Храм иконы Божией Матери
«Взыскание погибших» в Перово
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово
Суеверие
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Апостола Павла 2-е послание к коринфянам, глава 6, стихи 14-15
Корни суеверий
Любой человек имеет о мире собственные представления. Картина мира для каждого уникальна, она состоит из множества различных элементов, расположенных по-разному. Эти фрагменты могут быть сложены в мозаику, иногда не полную, но в основном четкую и осмысленную. В этом случае человек пытается заполнить пробелы, подбирая недостающие части, проверяя их на соответствие той картине мира, которая выстраивается перед его внутренним взором. Иногда возможны ошибки, в мозаику встраивается чужеродный элемент, но со временем его можно заметить и отбросить. Если человек стремится к познанию истины, то постепенно он выстраивает свое мировоззрение — вполне определенное и четкое. Оно может быть христианским, материалистическим, буддийским или любым другим.

Однако, возможен и другой подход. Можно брать элементы, не подходящие друг к другу и выкладывать из них узор, приятный взору. Этакий калейдоскоп, яркий и красочный. Такой подход не предполагает поиска истины, он предполагает подстройку картины мира под свои вкусы, под свои нужды и запросы. Возникает неопределенный взгляд на мир, далекий от того, чтобы его можно было назвать мировоззрением. Это множество точек зрения на разные темы, более или менее убедительных, но зачастую поверхностных, неглубоких. Потому что стоит копнуть каждую из них поглубже, и обнаружится ее несоответствие другим элементам картины мира.

Подобная мировоззренческая неопределенность имеет свои следствия. Взгляд скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. Православие в человеческом сознании может переплестись с язычеством, вера в Бога с верой в гороскопы, страх Божий со страхом перед сглазом и порчей. Со временем эти несоответствия можно заметить и выправить свою картину мира, не позволив религии занять место в калейдоскопе наряду с астрологией. Опасность поверхностного взгляда заключается в том, что ценности, выходящие за пределы круга земной жизни, остаются непонятными и не понятыми. Стремление к Богу, поиск исцеления от греха затеняются поиском решений земных проблем — утешение в скорби, исцеление от болезни, материальная помощь.

Человек по природе религиозен. Духовный мир тем или иным способом входит в жизнь, он замечает некие закономерности и как-то эти вещи для себя объясняет. В отсутствии целостного мировоззрения, при безразличии человека к высшим ценностям, эта природная религиозность приобретает форму магизма. Магическое мышление видит в событиях таинственные причинно-следственные связи. В магизме нет веры, в нем лишь смутные ощущения того, что явления, предметы, люди связаны некими невидимыми нитями, находятся в таинственной взаимосвязи посредством мистических сил. Этими мистическими силами можно определенным образом пользоваться, за эти невидимые нити можно дергать для получения желаемого результата. И напротив, во избежание нежелательного результата их лучше не тревожить.

Эти мистические силы безличны. Они могут иметь положительный или отрицательный характер. Для взаимодействия с ними необходимо выполнение определенного действия или последовательности действий, использовать некий предмет в качестве оберега, соблюсти некий ритуал. Ритуал этот может быть и не ярко выраженным и даже не осознанным. Он может заключаться не только в определенных действиях, но и в бездействии. Можно суеверно сказать, можно суеверно промолчать. Соблюдение таких ритуалов занимает время и внимание, но внутренне оно бессодержательно. Пустые ритуалы препятствуют действию в человеческой жизни Бога как Личности. Они мешают довериться Богу, предлагая ложное чувство гарантии спокойствия и безопасности.

Почему эти вещи, совершенно непонятные, а иногда и очевидно нелепые, сохраняют убедительность? Почему остаются актуальными необъяснимые приметы и ритуалы, непонятные талисманы? Потому что это работает. Система пустых, ничем не обоснованных вещей, заставляет видеть закономерности там, где их нет. Система таинственных причинно-следственных связей дает объяснение вещей, объясняющихся совсем другими причинами. Она позволяет подтягивать реальную картину мира под субъективное понимание реальности. Отказ от этой системы сложен, так как влечет за собой потерю чувства контроля над ситуацией.

Суеверие — это суетная, пустая вера в пустые вещи. Отказ от высших целей, ограничение взгляда на мир сиюминутными желаниями и потребностями, объяснение событий человеческой жизни работой невидимых механизмов и мистических сил, все это выстраивает вокруг человека виртуальный мир. Этот мир может принимать какие угодно формы и состоять из каких угодно элементов. Никакие из этих элементов не укладываются в мозаику православного мировоззрения.
Распространенные суеверия
Приметы и талисманы.

Наиболее ярко суеверие проявляется на бытовом уровне. Повернуть, чтобы не пересечься со следом черной кошки. Посмотреть в зеркало перед выходом из дома, чтобы не случилось беды. Повязать на запястье левой руки красную нить, чтобы защититься от порчи. Не говорить о своем ребенке, чтобы его не сглазили. Поплевать через левое плечо, чтобы отвести беду. Постучать по дереву с той же целью. Внешне безобидные вещи являются симптомами описанного выше взгляда на мир. Все эти пустые вещи окутывают человека подобно облаку, мешая довериться Богу и доверить Ему свою жизнь.

Порча и сглаз.

Имеет ли место прямое воздействие темных сил (читай — бесов)? Имеет конечно. Однако, происходит оно совсем не по тем механизмам и совсем другим способом, нежели описывают это колдуны. Подверженность колдовству зависит не от окружающих человека талисманов и проводимых в его сторону ритуалов, а от того, что он не включен в световое поле Божества. Никакой магический ритуал не повредит христианину, если он через исполнение Евангельских заповедей и участие в Таинствах Церкви научился дышать богодарованной Вечностью. Никакой формально соблюденный обряд, даже церковный, никакой талисман не защитит от бесов — могущественных изобретателей всякого зла. Защиту от них дает только Живой Бог, к живому общению с которым призывается каждый.

Астрология.

Астрология имеет вид науки. Классификация людей по знакам Зодиака признается чуть ли не всеми. Астрологические прогнозы печатаются в газетах и журналах, они предлагаются новостными сайтами, они производят впечатление серьезной обоснованной вещи. Для того, чтобы понимать неосновательность астрологии, надо понимать — созвездий не существует. Существует лишь чисто субъективная карта звездного неба, в которой звезды, находящиеся на разном расстоянии друг от друга и от Земли, земному наблюдателю кажутся близкими, образующими некое созвездие. Зодиакальная классификация имеет под собой ту же зыбкую почву, какую имеет под собой любая классификация по любым признакам. Можно разделить людей на произвольное количество классов, описав любые признаки и привязав это к чему угодно — и люди, попавшие в тот или иной класс обязательно себя узнают. Вера в то, что виртуальные созвездия и виртуальные знаки Зодиака определяют жизнь человека, также виртуальна. Признание Бога своим Господином и Промыслителем несовместимо с признанием гипотезы о том, что человеческая жизнь определяется расположением бездушных небесных светил. Потому что эта гипотеза противоречит дарованной человеку свободе воли.

Обрядоверие.

Самая печальная ситуация возникает, когда сиюминутные нужды ставятся во главе православной веры. Покаяние, следование за Христом, Богообщение — все то, что составляет суть православия, остается далеким и нереальным. Форма, обряд обретают самостоятельное значение. Таинства становятся «магическими» ритуалами, дающими здоровье и защищающими от бед. К примеру, крещение и причащение ребенка производятся, чтобы он не болел. Молитвы превращаются в своеобразные заклинания, читаемые в определенной последовательности определенное количество раз для того, чтобы уберечься от бед, болезней, опасностей, для привлечения денег, сдачи экзаменов и прочее, и прочее. Нательный крест превращается в некий талисман, защищающий от сглаза и порчи. Крестное знамение — в ритуал, охраняющий от несчастных случаев. Иконы превращаются в идолов, перед которыми вычитывают молитвы-заклинания, забывая о тех, кто и почему на них изображен. Христианство превращается в язычество.
Источник: протоиерей Сергий Стольников, «Бесплодная смоковница. О суеверной религиозности, её проявлениях в церковной жизни, а также о необходимости и возможности её преодоления»