиларий
Эксапостиларий основан на притче о брачном пире (Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 2-14). Его сюжет – сокрушение человека о своей духовной нечистоте, о недостоинстве войти в Царство Небесное. Видение своих грехов – основа покаяния, оно вырывает человека из мрачной бездны самообольщения. Строки тропаря содержат также отсылку к одной из молитв из Последования ко Святому Причащению: «Во све́тлостех Святы́х Твои́х ка́ко вни́ду недосто́йный? А́ще бо дерзну́ совни́ти в черто́г, оде́жда мя́ облича́ет, я́ко не́сть бра́чна, и свя́зан изве́ржен бу́ду от А́нгелов. Очи́сти, Го́споди, скве́рну души́ моея́, и спаси́ мя́, я́ко Человеколю́бец». Таким образом этот текст является и подготовкой к Великому Четвергу, когда вспоминается событие Тайной вечери.
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.
Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня.
Пророчество Иезекииля
Книга пророка Иезекииля, глава 1, стихи 1–20
Паремия повествует о призвании пророка Иезекииля на пророческое служение. Пророк увидел облако, окруженное сиянием. В середине его – подобие четырех животных с четырьмя крылами и четырьмя лицами каждое: человека и льва с правой стороны, тельца и орла с левой. Перед каждым лицом были колеса. Иудейский народ, погрязший в обрядовом благочестии и оставивший истинное Богопочитание, был предостережен и укреплен видением пророка. Впоследствии Израиль был пленен Вавилоном. Плен способствовал переосмыслению своей веры и духовному возрождению иудеев.
Египетское рабство
Книга Исход 1 глава, стихи 1–20
Благодаря прекрасному Иосифу все семейство Иакова переселилось в Египет. В Египте они были хорошо приняты, однако после смерти Иосифа отношение к евреям поменялось на противоположное. В начале книги Исход описывается тяжелая жизнь израильского народа, ставшего рабами египтян и занятого изготовлением кирпичей. В паремии говорится также о повивальных бабках, которым было приказано убивать всех родившихся еврейских младенцев мужского пола. Однако, они боялись Бога и оставляли детей в живых. Святые отцы видят в младенцах образ добродетелей, погубленных самим человеком.
Праведный Иов
Книга Иова 1 глава, стихи 1–12
Праведный Иов, благочестивый и богатый человек, иногда называется адамантом веры. На Иова клеветал сатана, утверждая, что Иов праведен лишь потому, что облагодетельствован Богом. Чтобы испытать Иова и посрамить дьявола, Господь дает сатане позволение, поразить всё, что есть у Иова, только самого Иова не трогать. Примечательно, что сатана не присваивает себе права причинять вред, но показывает свою полную зависимость об Бога и действует только в рамках Его промысла. То, что он хочет сделать по злобе, Бог позволяет ему исполнить по правосудию.
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе.
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе.
Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи. Сборник по материалам Постной Триоди.
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография.
Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия.
прот. Геннадий Егоров, Священное Писание Ветхого Завета.
Страстная седмица. https://azbyka.ru/ 1/strastnaya_sedmitsa