Сребролюбие — третий из восьми смертных грехов, убивающих человеческую душу. Наверное, ни об одной другой страсти не пишут апостолы в таких ярких выражениях, как о сребролюбии. Апостол Павел называет ее корнем всех зол (1 Тим. 6:10). Апостол Иоанн Богослов — похотью очей. Он пишет о том, что эта страсть — одна из характеристик падшего мира (1 Ин. 2:16). Сребролюбие называется евангелистами главным мотивом предательства Иуды (Ин. 12:6). Сам Спаситель сравнивает сребролюбие с маммоной — языческим божеством, требующим жертвенного служения.
Кажется, с этой страстью все просто. Жадный богач, любящий деньги — сребролюбец. Человек, не замеченный ни в богатстве, ни в жадности, ни в любви к презренному металлу, соответственно, нет. Однако, Иуда не был жадным богачом и не слишком заботился о прибыли. Он довольствовался тридцатью сребрениками, даже не поторговавшись. Страсть сребролюбия гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд, она, как и остальные страсти, проникает вглубь души, опутывает по рукам и ногам, заслоняет взгляд красивыми картинками и помрачает ум.
Нищий, завистливо считающий в уме чужие деньги и мечтающий заполучить столько же, порабощен этой страстью. Бедный человек, мертвой хваткой вцепившийся в то небольшое имущество, которое у него есть, опутан той же сетью. Человек среднего достатка, вкладывающий деньги в сомнительные предприятия с целью разбогатеть, связан ей же. Но свободен от нее богач, употребляющий богатство для помощи нуждающимся и относящийся к собственным деньгам так, словно они чужие. Сребролюбие не зависит от толщины кошелька.
Сребролюбие — это пристрастие к материальным благам. Прилепление сердца к вещам. Горизонтальное устремление мысли, ищущей сиюминутной выгоды или способов сохранения и приумножения денег, вещей, вообще чего угодно, что для человека является богатством. Полагание основной надежды на материальные средства. Сребролюбие — это жизнь для себя.
Потребности в еде и одежде, в деньгах, в жилье, в отдыхе, в средствах передвижения и связи, естественны. От этих потребностей никто не свободен, если только он не взял на себя подвиг юродства ради Христа или не принял монашеский постриг. Не в потребностях заключена страсть, а в излишествах, которые начинают восприниматься человеком, как потребности. Само по себе богатство не несет зла, проблема в расположении воли человека, подчиняющегося своим многочисленным «хочу».
Вот человек покупает машину. Какую? Если приобрести просто машину подешевле, с ней не оберешься проблем. Надо купить машину надежную. Но такая не обязательно будет престижной. Значит, нужна не просто добротная, но такая, на которую будут смотреть с уважением! Однако, престижность — вещь относительная. Не пожертвовать ли ради нее надежностью? В результате человек покупает машину для того, чтобы через три года ее продать и купить новую. Страсть закручивает человека, заставляет воспринимать свои требования как насущную необходимость. Она не действует одна — подключается тщеславие, и человек ведется. Он следует моде, рекламе, чужому мнению, вдруг ставшему для него авторитетным. Человек покупает ненужные вещи и ему кажется, что они необходимые. Он слушает свою страсть и перестает руководствоваться здравым смыслом.
Страсть невозможно удовлетворить. Сущность сребролюбия — бесконечная, ненасытимая погоня за богатством, под видом пользы. Богатство — это необязательно деньги, оно может быть разным. Для кого-то это гардероб или коллекция марок. Иногда оно бывает даже воображаемым — можно мечтать о дорогих вещах и быть сребролюбцем, не имея ничего. Лукавый ум всегда придумает оправдание любому новому приобретению — реальному или мнимому.
Другое проявление сребролюбия — скупость. Человек, обладающий каким-то имуществом, может быть озабочен исключительно его сохранением и преумножением. «Для потомков» – говорит он, но сердце его знает — для себя. Умом человек сознает, что не унесет богатство с собой в могилу, но страсть не позволяет этому пониманию войти в сердце. Всегда найдутся убедительные причины, по которым богатство будет важным и ценным. На примере скупца страсть сребролюбия видна особенно — он уже не наслаждается своим богатством, а служит ему всей жизнью, отказывая себе в удовольствиях и даже в потребностях ради его накопления. Скупец – явный идолослужитель.
В крайних своих проявлениях страсть сребролюбия может подвигнуть человека на преступление — на воровство, разбой и даже убийство. Эти крайности, бывает, служат для пользы самого человека: приговор суда и тюремный срок могут стать тем холодным душем, который приведет человека в себя и подвигнет к покаянию. Иногда Бог попускает человеку пасть очень низко, чтобы он понял — так жить нельзя.
Сребролюбие ненасытно. Чем больше человек богатеет, тем сильнее сдавливают его волю тиски страсти. Человеку кажется, что возможности его с каждым приобретением возрастают, на деле они стремительно тают, возрастает только одно — мнимая самостоятельная ценность богатства.
Корень сребролюбия лежит в неверии Богу. Поэтому, как бы не проявляла себя страсть, следствие у нее всегда одно — отрыв человека от Бога, пренебрежение духовными ценностями, непонимание того, что они вообще есть. Душа, зараженная сребролюбием, очерствела, она не находит мира, потому что занята постоянными заботами об имуществе. В душе, цепями привязанной к материальным благам, рождается страх лишиться своей драгоценности, страх болезни и нищеты, страх смерти. Душа, все сокровище которой находится в этом мире, воспринимает лишение имущества как отрывание с мясом живой своей части.
Борьба со страстью сребролюбия — это не борьба с богатством, а изменение направления жизни. Сребролюбец живет по направлению к самому себе. Человек, восставший на грех, должен направить вектор своей жизни от себя.