Пятидесятница
Главная
Статьи на разные темы
День Святой Троицы. Пятидесятница
Сошествие Святого Духа на апостолов
В пятидесятый день по Воскресении Христа на апостолов, собравшихся в сионской горнице, видимым образом сошел Святой Дух. Новая Пятидесятница заменила собой Пятидесятницу ветхозаветную, именно в пятидесятый день после иудейской Пасхи Моисею был дан закон. Обновился Завет Бога с Человеком, обновились апостолы, в одночасье сменившие растерянность и боязливость на поразительные мужество и твердость духа. Божественное домостроительство, начавшееся с Благовестия Богородицы, совершилось. Родилась Церковь Христова, в ограде которой благодатью Святого Духа совершается обновление каждого человека, решившегося на трудный, но единственно верный путь следования за Христом.
Особенности богослужения
Вся торжественная служба Пятидесятницы – это раскрытие песни в честь Святой Троицы, которая ежедневно поется на Литургии: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть». На службах этого дня, впервые после Великой Субботы, многократно поется и молитва Святому Духу: «Царю Небесный».

Всенощное бдение совершается так же, как во все двунадесятые Господские праздники. На Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста поются праздничные антифоны. Вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся». Это напоминание о древней традиции крещения оглашенных на праздник Пятидесятницы.

Главная особенность праздника Пятидесятницы – это великая вечерня с чтением трех коленопреклонных молитв. Она начинается сразу после Литургии. На этой вечерне поется великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш».

В день Пятидесятницы, храмы украшают ветвями деревьев и цветами. Зелень вечно обновляющейся природы символизируют обновление душ благодатью Святого Духа.
Понедельник после Пятидесятницы носит название «Духов день». Это праздник в честь «Всесвятаго Животворящаго и Всесильнаго Духа». Песнопения в этот день почти все те же самые, что и на первый день праздника.
Тропарь
Апостолы, получившие Святого Духа в день Пятидесятницы, сравниваются в тропаре с рыбаками, которые улавливают своей проповедью верующих. Этот образ не случаен. Некоторые из апостолов и были рыбаками. Образ этот использовал и Сам Спаситель, когда призывал апостолов Андрея и Петра: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 19). В притче о неводе Христос также сравнивает Царство Небесное с закинутой в море рыболовной сетью. (Евангелие от Матфея, глава 13, стих 47).
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, И́же прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак
Книга Бытия (глава 11) описывает событие строительства Вавилонской Башни. Священное Писание указывает на мотив этого предприятия — тщеславие и гордость: «построим себе город и башню, верх которой будет даже до неба, и создадим себе имя».
Чтобы человечество не могло больше использовать свое единство во зло, Господь смешал языки, так, что люди перестали понимать друг друга.
Это разделение преодолевается в Новом Завете, когда Святой Дух сошел на апостолов, и они получили дар языков (Книга Деяний, глава 2, стих 1–4). Книга Деяний повествует, как в пятидесятый день по Воскресении Христа апостолы начинают свою проповедь. Их слушают люди из разных народов, и понимают так, как будто с ними говорят на их родном наречии.
Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся́ призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Эксапостиларий
Иудейские книжники гордились знанием Писания и соблюдением внешних заповедей. Ослепленный гордостью человек считает себя мудрым и все понимающим, а потому не в состоянии учиться. Будучи заложником ложной мудрости, он не может увидеть Божественную Истину. Он не обращается к Богу, а Бог открывается лишь призывающему Его, человеку смиренному и чистому сердцем. Христос говорит в Евангелии от Матфея (глава 11, стих 25): «славлю Тебя, Отче, ... что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».
Всесвятый Душе, исходяй из Отца, и Сыном пришедый к безкнижным учеником, Тебе Бога познавших спаси и помилуй всех.
Всесвятой Дух, от Отца исходящий и чрез Сына пришедший к некнижным ученикам, познавших Тебя, как Бога, спаси, освяти всех.
В день Пятидесятницы открылась тайна Триединства Бога, произошло явление Святого Духа – Третьего Лица Пресвятой Троицы. Все Три Лица Троицы в эксапостиларии называются светами. Это указание на их равенство в божественном достоинстве.
Свет Отец, Свет Слово, Свет и Святый Дух, Иже во языцех огненных апостолом послася, и Тем весь мир просвещается Троицу почитати Святую.
Свет Отец, свет Слово, свет и Дух Святой, Тот, Кто в языках огненных Апостолам был послан; Им и весь мир просвещается для почитания Святой Троицы.
Cтихира на «Господи воззвах»
Стихиры поются на великой вечерне, которая входит в состав праздничного Всенощного бдения. Приводимая ниже стихира раскрывает догмат о Пресвятой Троице. Она содержит расширенный вариант молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный».
Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа. Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир: Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе.
Придите люди, Божеству в трех Лицах поклонимся – Сыну во Отце со Святым Духом; ибо Отец вне времени родил Сына столь же вечного и сопрестольного и Дух Святой был во Отце, с Сыном прославляемый; Единая Сила, Единое Существо, Единое Божество. Ему поклоняясь, мы все возглашаем: «Святой Боже, все сотворивший через Сына при содействии Святого Духа! Святой Крепкий, чрез Которого мы Отца познали и Которым Дух Святой пришел в мир! Святой Бессмертный Утешитель – Дух, от Отца исходящий и в Сыне почивающий! Троица Святая, слава Тебе!»
Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Сформулированный в простых словах, догмат о Пресвятой Троице тем не менее не поддается человеческому пониманию. Высочайший полет философской мысли не дотягивается до Бога-Троицы. Ни один самый искушенный ум не в состоянии вместить эту истину. Человек должен отвергнуть сам образ своего мышления, отказаться от рационального взгляда. Догмат о Пресвятой Троицы постигается, и то лишь отчасти, только в опыте духовной жизни.

Слабым подобием троичности Бога можно назвать человеческие ум, мысль и дух (совокупность сердечных чувств человека).

Ум постоянно рождает мысль. Мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем перебывает в уме. Ум без мысли существовать не может, как и мысль без ума. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Всякая мысль имеет свой дух, свою чувственную окраску. Не может быть мысли без духа, существование одной непременно сопровождается существованием другого. В существовании того и другого проявляется существование ума.
Коленопреклоненные молитвы
На вечерне сразу после Литургии читаются три коленопреклоненные молитвы святого Василия Великого. Священник читает молитвы, стоя на коленях в царских вратах лицом к народу. Первая молитва обращена к Богу Отцу. Это – исповедание своих грехов и просьба об их оставлении ради искупительной жертвы Господа Иисуса Христа. Кроме того, молитвы содержат прошения о благодатной помощи в борьбе против дьявола и бесов.

Во второй молитве верующие обращаются к Богу Сыну. Они молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни.

Третья молитва также обращена к Сыну Божию, исполнившему все домостроительство спасения человеческого рода. Господь сошел во ад и сокрушил силу дьявола, и к Нему обращает Церковь молитвы о упокоении душ усопших.
Книга Иоиля
Книга Иоиля, глава 2, стихи 23-32
За многие века до Христа пророк Иоиль говорит о схождении Святого Духа. Именно на его пророчество ссылается апостол Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы (Книга Деяний, глава 2, стихи 16–18). «Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши», – говорит Иоиль. Вдохновляемый свыше, говорит пророк о материальных вещах «наполнятся гумна пшеницей, и перельются точила вином и елеем», разумея под ними обилие благодатных духовных даров, в числе которых – Святая Евхаристия. О последних днях этого мира говорит пророк, возвещая о Втором Пришествии Христовом, великом и славном. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе
Цветная Триодь
Аверкий Таушев, архиеп. Литургика
Антонов Н.Р. Храм Божий и Церковныя Службы
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография
Егоров Г. иер. Священное Писание Ветхого Завета.
Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия.
Шиманский Г.И. Литургика
Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты
Давыденков О. прт. Догматическое богословие
Толкования на Мф.11:25. http://bible.optina.ru/new:mf:11:25