Если ты решил креститься
Главная
Таинство Крещения
Если ты решил креститься
Из книги иерея Даниила Сысоева «Если ты еще не крестился...»
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К СВЯТОМУ КРЕЩЕНИЮ

Итак, ты решил принять боготворящее Крещение. Что же требуется для этого? Как правильно подготовиться? Что необходимо принести с собой? Как вести себя после совершения Таинства?

Начнем по порядку. Для Крещения необходимо иметь истинную веру, раскаяние в тех делах, за которые ты бы стыдился перед Господом, и желание жить по Заповедям Божиим. Думается, тебе понятно, почему необходима вера. Ведь, по словам Писания, без веры невозможно угодить Богу, ибо необходимо верить в то, что Он существует, и тем, кто служит Ему, воздает награду (Евр. 11, 6).

МЕРА ВЕРЫ

Но надо также знать, что есть мера веры, необходимая для Крещения. Эта мера — Символ веры, который читается наизусть крещаемым перед самим Таинством. Текст этот по своему содержанию полностью основан на Божественном Откровении, а в данном виде он принят отцами Вселенских Соборов, I Никейского (325 г. по Р.Х.) и II Константинопольского (381 г. по Р.Х.).

Вселенским Собором называется собрание епископов всей Церкви вселенской. Мы верим, что ими руководил Сам Бог Дух Святой. И именно под Его руководством Церковь сохранила изначальное Откровение, передала его в точных формулах и сокрушила всякую ложь. И наиболее точным изложением христианского учения как раз и является Символ веры, который тебе предстоит выучить.

Само слово «символ» переводится 29-ю различными способами, что показывает особые грани значения этого священного провозглашения веры. В древнейшем значении это слово обозначало разломанную надвое палочку или кольцо, половинки которого брали друзья или возлюбленные, расставаясь надолго. И когда проходило много лет, они опознавали друг друга, сложив воедино символ. Так же наш Вечный Друг и Жених наших душ Христос оставил нам эту веру, как половинку кольца, по которой Он опознает нас в День Своего возвращения. Ясно, что если мы потеряем свою половиночку или хотя бы попортим ее так, что испортится место соединения, то узнавание при встрече не состоится. Христос скажет: «Я никогда не знал вас! Отойдите от Меня» (Мф. 7, 23).

По другому переводу «символ» переводится как присяга. Мы, христиане, верим, что Иисус Христос — это наш единственный Господь и Царь. И поэтому, вступая в Его Церковь, которая называется воинствующей, мы приносим Ему присягу как нашему Вечному Императору. Понятно, что если после Крещения мы откажемся от присяги, мы будем клятвопреступниками и дезертирами, подпадающими Божиему Суду.

«Символ» переводится также как пароль. И по нему нас пропустят в возвращенный Рай. Этот пароль мы должны спрашивать у любого, кто захочет прорваться к нам в сердце — а у сердца наш ум должен стоять на посту, как часовой, чтобы никто не ограбил его.

Итак, этот священный Символ надо принять сердцем и хранить его до конца жизни своей. Понятно, что если нет проблем с памятью, необходимо выучить этот текст наизусть. Мы читаем его в церкви на церковнославянском языке, который в России используется для богослужения. Поэтому и учить его надо на этом языке. Для облегчения понимания мы даем перевод на русский этого священного исповедания.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1. Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым (по-церковнославянски ).
Верую в единого Бога Отца Вседержителя, Творца Неба и земли, видимого же всего и невидимого (по-русски).

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного, Который рожден от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одной сущности с Отцом, Которым все приведено в бытие.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воспринявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
И воскресшего в третий день согласно Писаниям.

6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
И возшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
И в Духа Святого, Господа, творящего жизнь, от Отца исходящего, совместно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
В единственную Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Провозглашаю вслух одно крещение для уничтожения грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,
Ожидаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущаго века. Аминь.
и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Думаю, что стоит дать краткое объяснение этого вероисповедания. Ведь часто случается так, что в одни и те же слова вкладывается самое разное содержание.

Итак, как ты уже видел, Символ веры состоит из 12 частей (членов), и мы будем их комментировать по пунктам.

ТВОРЕЦ КАЖДОГО ИЗ НАС

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Вера здесь вовсе не слепой акт отказа от разума, как думают атеисты, а, напротив, высшее его проявление. Человек умом и сердцем находит Творца, и затем уже доверяет Ему. Уверовав, человек, во-первых, признает существование невидимых реальностей, и через это его разуму открываются новые горизонты, а во-вторых, он начинает доверять Богу — и таким образом чувствует, что жизнь его под высшей, надежной защитой.

Главный предмет веры христиан — это Бог. Под этим словом мы подразумеваем Бесконечную Духовную Сущность, непознаваемую до конца в Своем безмерном могуществе, мудрости и славе. Бог вездесущ и вечен (Он — вне времени), всемогущ и все знает. Он — совершенная Правда и Любовь, не нуждающийся ни в чем и Сам щедро дающий все. Бога не ограничить никаким конкретным образом: Он ни материя, ни энергия, ни космос, ни высший разум, ни высшая часть души. Напротив, все, что существует, получает от Него бытие: живущее получает жизнь, разумное — разум, сильное — силу.

Бог называется единым не потому, что кому бы люди ни кланялись, они кланяются Ему, а потому, что только Он один истинно сущий, а все другие существа, которых люди по неразумию называют «богами» (например, Зевс, Кришна, Перун), — это ложь, обман или самообман, за которыми скрываются падшие ангелы, то есть демоны. Итак, кроме Бога Творца, в которого верят христиане, нет никого другого.

Единый Бог называется Отцом, потому что Он — Личность, извечно порождающая Сына. Но Он становится также Отцом для каждого, кто, уверовав в Его Сына, принимает Крещение. Значит, Он станет и твоим Отцом... Бог Отец ни от кого не появлялся и потому называется еще Нерожденным и Безначальным.

Вседержителем Он называется потому, что весь мир до сих пор существует благодаря тому, что Его сила держит его. Весь мир также управляется Его всемогущей волей — всякому добру помогающей, а всякое зло, возникающее из-за отказа свободных существ от добра, пресекающей и обращающей к благим последствиям.

Отец называется дальше Творцом Неба и земли, ибо Он по своей свободной воле и без чьей-либо поддержки из небытия за шесть дней создал Вселенную. И целью этого творения было желание, чтобы свободные разумные существа вошли в Его вечное блаженство.

Видимый и невидимый миры, упоминаемые в Символе, — это и материальная Вселенная, и духовный мир, в который входят Ангелы (разумные и могучие духи, не имеющие материального тела, часть их из-за гордости отпала от Бога и стала бесами) и наши бессмертные души. Но и тот, и другой миры созданы из небытия свободной волей Отца.

СИЯНИЕ БОЖИЕЙ СЛАВЫ

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Как уже говорилось выше, Бог называется Отцом, потому что родил Сына, и здесь мы видим, как Церковь подробнее описывает свою веру во Христа.

Итак, для нас Иисус Христос — это не «великий посвященный», и не «учитель нравственности», и не первый революционер, а вечный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. Он называется единым, так как является единой Личностью, хотя сейчас и существующей в двух природах. Господом Он называется, ибо по природе является Властелином творения. Царство Его — царство всех веков, и владычество Его во всяком роде. Но в особом смысле Он наш Господь, как наш Искупитель и Глава Церкви.

Имя «Иисус» Он получил после того, как стал человеком, и означает оно «Сущий, Который пришел спасти» или просто «Спаситель». А слово «Христос» — не имя, а обозначение Его служения после воплощения. В переводе оно означает «Помазанник», потому Он как человек был помазан Своим Божеством и Святым Духом. А помазание это дано было Ему как Царю, Пророку и Священнику. Ведь в древности, в Ветхом Завете, царей, пророков и священников возводили на служение через помазание освященным маслом.

Иисус называется Единородным, так как только Он рожден из сущности Отца, в отличие от других детей Божиих (людей и Ангелов). Они имеют иную сущность, чем Отец, и становятся детьми по усыновлению через Христа.

Дальше словами «от Отца рожденного прежде всех век» подчеркивается, что Сын рожден из сущности Отца до начала времени (а оно появилось вместе с миром). Вселенной могло и не быть, но Сын вечно рожден от Отца, и Его рождение подобно тому, как свеча зажигается от свечи, и первый огонь не уменьшается, а второй свет равен первому. Сын связан вечно с Отцом, как солнце с лучом. Он — сияние Его славы и образ Его личности, Он — вечное Самовыражение Отца, Его Слово, Премудрость, Сила.

Сын, как и Отец, истинный Бог, в отличие от фальшивых божков язычников и иноверцев. Но при этом нельзя считать, что есть Два или Три Бога. Все Три Лица Троицы — Один Бог, так как Один Исток Божества — Отец. У Всех Трех Личностей одна сущность (природа), воля, царство, слава и сила, и Они все Друг в Друге вечно пребывают, отличаясь лишь тем, что Отец нерожден, Сын рожден, а Дух исходит от Отца.

Чтобы подчеркнуть истинность Божества Христа, Символ веры говорит, что Он рожден, несотворен, единосущен (той же сущности) Отцу.

Христом Отец сотворил мир. Но не как орудие имел Отец Сына, а как Совершителя Своей воли, так что вся Вселенная своя для Господа Иисуса. Поэтому Он и спас тот мир, который Он же создал.

МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СПАСТИ СЕБЯ САМ?

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Как мы уже говорили, само имя Иисус значит Спаситель. И начиная с этого члена Символ подробно излагает то, как совершилось наше спасение. Но от чего же нас надо было спасать? Церковь отвечает: от греха, проклятия и смерти.

Дело в том, что первые люди, Адам и Ева, отпали от Бога — Источника Жизни, совершив грех. В результате этого сама природа человека подверглась порче. Мы перестали видеть Господне Лицо. Ум утратил контроль над волей и чувствами и подвергся распаду, так что ему трудно познать Истину. Воля отклонилась от Бога, и зло заполнило всю нашу природу, так что нам легче согрешить, чем делать добро. Это состояние называется первородным грехом, который порождает как телесную смерть, так и вечную гибель души, которая после смерти уходит в ад. И не мог никто избавить несчастного человека от этой вечной беды, кроме Самого Творца. Ведь надо было и переделать нашу природу, и истребить преступление, и победить смерть, и, главное, восстановить общение с Богом. Так кто из людей или иных творений мог бы сделать это?

И вот, по Своей милости, Господь Сам вступается за Свое творение. Три преграды стояло перед Ним. Первая из них — пропасть между Божественной и человеческой природами. Ведь сказано было Моисею: «Не может человек увидеть Лица Моего и остаться в живых». Как слабому творению устоять перед вечнокипящим Пламенем Сверхжизни?

Вторая преграда — грех, который не может быть проигнорирован святым Богом. Ведь Праведный не может оставить преступление без наказания. Но, с другой стороны, «нет человека, который жил бы и не согрешил», а значит, все должны быть наказаны.

А третья преграда — смерть, разрушающая природу человека. О чем можно говорить, если все дела человека пожираются смертью? Как смертному можно общаться с Бессмертным, если смерть его не будет уничтожена?

И вот Господь Иисус Христос приходит, чтобы уничтожить эти преграды, спасти человека и сделать его богом по благодати.

Вечный Сын сходит с Небес, не перемещаясь в пространстве, ибо как Бог Он и так все наполняет. Но, как на Небесах Его видят и Ему полностью покорны Ангелы, так в Своем Рождении Он становится видимым и на земле. Христос принимает плоть от Девы Марии, Которая смогла родить Его без участия мужчины силой Животворящего Духа. Единая Личность Сына Божия начинает существовать в двух природах, соединенных неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Так что Христос, оставаясь совершенным Богом, стал совершенным Человеком, имеющим человеческую душу, ум, волю. Он не имел лишь первородного греха, да и Сам не сделал никакого зла и не нашлось лжи в устах Его.

И именно для этого и потребовалось Непорочное Зачатие. Дело в том, что в обычном зачатии человеку передается изначальная смерть, и появившиеся таким образом люди спасти других не могут, сами нуждаясь в спасении. Но когда человеческая природа создана была в утробе Девы силой Святого Духа, тогда она оказалась способной пребывать в Личности Бога Сына, так что с самого начала она была Его собственной природой. И, таким образом, через Боговоплощение была преодолена первая преграда — разница природ. Обе сущности, не уничтожая друг друга, соединились в Одной Божественной Личности, и теперь через Христа мы получили доступ к Отцу.

ВЫКУП ЗА НАШИ ГРЕХИ

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Христос пришел в мир и дал новый Закон, Закон любви, но главное Его дело — это избавление нас от зла и греха, а для этого необходима была смерть. Ведь Жизнь можно купить только ценой жизни. И вот Иисус Христос, чтобы уничтожить преграду греха, добровольно берет на Себя грехи всего мира. Невинный Праведник умирает за виновных, берет на Себя их наказание и проклятие, с тем чтобы уверовавший в Него не погиб, но имел Жизнь вечную. Его кровь становится выкупом за наши грехи. Он отдает кровь за кровь, душу за душу, тело за тело и таким образом Правда Бога вливается в наши сердца. «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Христос как Человек Сам приносит Себя в жертву Богу за наши грехи и этим священнодействием освящает нас, изгоняя грех из нашего сердца, ума, да и из всей природы человека.

Он исправляет древнее непослушание Адама, будучи послушен Отцу до смерти, и смерти крестной, позорной, страшной, мучительной. Господь становится новым Адамом, родоначальником искупленного человечества.

Как первый человек ввел в мир смерть, так Христос дал вечную Жизнь. Вместо древа познания — Крест, который стал вместо орудия казни знаком нашей победы и спасения. Руки, протянутые к преступному делу, исцелены пронзенными руками. Ноги, убегавшие от Бога, возвращены к Нему гвоздями, пробившими стопы Богочеловека. И так явилась Справедливость Бога, ибо победил врага сатану не просто Бог, но Человек. Та же природа, которая была взята в плен в раю, победила на Кресте.

Словами «при Понтийстем Пилате» Церковь подчеркивает, что произошло это событие в конкретный исторический момент, при Понтии Пилате, когда исполнились древние пророчества о приходе Примирителя (Быт. 49, 10) Бога и людей, прекратилась древняя вражда между творением и Творцом. И исполнилась надежда народов, некогда бывших чужими для Господа из-за беззаконного идолопоклонства и поклонения злым духам, а теперь ставших своими Ему через обращение к Распятому.

Мы верим, что Христос не делал вид, что страдает, а действительно терпел страшные муки, чтоб нас избавить от смерти. Хотя, конечно, страдание это касалось только Его человеческой природы (Божественная природа страдать не может). И Он поистине умер и был погребен. Его душа отделилась от тела и сошла в ад. И ад был разрушен. Поверившие во Христа праведники взошли в рай, и с тех пор туда вновь появилась дорога, закрытая преступлением первых людей. А древний наш враг, дьявол, был скован и лишен силы, как несправедливо поднявший руку на Творца. Так рухнула вторая стена между Богом и людьми — стена греха, и так исчезла причина вековечной смерти, не отпускавшей от себя человека.

ВЗОРВАВШИЙ СМЕРТЬ ИЗНУТРИ

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

Апостол Петр говорил, что смерть мучилась родовыми схватками, когда приняла в себя Христа, ибо не могла удержать Его (Деян. 2, 24). Причина этого в том, что смерть обычно разрушает личность человека, ибо он — это не просто бессмертная душа, а союз души и тела. Но Христос обладал не человеческой, а Вездесущей Божественной Личностью. И поэтому хотя Душа Его и отделилась от Тела, но через Божество связь между ними оставалась. Вследствие этого, Душа Христа не осталась в аду, а Тело Его осталось нетленным в гробу. Так Господь Иисус взорвал смерть изнутри.

И в третий день, в воскресную ночь, когда Бог создал из небытия мир, Он силой Своего Божества воскрес из мертвых. Его Душа вновь и навсегда соединилась с Его же Телом, так что оно стало нетленным и навсегда неподвластным гибели. Воскресший Иисус стал Первенцем из мертвых, Начатком, то есть первым снопом нового урожая воскресших. Смерть была уничтожена, и с Пасхального утра начался обратный ход мировой истории — процесс воскресения всех умерших. Так рухнула последняя стена между Творцом и людьми, и Бессмертный Бог “заражает” Своим бессмертием человечество.

Об этом предсказывали и древние пророки, чьи слова дошли до нас в Священном Писании, говоря, что смерть будет поглощена жизнью и вместо тления человечество облечется в нетление.

В ВОЗНЕСШЕМСЯ ХРИСТЕ — НАША ЖИЗНЬ

6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

На сороковой день после Своего Воскресения Христос плотью вознесся на Небеса, прокладывая нам путь в вечное Отечество. Он прошел сквозь космос и ангельские миры, и теперь та же природа, что и наша, пребывает в нетварном Океане Божества, выше всех пламенных духов. Такова слава обоженного человечества. В вознесшемся Христе отныне пребывает жизнь наша, и мы ожидаем Его возвращения, в котором откроется наша жизнь.

Господь Иисус восседает по правую сторону (одесную) Отца и как Человек участвует в управлении миром. Он до сих пор является вечным Первосвященником, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас перед Отцом, быть единственным Посредником между Богом и людьми и уничтожать грехи христиан Своей Кровью. И Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных. Когда эта миссия будет завершена, Христос вновь вернется на землю, и враги Его будут брошены под ноги Его.

НЕ БУДЕТ НИ СМЕРТИ, НИ ПЕЧАЛИ

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Второе Пришествие Господа Иисуса будет не таким, как Первое. Он придет на землю уже не как Спаситель, а как Праведный Судья. Сперва над миром загорится Крест — знак Его победы над смертью и грехом. Перед лицом Иисуса пойдет пламень, который сожжет Вселенную. Небеса совьются, как свиток, и земля растает в огне. И явятся новые Небо и земля, где обитает правда. Христос придет во славе Своего Отца и все Ангелы Его с ним. По Его слову при пении трубы Архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что все человечество, с первого человека и до последнего, соберется перед Его троном.

Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат вечную Жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. Так будет восстановлена полная справедливость. Всякое добро будет вознаграждено, а зло наказано. И не помогут нечестивым ни взятки, ни лжесвидетели.

И после Суда наступит вечное Царство славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только все возрастающая радость.

СВЯТОЙ ДУХ-ТВОРЕЦ

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Дальше Символ веры учит нас верить и в Третью Личность Бога — в Святого Духа. Он Истинный Бог, Личность, а не просто сила, как думают некоторые. Он Господин творения, давший и в начале жизнь всему живому, и сейчас сохраняющий ее и приводящий все к совершенству. И, главное, Святой Дух дает нам вечную Жизнь и святость. Потому Он и называется Животворящим.
Дух Святой вечно исходит от Отца, из Его сущности, и это Его личное свойство, которым Он отличается от Отца и Сына. Но при этом Он равен Им. Поэтому и говорится, что Духу Святому мы поклоняемся и прославляем Его вместе с Отцом и Сыном. Он и Творец, и всегда пребывает в Сыне, и открывает нам Христа, и приводит нас к Отцу через Сына. Дух Святой усваивает нам спасение, которое совершил Господь Иисус. Он руководит и Церковью, которую и создал, сойдя в виде огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы. Дух Святой в конце мира преобразит творение и даст жизнь умершим.

Через Него мы получили Божественное Откровение, потому и сказано, что Он говорил через пророков. Он Автор и Библии, и Священного Предания Церкви.

НОВЫЙ НАРОД ОТЦА

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Церковь (в смысле общества христиан), в которую мы должны верить, — это таинственный организм, Тело Христа, Дом Божий, новый народ Отца, искупленный Кровью Господа. Главой Церкви является Господь Иисус Христос. А входят в нее и живые люди, и умершие в вере, и Ангелы. Только тем, кто является членами Церкви, обещано спасение.

На земле Церковь — это собрание христиан, объединенных православной верой, богослужебным общением, подчинением иерархии и следованию закону Бога. Все еретики (те, кто искажает Откровение Божие) и раскольники (отпадшие от Церкви по причинам не вероучительным) находятся вне ее и не имеют спасения, пока не покаются.

Церковь называется единой (т.е. единственной), так как она одна и нет других. Одно Тело Христово, как Один Ее Глава и Один Дух Святой. Ведь Бог Один и путь к Нему один. И хотя есть разные местные церкви (Русская, Греческая, Иерусалимская и другие), но они не отдельные общества, а только части единой Церкви.

Она Святая, так как освящает, делает подобным Богу, всякого христианина, какую бы жизнь ни вел он прежде. Источником святости Церкви является Святой Дух, живущий в ней со дня Пятидесятницы (Деян. 2, 1-4). А потому не надо думать, будто благодать зависит от священника. Пока он в Церкви, Бог Сам через него освящает тебя. А те, кто упорно делают зло, отсекаются от Церкви или явно, через отлучение (как например Л.Н. Толстой), или невидимым Судом Бога.
Церковь называется Соборной, или Вселенской, потому что она в целой вселенной для всех времен и всех без исключения народов несет свет спасения. В ней нет ни национальности, ни социальных различий. Но всех без различия сила Бога спасает в ней от всех грехов, учит всем добродетелям, содержит всю полноту Истины.

Апостольской называется она потому, что основана через апостолов. И дар Духа Святого передается в ней непрерывно через Рукоположение епископов и священников от самих учеников Христа. Кроме того, Церковь и доныне исполняет апостольский долг проповеди Евангелия всем народам земли, и когда это дело закончится, настанет конец мира.

НОВОЕ РОЖДЕНИЕ

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Главный источник сил для членов Церкви — это Таинства, первое из которых Крещение. Таинства — это особые, установленные Самим Богом священнодействия, в которых под внешним обрядом подается верующему преображающая нас благодать Святого Духа.

Начинается благодатная жизнь христианина через новое рождение, Крещение, для прощения всех грехов, о котором подробнее мы говорили в начале. Оно совершается только раз в жизни, так как и родиться мы можем только один раз.

Затем человеку дается личный дар Святого Духа для творения добрых дел. Это второе Таинство — Миропомазание, совершающееся сразу после Крещения.

Вершиной всех Таинств является Причастие, когда под видом хлеба и вина православный принимает Тело и Кровь Воскресшего Иисуса Христа для уничтожения греха и для Жизни вечной.
Если человек согрешит после Крещения, то преступления прощаются ему через священника на Таинстве Покаяния (или Исповеди).

В случае телесной болезни христианин прибегает к Таинству Елеосвящения (или Соборования).
Брак освящается в Таинстве Венчания, когда муж становится образом Христа, жена — образом Церкви. И им дается сила к вечной любви и христианскому воспитанию детей.

И, наконец, в Таинстве Священства христианину через возложение рук епископа дается благодать на служение Церкви. Если рукополагается дьякон — то он получает право помогать священнику в богослужении. Священник может совершать все Таинства, кроме Рукоположения, а епископ совершает Таинства и рукополагает, а также управляет местной церковью, следя за чистотой веры и нравственностью ее членов.

ТЕЛА ОТРАЗЯТ СОСТОЯНИЕ ДУШИ

11. Чаю воскресения мертвых...

Мы с надеждой ожидаем воскресения наших тел. Мы знаем, что душа у всех людей бессмертна. После смерти праведники идут в рай, где находятся в некотором (хотя и не полном) блаженстве и молятся за еще живых христиан. Грешники же и некрещеные идут в ад, где пребывают в страшном ожидании наказания. В это время крещеные могут еще получить облегчение по молитвам Церкви.

Но полное воздаяние совершится в день Суда. Тогда силой Всемогущества Бога по дару воскресшего Спасителя все умершие оживут. Тела людей, те самые, которые умерли, вновь соединятся с душами. Они будут совершенны, без уродств и болезней. Все воскреснут в возрасте Христа. Тела людей будут точно отражать состояние души. Праведники будут сиять, как солнце, а грешники будут мрачны, как ночь. И наступит вечность, в которой воскресшие будут вечно пребывать с телами, ибо смерти больше не будет.

ЦАРСТВОВАТЬ ВМЕСТЕ С ХРИСТОМ

12. ...и жизни будущаго века. Аминь.

Грешники, как уже говорилось выше, будут прокляты Богом и брошены в вечный огонь вместе с дьяволом и его ангелами. Там их ожидает неугасимый пламень, кромешная тьма и неумирающий червь. И мучения их, увы, не прекратятся никогда.

А праведники получат вечную Жизнь. Они будут всегда созерцать Бога и от Него получать все большее знание, счастье и наслаждение. Святые будут царствовать вместе с Христом в новой Вселенной, станут друзьями Ангелов, получат небесные сокровища. Они будут жить в Новом Иерусалиме и станут богами по благодати, так что Святая Троица поселится в них. И блаженство их будет продолжаться всю бесконечную вечность, всё возрастая и усиливаясь через общение с Бесконечным Отцом.

* * *
Таково краткое толкование Символа веры. Так верит Православная Церковь. И если ты хочешь принять святое Крещение, то должен всем сердцем принять эту истинную веру, и получишь прощение грехов своих.

АЗБУКА ХРИСТИАНСТВА

Конечно, то, что написано здесь, это только азбука христианства, так что перед Крещением хорошо прочитать книги о православной вере, чтобы крещаемый сознательно участвовал в Таинстве, максимально понимая его суть. Можно порекомендовать «Катехизис» свт. Филарета Московского, сочинения свт. Николая (Велимировича) «Кассиана» и «Верую» (и другие), «Огласительные беседы» свт. Кирилла Иерусалимского, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» и «Путь ко спасению» свт. Феофана Затворника. Есть также много другой хорошей литературы, посвященной вероучению Православия и азам духовной жизни. Что именно выбрать, тебе подскажет священник, с которым хорошо бы встретиться несколько раз еще до самого Таинства.

Само собой разумеется, что желающий покреститься должен читать Священное Писание. Древняя Церковь рекомендовала оглашенным (а именно так называется тот, кто готовится покреститься) прочитать из Нового Завета четыре Евангелия (если совсем некогда, то можно прочитать хотя бы Евангелие от Марка). А из Ветхого — прочесть Книгу Бытия, Исход, Притчи Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова и Премудрость Соломона.

Во время подготовки к Крещению надо усердно молиться (вопреки распространенному мнению делать это можно и должно), но только не молитвой Господней («Отче наш»), потому что Бог становится Отцом для человека в Крещении. Особенно полезно и необходимо как можно чаще посещать храм Божий. Надо помнить, что если человек собрался креститься, то он уже отчасти свой для Церкви. Она молится за него как за оглашенного. Поэтому надо не пренебрегать ее материнской заботой. Некрещеный может стоять за всем вечерним богослужением и утром, на Литургии, до слов, возглашаемых дьяконом или священником: «Елицы оглашеннии изыдите, оглашеннии изыдите. Да никто из оглашенных...» При этих словах принято выйти из храма. Чтобы не толкаться, лучше стать сзади, но так, чтобы было слышно, что поется в храме. Особенно хорошо найти храм, где проповедь идет после Евангелия и где проходят огласительные беседы перед Крещением. Но если это и невозможно, то все равно все вопросы о прочитанном в книгах, о непонятном в богослужении или о жизни с Богом надо, не стесняясь, задавать священнику. При этом лучше заранее попросить его о встрече, чтобы не обижаться, если он ответил вам на бегу. Оглашенный не может присутствовать также при других Таинствах — на чужих крестинах, при Венчании, Соборовании и Рукоположении.

СКОЛЬКО ГОТОВИТЬСЯ К КРЕЩЕНИЮ?

Сколько должна длиться подготовка? Жесткого ответа на этот вопрос нет. Если ты заболел или собираешься далеко уезжать, тем более если поездка небезопасна (например командировка в «горячие» точки), если твоя работа связана с опасностью для жизни (милиция, армия), — тогда медлить нельзя. Выучи (или, если проблемы с памятью, внимательно прочитай и усвой) Символ веры, прочитай хотя бы Евангелие от Марка — и крестись хоть в этот же день.

Если же нет столь экстраординарных обстоятельств, тогда оптимальным будет срок в сорок дней. Именно столько длилось оглашение и в Древней Церкви, и у нас в России до революции. В этот период необходимо начать менять свою жизнь. Осознать свои заблуждения и ошибки (перед Господом они являются беззакониями), отказаться от занятий, несовместимых с христианством (например, работа в абортарии), и начать стараться выполнять Заповеди. Слишком сильно затягивать время до Крещения нельзя, ведь никому не известен его смертный час — и разве не страшен риск просто умереть без спасения?

Надо помнить, что если ты собрался креститься, то на тебя будет нападать дьявол, не желающий, чтобы ты освободился из его рабства. Не бойся его и не слушай. Ведь кто предупрежден, тот вооружен. Молитва и крестное знамение прогонят лукавого. Помни, что одна из его любимых ловушек — это суета. Сегодня мне некогда, лучше покрещусь завтра, в следующий выходной, в отпуске... Мне приходилось видеть, как некоторых оглашенных дьявол удерживал от Крещения по году и больше, а некоторые не могут креститься и до сих пор. Помни: если попадешься на эту удочку, тебе потом станет тяжелее вести христианскую жизнь. Ведь, по словам Христа, всякий «возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).

ПРИБЛИЖАЕТСЯ ВРЕМЯ КРЕЩЕНИЯ

Но вот приближается время Крещения. В Древней Церкви перед этим Таинством оглашенный постился сорок дней. Сейчас это не обязательно, но попоститься хотя бы три дня перед Крещением очень хорошо. Ведь пост помогает победить дьявола, усиливает молитву и дает возможность контролировать свое сердце. Во время поста надо воздерживаться от мясной и молочной пищи (в строгие посты запрещается и рыба), а также от объедения и пьянства (недопустимых, впрочем, и всегда). По взаимному согласию в это время прекращается и супружеское общение. Во время поста надо воздерживаться от пустых развлечений, пребывать в молитве, чтении Библии и больше раздавать милостыни. Конечно, посты не распространяются на больных, беременных, кормящих, находящихся в армии, заключении и на путешествующих. Они постятся по мере своих возможностей.

Во время подготовки к Таинству постарайся вспомнить все грехи свои, чтобы раскаяться в них перед Крещением и их больше не повторять, как и сказал апостол Петр: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38).

Хорошо найти себе благочестивого православного христианина, который был бы твоим крестным и помогал тебе идти ко Христу. Но он не должен быть твоим супругом, нынешним или предполагаемым, иначе брак будет незаконным. Впрочем, наличие крестного обязательно только для детей до 14 лет. Взрослый может поручиться за себя сам.

Крещение совершается обычно в любой день, кроме будних дней Великого поста. В Древней Церкви особыми днями Крещения взрослых были Великая суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, Лазарева суббота и Пятидесятница. Но если ты захочешь возродить эту замечательную традицию, пожалуйста, договорись сначала со священником.

Надо купить себе или сшить самому крестильную рубашку, которую священник наденет на тебя после Крещения. Она должна быть длинная, ниже колена, белого цвета (как символ чистоты души новокрещеного, облеченного во Христа), с вышитым на груди или спине Крестом.

Также надо иметь крестильный крестик, освященный в храме, надетый на веревочку так, чтобы он легко надевался через голову. Он является напоминанием нам о словах Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Помни, что после Крещения крест нельзя снимать никогда (даже когда моешься). Он наша защита. Недаром есть такое наблюдение, что самоубийц почти никогда не находят с крестами на шее. Дьявол не может окончательно погубить человека, пока тот не снимет с себя креста.

Приготовь также большое полотенце и тапочки, чтобы не ходить мокрым и босым после купели. Накануне Крещения хорошо хотя бы ненадолго зайти в храм помолиться и дома почитать молитвы. Очень хороши слова псалмов — 26, 31, 41, 50, 83 и других. Помолись и своими словами. Бог услышит, если молиться ты будешь Ему во имя Христа.

В ночь перед Крещением обязательно надо воздержаться от супружеских отношений. С полуночи надо ничего не пить и не есть, а курильщикам не курить, чтобы сразу после Крещения причаститься святого Тела и Крови Христа.
Женщины во время очищения и в течение сорока дней после родов не крестятся, кроме случаев угрозы для их жизни.
Постарайся в храм прийти вовремя — лучше даже иметь время с запасом. Практика показывает, что часто перед таким важным событием даже те, кто никогда не опаздывает и не просыпает, попадают в неприятную ситуацию. Это неудивительно. Ведь древний тиран дьявол не хочет выпускать жертву из своих когтей.

Хорошо, если с тобой разделят радость твои родные и друзья. Но только недопустимо, как это иногда случается, приходить креститься с компанией подвыпивших ротозеев. Так вы только прогневите Бога.

Если ты был не просто неверующим, а принадлежал к другой религии, например, был иудаистом, мусульманином, буддистом, принадлежал к какой-то секте, проходил оккультную инициацию, то перед Таинством Крещения тебе необходимо пройти чин присоединения. Заранее (лучше за несколько дней) предупреди об этом священника и проси, чтобы чин этот был обязательно над тобою совершен (он печатается в дополнительном Требнике). Практика показывает, что те, кто не прошел этот чин, часто оказываются шаткими в вере и, как следствие этого, подвержены различным демоническим воздействиям.

По уставу Церкви Крещение должно совершаться через троекратное полное погружение в воду. Святейший Патриарх Алексий II неоднократно требовал от священников исполнения этого правила. Так что креститься надо в том храме, где есть купель для взрослых. Постарайся узнать об этом заранее. В деревнях летом крестят в открытых водоемах. Это также апостольская практика. Но если ситуация такова, что полное погружение невозможно (например, в армии, в тюрьме, в больнице, в пустыне, при резкой нехватке воды), тогда допустимо (и вполне действительно) и обливательное Крещение. При этом также проси, чтобы было облито все тело, в крайнем случае, голова.

Многие священники перед Таинством Крещения сначала исповедуют человека. Если в твоем храме есть этот замечательный обычай, то не стесняйся его и искренно раскайся во всех грехах своих. Если же этого обычая пока еще здесь нет, то, не смущаясь, когда будешь отрекаться от сатаны и всех дел его, откажись и от своих беззаконий.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВРЕМЯ ТАИНСТВА?

Порядок Таинства таков. Сначала священник читает молитву, нарекающую тебе христианское имя. Помни, что при Крещении можно поменять себе имя как знак перемены жизни, даже если твое нынешнее имя есть в святцах. В любом случае имя у тебя станет новым, так как будет написано в книге Жизни. У тебя также появится небесный тезка, который станет твоим покровителем. День его памяти будет твоим главным личным праздником. Так что после Крещения обязательно спроси у священника, кто у тебя святой и когда его память.

После этого читаются заклинательные молитвы, обращенные против дьявола, которому принадлежат все некрещеные. Будь внимателен в это время и не удивляйся, если вдруг тебе станет плохо. Это попытки врага удержать тебя в своих когтях. После Крещения все такие искушения проходят. Был случай, когда крестили наркоманку, и ее стало мутить во время заклинательных молитв. Когда надо было читать Символ веры, она стала задыхаться, а в купели чуть не упала в обморок. Но как только ее погрузили в третий раз, все мгновенно прошло. Так происходило потому, что через ее страсть дьявол владел ею особенно сильно. Но сила Божия оказалась несравненно могущественнее. Так что ничего не бойся!

Обрати внимание, что священник совершенно не заискивает перед сатаной, а властно прогоняет его прочь. Так и ты после Крещения не бойся дьявола, а гони его прочь именем Иисуса Христа — и он убежит от тебя. Ведь нам дана власть наступать на всю силу дьявола (Лк. 10,19) и она не может повредить нам, если мы с Богом. Так что не бойся ни сглаза, ни порчи, ни колдунов, а ревностно соблюдай Заповеди, и никакое духовное зло не подойдет к тебе.

Наступает время и тебе, уже освобожденному от власти врага, отречься от него. Священник спросит, желаешь ли ты отречься от сатаны, всех его дел, всех его ангелов (бесов, являющихся под видом языческих богов, космических энергий и т.д.), всего служения его (магии, иных религий, астрологии и т.п.) и всей гордыни его (массовых зрелищ, лишающих человека разума, чем дьявол особенно гордится). И ты ответишь: «отрицаюся», и затем дунешь и плюнешь на запад, в область тьмы.

После этого священник спросит, готов ли ты сочетаться со Христом (вступить с Ним в вечный союз), и после твоего согласия спросит, веришь ли ты в Него. Ты ответишь: «верую яко Царю и Богу» и принесешь Ему присягу — прочитаешь Символ веры.

После этого священник освятит воду, предварительно покадив ее. Так она вернется в то самое состояние, в каком была в первый день творения, когда была тьма над бездной и Дух Божий носился над водами (Быт. 1, 2). И ты вспомни, как евреи перешли через Красное море, руководимые облачным и огненным столпом, а фараон со всеми армиями своими погиб в волнах. Так и ты, руководимый Христом, получишь спасение в воде, а дьявол утонет там.

После освящения воды священник помажет воду и тебя благословленным маслом. Это елей радости, помазание которым дает тебе силу выскользнуть из лап врага, как древние борцы намазывались маслом, чтоб выскользнуть из рук противника. Разотри это масло по всему своему телу.

Затем наступает самый важный момент. Нагой ты войдешь в воды Крещения. Трижды погрузит тебя рука священника (а через нее Сам Христос) в воду со словами: «Крещается раб Божий (твое имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». И ты выйдешь из воды заново родившимся, безгрешным и святым. Поэтому не смущайся и не стесняйся своей наготы. Ты ведь не стесняешься врача. Так и священник — врач души. Спускаясь в воду, не забудь помолиться Богу, чтобы Он Сам очистил тебя и научил, как жить по-христиански. Ведь вода Крещения вся пронизана запредельными силами Святого Духа.

Когда ты выйдешь из воды, на тебя наденут крест и рубашку. И вручат горящую свечу, напоминая слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небеснаго» (Мф. 5, 16).

После этого, помолившись, священник преподаст тебе новое Таинство — Миропомазание. Твои лоб, глаза, нос, рот, уши, грудь, руки и ноги будут запечатаны благовонным миром (особым маслом, которое освящает Патриарх), и при этом в тебя войдет дар Святого Духа.

Как знак того, что ты вступил в вечный союз с Христом, ты трижды обойдешь вокруг купели при пении слов апостола Павла: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Аллилуйя (Хвалите Сущего)».

Тебе прочитают отрывки из Нового Завета (Рим. 6, 3 - 11; Мф. 28, 16 - 20), говорящие о значении Крещения. Постарайся с ними заранее ознакомиться, чтобы слова эти легли тебе на сердце.
А потом с тебя смоют печать Миропомазания и постригут крестообразно голову, напоминая, что в ней должны находиться отныне только угодные Богу мысли. Этот последний чин положено совершать на восьмой день после Крещения, а в течение всего этого времени человек ходил в белых ризах и ежедневно причащался (отсюда проистекает ряд богослужебных особенностей Светлой седмицы — первой Пасхальной недели). Но в городе исполнение этого затруднительно, и обычно совершается все в один день.

А затем совершается чин воцерковления, когда Отцу Небесному представляют Его новых детей. Тебя введут в храм, поставят перед иконостасом, а если ты мужчина — то введут и в алтарь. Так будет показано всем, что вы отныне новые члены Церкви, цари и священники, владычествующие над своим сердцем и в нем приносящие в жертву Богу всю свою жизнь.

И, наконец, вершиной всего станет твое Причащение. Под видом хлеба и вина в тебя войдет Сам умерший и воскресший Господь Иисус и ты станешь членом Тела Его. Подходи к Чаше с верой, страхом Божиим и любовью, вспоминая смерть, Воскресение и Второе Пришествие Христово. Руки пусть будут сложены у тебя на груди крестом — знаком нашего спасения. Правая на левой, как напоминание о том, что злые дела должны быть побеждены в нас добрыми, которые и поставят нас по правую сторону Христа Судьи. Громко и четко назови свое крещальное имя, потому что Бог вступает с нами в личное общение. После Причастия выпей запивку, чтобы ничего не выпало изо рта. И, поцеловав крест, с радостью Святого Духа возвращайся домой, где раздели ее с ближними своими. Запомни день своего Крещения как день нового рождения и старайся всегда в этот день причащаться и праздновать его в мире души.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ? КАК ПОСТУПАТЬ В ИСКУШЕНИЯХ?

Итак, ты покрестился. Но что же делать дальше? Многие думают, что все Крещением и заканчивается. Но это совсем не так. С Крещения все только начинается. В тебе посеяно семя вечной Жизни, и его надо выращивать. А как это делать практически? Семя сеется не на бетон, а во взрыхленную землю. То есть благодать Божия должна войти в сердце и переделывать всю жизнь человека. Для своего роста оно нуждается в поливе — частом приобщении святых Тайн, рыхлении — терпении скорбей ради Христа...

Часто после Крещения на человека наваливаются различные скорби, усиливаются искушения, хотя никогда не бывает так, чтобы они были непосильными. Хотя сначала обычно бывает эйфория. Новоначальному Господь чаще всего посылает избыточную благодать, чтобы поддержать, укрепить, вдохновить слабые еще намерения. Христос как будто носит человека на Своих руках... А затем наступает как бы охлаждение. У некоторых это может вызвать уныние: мол, мне только хуже стало от того, что я крестился... Но так Бог проверяет, действительно ли человек любит Его или только хочет Им пользоваться?

Кроме того, у скорбей и искушений могут быть и другие причины. Ведь надо преодолеть последствия беззаботной греховной жизни — так сказать, пережить послеоперационный период, а он никогда не бывает легким.

К тому же скорби могут появиться потому, что человек, окрестившись, как бы самоуспокоился и ничего не изменил в своей жизни. Естественно, в такой ситуации на место бесов, изгнанных во время Крещения, придут семь злейших, найдя дом души человека прибранным, но пустым — не занятым духовной работой над собой.

Лучшее лекарство — постоянно трудиться, не смущаясь неудачами. Не потерять первоначальное усердие, поддержать его постоянством молитвы (пусть и небольшого правила), поста, постепенного, но упорного преодоления своих греховных привычек, наклонностей, а потом и страстей. Как это делать?

Вернемся к образу растения. Надо пропалывать огород — вырывать из сердца злые привычки и мысли. Вокруг растения должен быть чистый, незагазованный воздух — церковная атмосфера жизни, особенно проявляющаяся в хранении неповрежденной веры. Необходим присмотр садовника — помощь священника. Должна быть теплица — надежда на Бога. Необходимо беречь растение от паразитов и болезней — от ересей, расколов и духовных страстей (гордости, тщеславия, сребролюбия, уныния). Должно быть много света — Священного Писания и чтения святоотеческой литературы. Часто надо обрывать лишние листья — фарисейское увлечение внешними правилами в ущерб внутреннему росту. И тогда пойдут плоды истинно добрых дел.
Но как раз тогда и усиливаются искушения. Это и понятно. Если спортсмен возьмет большую высоту, тренер поднимает планку, чтобы улучшить результат. Так и Бог. Часто в награду за наше доброе дело Он дает нам возможность сделать еще большее и еще более трудное. Это знак Его любви к нам. И когда плоды созреют, тогда Бог забирает человека к Себе и венчает его как победителя. Есть разные этапы роста души: начало — рабский страх перед Богом, затем — наемническое желание наград. И, наконец, вершина — сыновняя любовь к Отцу. Но всему свое время и свое место. Не надо пытаться сразу запрыгнуть на вершину Лестницы, ведущей на Небо. Надо идти постепенно. А помощниками в этом будут нам отцы Церкви и духовник. Но главное помнить, что духовный рост человека зависит не просто от дел, а от благодати Святого Духа, которая приходит к смиренным.

Из отцов Церкви начать можно с творений Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, бесед свт. Иоанна Златоуста. Советую прочитать книги — «Моя жизнь во Христе» св. прав. Иоанна Кронштадтского, «Старец Силуан» архим. Софрония (Сахарова). Для более глубокой духовной жизни изучать творения Аввы Дорофея и Григория Богослова, «Лествицу» преп. Иоанна.

РИТМ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Начнем с самого простого. Каждый вид жизни имеет свои особенности, свой ритм, свой порядок. Так и у новокрещеного христианина должен появиться свой ритм и вид жизни. Во-первых, меняется распорядок дня. Проснувшись утром, христианин становится перед иконами (их ставят обычно на восточной стене комнаты), зажигает свечу и лампаду и читает утренние молитвы из молитвослова.

Как правильно молиться по тексту? Апостол Павел пишет, что лучше пять слов сказать умом, чем тысячу языком (1 Кор. 14,19). Поэтому молящийся должен понимать каждое слово молитвы. Свт. Феофан советует начинать с того, что, разобрав часть правила, молиться этими словами, постепенно добавлять новые молитвы, до тех пор пока не начнет человек понимать все правило. Во время молитвы ни в коем случае нельзя представлять себе святых или Христа. Так можно сойти с ума и духовно повредиться. Надо умом внимательно следить за словами молитвы, понуждая сердце помнить, что Бог везде и все видит. Поэтому и руки удобнее на молитве держать прижатыми к груди, как и говорит богослужебный Устав. Не надо забывать ограждать себя крестным знамением и класть поклоны. Они очень полезны для души.

После утренних молитв вкушают просфору и пьют святую воду. И идут по делам своим. Перед тем как садиться есть, христианин читает молитву Господню:

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

А потом осеняет крестным знамением еду со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». После трапезы мы не забываем поблагодарить Господа:

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. (Поклон.)

В течение дня христиане стараются все время держать в памяти Бога. И поэтому мы часто повторяем слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Когда нам тяжело, во время искушений, мы обращаемся к Богородице со словами:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Перед всяким добрым делом мы просим помощи у Бога. А если дело большое, то можно пойти и заказать в церкви молебен. Вообще вся жизнь наша посвящена Творцу. Мы освящаем дома и квартиры, машины, офисы, семена, рыболовные сети, лодки и многое другое, чтобы через это получить благодать. Если угодно, мы создаем вокруг себя атмосферу святости. Главное, чтобы такая же атмосфера была в нашем сердце. Мы стараемся быть в мире со всеми и помним, что всякое дело (работа ли, семья, уборка квартиры) может послужить как к спасению, так и к гибели.

Вечером, перед сном, мы читаем молитвы на сон грядущий, прося Бога сохранить нас в ночи. Каждый день мы читаем Священное Писание. Обычно главу Евангелия, две главы Посланий Апостолов, одну кафизму Псалтири (но мера чтения определяется все же индивидуально).
Каждую неделю мы постимся в среду (вспоминая предательство Иуды) и пятницу (вспоминая Голгофские мучения Христа) и храним большие посты (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский). В субботу вечером и воскресенье утром мы всегда в храме. И причащаться мы стараемся не реже раза в месяц (а чем чаще, тем лучше). Перед Причастием мы постимся обычно три дня (так, если причащаемся раз в месяц и реже, а если чаще, то меру поста мы определяем вместе в духовником), прочитываем правило из молитвослова (три канона: покаянный, Богородице и Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению). Обязательно приходим на вечернюю службу, исповедуемся в грехах своих и натощак приходим утром на Литургию.

Очень полезно найти себе духовника — священника, который помогает нам идти ко Христу (но ни в коем случае не к себе — берегитесь лжедуховничества!). Не надо бросаться к первому встречному батюшке. Поисповедуйся у разных, молись, и если с кем-то у тебя появится сердечное понимание, то он, постепенно, может стать твоим духовным отцом. Только узнай сначала, благочестива ли его жизнь, следует ли он отцам Церкви, послушен ли он епископу или нет. Советуют также посмотреть на то, как он совершает богослужение. Благоговение перед лицом Бога скажет тебе, сможет ли он помочь прийти тебе ко Христу.

Проси у духовника объяснения, основанного на Писании и трудах Святых Отцов, после чего следуй их советам. Не потому это надо делать, что ты ему не доверяешь, а потому, что нуждаешься в обучении, которое невозможно при слепом послушании.

«БУДЬТЕ СВЯТЫ...»

Но не забывай главного. Ты пришел в Церковь к Богу, так что живи перед Ним, ходи перед Ним, люби Его и будь непорочным. И тогда и ты станешь святым, осуществляя цель христианской жизни. Ведь только для этого и принимают Крещение, ибо сказано: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят, Господь Бог ваш» (Лев. 20, 26). Так повелевает Бог Всемогущий! Исполни Его благую волю и получи от Него жизнь, и жизнь с избытком.