Когда Господь был повешен на кресте, ноги Его прибили к подножию.
Жертвенник в Храме Соломона тоже имел подножие. Служение Спасителя — это священническое служение. Вся ветхозаветная традиция была основана на жертвах Истинному Богу. В незапамятные времена Авраам поверил Божественному слову и положил на жертвенник своего сына Исаака, обетованного ему Самим же Богом. Господь заменил Исаака на жертвенного агнца, не допустив пролития человеческой крови, а Авраам стал родоначальником всех верующих людей, ищущих воли Небесного Отца, а не своей. Заложенная Авраамом, жертвенная традиция Израиля получила свою кульминацию в Жертве Христа. Воплотившийся Бог, ставший человеком, принес в жертву Отцу Самого Себя. Не потому, что Отец требовал этой жертвы или нуждался в ней, но для того, чтобы человеческая природа освятилась человечеством Бога. Он Сам должен был освободить человека от рабства страстям, дьяволу, смерти.
На новозаветном жертвеннике — кресте Господь исполнил Свое служение, открыв каждому, кто решится следовать за Ним, дорогу в Вечность. Своей крестной смертью Спаситель открыл путь к бессмертию.
Нижняя перекладина наклонена. Иисус Христос висел на кресте не в одиночестве, по обе стороны от Него были распяты разбойники. Тот, что висел по левую руку Спасителя, замкнулся в своем горе, ожесточенности, и поносил Сына человеческого, не разглядев в нем Сына Божьего. Душа его под грузом греха сходила в ад, словно бы пригибая к земле чашу невидимых весов. Разбойник, распятый по правую руку, был благоразумнее своего товарища. Он увидел свою подлинную вину и признал себя осужденным справедливо, честно всмотревшись в себя покаянным взором. А совестливо встретившись с собою, встретился с распятым рядом с ним Богом — и исповедал Его. И случилось немыслимое. Тот, кто, как проклятый недочеловек был справедливо казнен по закону человеческому и по закону Божьему, умирал как добрый Божий человек: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Нижняя перекладина напоминает о двух диаметрально противоположных кончинах схожих между собою судеб. Она напоминает о необходимости покаяния.
Человек, замкнутый на самом себе, неспособен увидеть Бога, даже если Он будет стоять прямо перед ним. Он отказывается услышать стук Христа в двери своего сердца. Для того, чтобы впустить Бога в свою жизнь, необходимо открыть навстречу Ему то самое «святая святых», которое человек так старательно закрывает и оберегает от чужих глаз, ушей и рук. Необходим акт веры, доверия Господу. Сделать это движение воли бывает очень тяжело, и многие люди так и не решаются на него до самой смерти. Но это — единственно верный ответ на Божественный призыв.
Решившись на изменение вектора своей жизни в сторону Вечности, человек разворачивается против всех устремлений своей поврежденной грехом природы. Он взваливает на плечо тяжкое древо внутреннего креста — и делает шаг за своим Спасителем, а Господь подхватывает этот крест и иго Христово становится для человека благом, а бремя христианской жизни — легким (Мф. 11:30).
Опытно познавая свою фундаментальную неправоту в тех вопросах, которые казались очевидными, человек начинает понимать правоту Творца. Он начинает убеждаться в Его мудрости, доброте, справедливости. Казавшиеся неразрешимыми вопросы «как Бог мог допустить…» и так далее, получают свое естественное разрешения не на уровне рассудочных конструкций, а на уровне религиозного опыта.
Отказываясь от собственных желаний в пользу того, что хочет Бог, человек начинает идти путем Христа. Этот путь ведет к смерти, но на ней не заканчивается. За смертью следует воскресение.