Любой человек имеет о мире собственные представления. Картина мира для каждого уникальна, она состоит из множества различных элементов, расположенных по-разному. Эти фрагменты могут быть сложены в мозаику, иногда не полную, но в основном четкую и осмысленную. В этом случае человек пытается заполнить пробелы, подбирая недостающие части, проверяя их на соответствие той картине мира, которая выстраивается перед его внутренним взором. Иногда возможны ошибки, в мозаику встраивается чужеродный элемент, но со временем его можно заметить и отбросить. Если человек стремится к познанию истины, то постепенно он выстраивает свое мировоззрение — вполне определенное и четкое. Оно может быть христианским, материалистическим, буддийским или любым другим.
Однако, возможен и другой подход. Можно брать элементы, не подходящие друг к другу и выкладывать из них узор, приятный взору. Этакий калейдоскоп, яркий и красочный. Такой подход не предполагает поиска истины, он предполагает подстройку картины мира под свои вкусы, под свои нужды и запросы. Возникает неопределенный взгляд на мир, далекий от того, чтобы его можно было назвать мировоззрением. Это множество точек зрения на разные темы, более или менее убедительных, но зачастую поверхностных, неглубоких. Потому что стоит копнуть каждую из них поглубже, и обнаружится ее несоответствие другим элементам картины мира.
Подобная мировоззренческая неопределенность имеет свои следствия. Взгляд скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. Православие в человеческом сознании может переплестись с язычеством, вера в Бога с верой в гороскопы, страх Божий со страхом перед сглазом и порчей. Со временем эти несоответствия можно заметить и выправить свою картину мира, не позволив религии занять место в калейдоскопе наряду с астрологией. Опасность поверхностного взгляда заключается в том, что ценности, выходящие за пределы круга земной жизни, остаются непонятными и не понятыми. Стремление к Богу, поиск исцеления от греха затеняются поиском решений земных проблем — утешение в скорби, исцеление от болезни, материальная помощь.
Человек по природе религиозен. Духовный мир тем или иным способом входит в жизнь, он замечает некие закономерности и как-то эти вещи для себя объясняет. В отсутствии целостного мировоззрения, при безразличии человека к высшим ценностям, эта природная религиозность приобретает форму магизма. Магическое мышление видит в событиях таинственные причинно-следственные связи. В магизме нет веры, в нем лишь смутные ощущения того, что явления, предметы, люди связаны некими невидимыми нитями, находятся в таинственной взаимосвязи посредством мистических сил. Этими мистическими силами можно определенным образом пользоваться, за эти невидимые нити можно дергать для получения желаемого результата. И напротив, во избежание нежелательного результата их лучше не тревожить.
Эти мистические силы безличны. Они могут иметь положительный или отрицательный характер. Для взаимодействия с ними необходимо выполнение определенного действия или последовательности действий, использовать некий предмет в качестве оберега, соблюсти некий ритуал. Ритуал этот может быть и не ярко выраженным и даже не осознанным. Он может заключаться не только в определенных действиях, но и в бездействии. Можно суеверно сказать, можно суеверно промолчать. Соблюдение таких ритуалов занимает время и внимание, но внутренне оно бессодержательно. Пустые ритуалы препятствуют действию в человеческой жизни Бога как Личности. Они мешают довериться Богу, предлагая ложное чувство гарантии спокойствия и безопасности.
Почему эти вещи, совершенно непонятные, а иногда и очевидно нелепые, сохраняют убедительность? Почему остаются актуальными необъяснимые приметы и ритуалы, непонятные талисманы? Потому что это работает. Система пустых, ничем не обоснованных вещей, заставляет видеть закономерности там, где их нет. Система таинственных причинно-следственных связей дает объяснение вещей, объясняющихся совсем другими причинами. Она позволяет подтягивать реальную картину мира под субъективное понимание реальности. Отказ от этой системы сложен, так как влечет за собой потерю чувства контроля над ситуацией.
Суеверие — это суетная, пустая вера в пустые вещи. Отказ от высших целей, ограничение взгляда на мир сиюминутными желаниями и потребностями, объяснение событий человеческой жизни работой невидимых механизмов и мистических сил, все это выстраивает вокруг человека виртуальный мир. Этот мир может принимать какие угодно формы и состоять из каких угодно элементов. Никакие из этих элементов не укладываются в мозаику православного мировоззрения.