Перед тем, как вознестись на небо, Иисус Христос обещал ученикам, что вскоре они облекутся силой свыше, примут Духа Святого, о Котором часто говорил во время Своей земной жизни. На пятидесятый день после Воскресения и на десятый после Вознесения это обещание исполнилось. Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков. Таким образом, Третье Лицо Пресвятой Троицы поставило Свою творческую точку в деле спасения человека.
Праздник Пятидесятницы стал завершением Божественного Домостроительства, отныне все, что Бог мог предпринять для исцеления человеческого естества, сделано. Господь Иисус Христос искупил людей от смерти и ада, открыл путь к обожению, Действием Святого Духа человеку открылась возможность воспринять плоды Искупления, стать живым членом Тела Христова – Его Церкви.
Второе название Пятидесятницы – День Святой Троицы. Все три Лица принимают непосредственное участие в судьбе людей и каждого человека. Именно в этот день была явлена непреложная истина о том, что Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Бог – Един по существу, но Троичен в Лицах. Бог-Отец безначален. Он нерожден, ни от кого и ни от чего не имеет причины Своего Бытия, но Сам является причиной и источником всего. Бог-Сын превечно рождается от Отца, Бог-Святой Дух превечно от Отца исходит. Слова «рождение» и «исхождение» не определяют способ существования Сына и Духа, а только лишь указывают на их различие, инаковость. Оставаясь по природе Единым Богом, Каждый из Них имеет Свои индивидуальные свойства.
Бог-Отец, являясь причиной Двум Другим Лицам, не становится главным. Все Лица Пресвятой Троицы имеют равное достоинство, Они единосущны (имеют одну природу) и единославны (имеют одну славу, энергию, благодать), единосильны (имеют одно могущество). Внутритроичная Жизнь Божества неизмеримо выше возможностей человеческого понимания, а потому эти открытые Богом истины невозможно постигнуть умом. Однако, к ним можно приобщиться опытом духовной жизни с Богом.
Сотворение мира и воссоздание Его осуществляется единой для всех Трех Лиц энергией божества, потому невозможно разделить действия Сына и Духа друг от друга. Бог-Сын воплощается по благоволению Отца и при содействии Святого Духа. После Воскресения, в день Пятидесятницы Святой Дух посылается через Сына. Дело спасения человека – это общее действие Всех Трех Лиц Бога.
Одно из наименований Святого Духа – Утешитель. Это слово отражает не просто даруемое Им утешение в скорбях, но непрестанное участие в жизни христианина, борющегося со своими греховными немощами и пытающегося жить по Христовым заповедям. В борьбе с повреждениями собственной природы и с лукавыми духами Святой Дух утешает и направляет человека, дает ему силы.
Дух Святой действует во всех людях, как любимых творениях Божиих. В тех, для кого слова Истины – лишь пустой звук, Дух действует как поддерживающая и промышляющая сила, направляющая к Истине. В тех, кто жил во времена Ветхого Завета, Дух Святой действовал, как сила, обнаруживающая отступление от Бога и провозвещающая приход Христа. В христианах, живущих по Христу, Он действует как сила усыновляющая, дарующая высокое звание сынов Божиих по благодати. Наконец, в тех, кто достиг святости, Святой Дух дейтвует, как сила обоживающая, дающая настоящую мудрость. Третье Лицо Пресвятой Троицы действует в каждом человеке, в зависимости от его духовного состояния.
Членам Церкви, принимающих Святого Духа, даруется возможность не просто придти в изначальное безгрешное состояние, в котором был сотворен Адам. Им открывается путь гораздо выше – к раскрытию божественного подобия человека, то есть к соединению со Христом, уподоблению Ему. Это сверхъестественное состояние – цель, ради которой Бог и сотворил человека.
Вочеловечившись с участием Святого Духа, Христос возглавил Церковь, соделал Ее Своим Телом. Состоящая из ангелов Церковь обрела материальную плоть. Сошествием Святого Духа Она включила в себя апостолов, а вслед за ними и других людей. Поэтому праздник Пятидесятницы становится днем рождения Церкви, как пространства, в котором совершается обожение человека. Святой Дух, принимавший участие в жизни мира и раньше, начал действовать совершенно особым образом.
В день Пятидесятницы апостолы осознали, что Святой Дух является самостоятельным Лицом, а не просто божественной энергией. Действуя в людях, Он оставляет свободной человеческую волю, всегда ожидает ответа самого человека. Не подчиняя людей, Он, напротив, вырывает их из слепого подчинения требованиям греховных страстей.
Дары Бога не даются людям автоматически, без их деятельного участия. Для того, чтобы воспринять благодать Святого Духа, человек должен иметь принимающий орган. Богопочитание и человеколюбие делают человека способным к принятию Божественных даров. Человек, закрывающий от Бога и ближнего двери своего сердца, будет к ним невосприимчив.
Опытно познавая действие Святого Духа, человек постигает Христа, и через Него приходит к источнику и причине всех благ – Богу Отцу. Святоотеческая мысль отмечает, что если Христос, по собственным Его словам, является дверью в жилище Отца, то Святой Дух становится ключом к этой двери.
«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим», - говорит Господь. (Ин, 14:23) Целью Боговоплощения является принятие людьми Святого Духа, становление членами Тела Христова и через это – жилищами Троичного Бога. В этом – цель и смысл. Здесь – завершение пути, который открывает для каждого человека его личная Пятидесятница.