С 26 марта сдвигается начало Божественной Литургии в выходные и праздничные дни. Исповедь – 8:30, часы и Литургия – 8:30
Вселенская родительская суббота
Главная
Статьи на разные темы
Вселенская родительская суббота
Молитва за усопших
Переходя смертную черту, человек оставляет тело, но продолжает существовать. Вечность, отголоски которой он уже ощущал при жизни, раскрывается перед ним, принимает его в себя. Для кого-то это вечность абсолютного Счастья. Для кого-то – вечность мучений. И в том и в другом случае, люди не теряют связи с теми, кто их помнит и любит. Господь даровал Своей Церкви благодать молиться за усопших. Он протянул через смертную пропасть спасительный канат. Кто-то из усопших получит по молитвам живущих утешение в мучениях. На чью-то посмертную участь их молитвы повлияют кардинальным образом. Кто-то из усопших, имея дерзновение перед Богом, слыша возносимые о нем молитвы, и сам будет молиться за молящихся. Молитва – это долг перед усопшими и дар для тех, кто еще жив.
Поминовение всех преждепочивших
Вселенская родительская суббота – особое поминовение всех усопших христиан, установленное Церковью два раза в году: в неделю Мясопустную (за неделю до начала Великого поста) и перед самым празником Пятидесятницы. Вселенская родительская суббота – это совершенно особый день. Молитва об усопших родственниках – это благое дело для каждого христианина, но в эти две субботы, названных Вселенскими, на первый план выходит поминовение всех усопших христиан. Тех, чье имя изгладилось из памяти потомков, тех, чьих потомков вообще не осталось. Молясь в храме обо всех, вспоминая тех, о ком забывает в другое время, человек имеет твердую надежду, что и о нем вспомнят и за него помолятся те, кто не будет знать о его существовании.
Особенности богослужения
Перед воспоминанием о завершении всего Божественнаго домостроительства дела спасения человечества, в субботу перед праздником Пятидесятницы, святая Церковь назначает особый день молитвы за усопших. Заупокойное богослужение в этот день совершается почти так же, как в Мясопустную субботу.

Особенностью заупокойной службы является пение на вечерне «Аллилуиа» с заупокойными стихами вместо прокимна. На утрене вместо «Бог Господь» также поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами и 17-ая кафизма, называемая «Непорочны» с заупокойными тропарями «Святых лик».

Произносятся заупокойные ектении с поминовением всех усопших православных христиан. На Литургии вместо: «Видехом свет истинный», поется заупокойный тропарь: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй…»

В субботу Пятидесятницы молящиеся приглашаются еще раз вспомнить о конце мира: «конечный день воспомянем». Чтобы верующие, оживленные надеждами воскресения, не стали беспечны. После многократного благовестия «Христос воскресе» хвалитные стихиры субботы напоминают о том, что «страшен конец смертный, и грозен суд Владыки».
Тропарь
Смерть – следствие грехопадения. Но она же – проявление заботы Бога о человеке. Люди изгнанные из рая и лишенные перспектив вечной жизни, уже находились в падшем состоянии, в состоянии греха. Если бы смерть не полагала предел человеческому существованию, человек остался бы увековеченным в состоянии духовно-нравственного ничтожества, он потерял бы саму возможность когда-либо вновь соединиться с Богом. Костенея в грехе, человек совершенствовался бы во зле, лишенный возможности кардинального, качественного изменения. Покаяние было бы бесплодным, потому что оно было бы временным. Вечная духовная брань с демонами не под силу никакому подвижнику. Именно неотвратимость смерти открывает для человека путь подлинного покаяния.
Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.
Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий и полезное всем подающий, Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, ибо на Тебя они надежду возложили, Творца, и Промыслителя, и Бога нашего.
Кондак
Использовав временную жизнь для того, чтобы стать причастником жизни вечной, человек войдет в нее очищенным от греха. Последствия грехопадения – тление, болезни, смерть – остаются позади, когда новая реальность заполняется Богом. Духовная радость близости к Нему и общения с Ним – вот существо райской жизни. По воскресении из мертвых, в вечном блаженстве будет участвовать и тело, возрожденное и обновленное, подобно телу воскресшего Иисуса Христа. Оно будет прославлено Божиим Светом, преображено подобно телу Спасителя на горе Фавор.
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
Икос
Икос звучит вместе с кондаком на утрени после 6 песни канона. Икос – полное развитие мысли кондака, объясняющего суть праздника. «Прах ты и в прах возвратишься» — приговор Бога, согрешившему Адаму (Бытие, глава 3, стих 19). Бог создал человеческое тело из «праха земного», а потом «вдунул в лице его дыхание жизни» — бессмертную душу. Имеющий родство со всей видимой природой и животным миром, человек одновременно причастен миру духовному, является образом Божиим, причастником божественной жизни. Человек создан из земного материала, но предназначен для жизни вечной. Однако после грехопадения в мир вошла смерть, и каждый человек должен возвратиться обратно в землю. Надгробное рыдание для христианина окрашено любовью к Богу. Смерть – часть благого замысла Бога о человеке. Надгробный плач христианина сплетается с ангельской хвалебною песней.
Сам един еси безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отыдеши: аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание, творяще песнь: аллилуия.
Ты Сам – один бессмертный, сотворивший и создавший человека: мы же, смертные, из земли были созданы, и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, создав меня и сказав мне: «Ты земля, и в землю отойдешь», куда все мы, смертные, пойдем, надгробное рыдание претворяя в песнь «Аллилуия!»
Непорочны
Непорочны – это 17-я кафизма псалтири, псалом 118.

Непорочны – величественная библейская песнь в честь закона, спасающего человека в жизни и по смерти. Церковь рассматривает эту кафизму как торжественную, праздничную, по преимуществу воскресную. В качестве торжественной воскресной кафизмы непорочны вносятся и в заупокойные последования, при поминовении скончавшихся в надежде воскресения и жизни, и как бы в подтверждение этой надежды и в утешение скорбящим о разлуке, которая должна окончиться воскресением.
Содержание псалма 118 не напоминает о смерти. Оно наполнено многократными просьбами: живи мя, даруй мне жизнь. Во время земной жизни Господь через слово Свое оживляет человека, и потому он приобретает уверенность, что всякий верный Божественному закону жив будет для вечности.

Непорочны – это песнь о законе, это исповедание души, восторгающейся Божиим законом, скорбящей о своих отступлениях от него, умоляющей Господа быть милостивым. На заупокойных богослужениях это исповедание от лица усопших. Но и живущие люди, предстоящие на молитве, не желая оставаться только слушателями и свидетелями этого исповедания, прерывают его частыми воззваниями ко Господу и от себя, и от лица всей Церкви.
Заупокойные тропари «Святых Лик»
Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений: ущедри Твое создание Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.
Образ я неизреченной Твоей славы, хотя ношу и язвы согрешений: пожалей Твое создание, Владыка, и очисти по Своему милосердию, и вожделенное отечество подай мне, снова делая меня гражданином рая.
За непорочными непосредственно следуют так называемые заупокойные тропари. Все тропари представляют собою одно целое. Здесь приводятся два из них:
Древле убо от не сущих создавый мя, и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися.
В древности из небытия создавший меня и образом Твоим Божественным почтивший, но за нарушение заповеди снова меня возвративший в землю, из которой я был взят! К тому, что по подобию Твоему возведи, чтобы в прежней красоте мне восстановиться.
Заупокойные тропари – завершение песни о законе, заключение исповеди христианской души.

Святые, ходившие в законе Господнем, обрели источник жизни. Святые мученики, проповедовавшие агнца Божия, сами как агнцы были закланы и перешли к жизни нетленной. Христос всех призывает: ходящии узким путем и все взявшие крест и последовавшие Ему – придите и насладитесь уготованными вам почестями и венцами небесными. Каждый человек, погибающий грехом, все равно является образом Божиим. Поэтому есть у него надежда на то, что Господь спасет его и возведет к Своему подобию.

Эти прошения от лица каждого из усопших заканчиваются общей молитвой о всех их.
Деяния Апостолов
Деяния Апостолов, глава 28, стихи 1-31
Апостол Павел чудесным образом спасается при кораблекрушении и вместе с другими мореплавателями оказывается на острове. Здесь с апостолом происходят новые чудеса: он остается невредимым после укуса змеи и совершает исцеления больных. На деле исполняются обетования, данные Спасителем: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Евангелие от Марка, глава 16, стихи 17-18).
1 послание апостола Павла к Коринфянам
1 послание апостола Павла к Коринфянам, глава 15, стихи 47-57
Воскресение мертвых – одна из основ христианской веры. По воскресении Иисуса Христа человеческая природа стала нетленной. Этому нетлению необходимо приобщиться каждому чаловеку, потому что смертное не может наследовать бессмертному. После всеобщего воскресения, после преображения всего мироздания смерть будет окончательно побеждена. Свою речь апостол заканчивает цитатой из пророка Осии: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?…Жало же смерти грех: сила же греха закон». Грех — причина смерти, как телесной, так и духовной. Закон Моисея лишь обличает грех, закон не может исцелить и преобразить человека внутренне, не дает благодатной силы для противостояния греху. Все это дается в Новом Завете через Господа Иисуса Христа.
Евангелие от Иоанна
Евангелие от Иоанна, глава 21, стихи 15-25
В ночь Страстей Господних апостол Петр трижды отрекся от Христа. После воскресенья Спаситель восстанавливает Петра в апостольском достоинстве трехкратным вопрошанием: «любишь ли ты Меня?» Христос благословляет апостола к пастырской деятельности и предсказывает ему мученическую кончину. Святой Петр спрашивает о судьбе апостола Иоанна, на что получает резкий ответ: «Что тебе до того? Ты иди за Мною». Спаситель учит, что любящий Бога не должен беспокоиться о сроках смерти. Его дело следовать за Христом.
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе
Цветная Триодь
Аверкий Таушев, архиеп. Литургика
Афанасий Сахаров, свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви
Давыденков О., прот. Догматическое богословие
Иванов А.В. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол
Кирилл Павлов архим. Проповедь во вселенскую родительскую субботу
Лопухин А.П. Толковая Библия
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография