Постоянная практика христианина — покаяние. Предельно честное всматривание в глубины собственной личности, постепенное узнавание себя и исправление всей жизни — процесс, сопровождающий человека, решившегося следовать за Христом. Опыт покаяния быстро показывает, что попытки построить жизнь на исполнении заповедей наталкиваются на ожесточенное сопротивление, идущее изнутри самого человека, из самого его сердца. Все в нем противится исполнению Божественного закона. Желание сотворить добро ближнему наталкивается на страх и неуверенность, а будучи все-таки сделанным, добро сразу же рождает в душе всплеск гордостного самовосхваления. Совершив то, что он должен, человек сразу же вменяет себе это в заслугу. Покаянная жизнь дает понимание, насколько призрачны, эфемерны добродетели человека, в которых раньше он был твердо уверен, и это осознание смиряет душу.
Смирение — это опытное понимание собственной греховности, осознание беспомощности в деле спасения души. Смирение — это трезвый взгляд на себя. Опыт покаяния приводит к смиренному взгляду на свои возможности, стремящиеся к нулю. Опытное понимание того, что своими силами победить грех невозможно, как раз и ведет к духовной нищете. Покаяние рождает смирение и питается им, потому что видение своей греховности в свою очередь ведет к усердию в покаянной работе. Покаяние и смирение идут рука об руку, сопровождая христианина всю его жизнь.
Процесс обретения смирения можно назвать развитием самоотвержения, в котором человек перестает быть центром своего собственного внутреннего мира и обретает способность творить подлинное добро, не изъеденное самолюбием и самолюбованием. Фокус внимания расширяется с самого человека и его семейного круга на других подобных ему людей. Центром мира становится Бог и его заповеди.
Первым плодом на пути обретения смирения становится устойчивая ненависть к своей гордости, осознание ее как страсти, как цепей, сковывающих по рукам и ногам. Опытное понимание того, как гордость искажает и коверкает жизнь, как разрушает она плоды любых добрых дел. Как заставляет человека жить в воздушных замках вместо реального мира. Следующий плод — желание разрушать эти замки и видеть правду, прежде всего в отношении самого себя.
Понимание собственной беспомощности должно вести человека к поиску выхода. Силы для изменения ситуации может дать только Бог. Человек, вставший на путь смирения, признает испорченность собственных ума и сердца, бесплодность своих усилий на пути добродетельной жизни и отдает себя в руки Творца. Уже не диктует Богу список того, что бы он хотел от Него получить, он молит о том, чтобы Бог Сам подал то, что Ему угодно. Просит лекарства, каким бы горьким оно ни было. Человек начинает смиряться перед Богом, наклоняет голову, а затем и простирается в дорожную грязь, устремляя к Господу покаянный вопль.
Видение испорченности своей души — это только начало смирения. Ценность, которую содержит в себе добродетель – это подлинное, нефантазийное обращение к Богу. Оно не является статичным ощущением, неким единовременным переживанием, оно раскрывается в процессе покаянной жизни. Цель жизни христианина — не автономное познание и исправление себя, а стяжание Святого Духа. Именно смирение, раскрываясь в человеке, позволяет ему полнее воспринимать дар Божественной благодати.
Стяжание смирения — это приобретение внутреннего мира: мира с Богом, мира с людьми, мира с самим собой.
Мир с Богом вырастает в душе по мере того, как человек перестает соперничать с Творцом, навыкает искать Божественную волю там, где раньше утверждал свою. Все очевиднее становится смиряющемуся человеку забота бесконечно любящего Небесного Отца, все ценнее — каждое прикосновение Его нежных рук. Любые невзгоды и скорби начинают ощущаться совершенно по-другому, они занимают свое место в картине промысла Бога, пекущегося о человеке, как о самом любимом ребенке.
Мир с людьми постепенно вырастает, когда они перестают восприниматься как средство достижения личных целей или препятствие на пути их достижения. Когда чужие люди перестают осознаваться чужими и становятся «ближними», к чьей судьбе уже не чувствуется былого безразличия. Когда уменьшается осуждение всех и вся, потому что все страдают от той же самой болезни, что и сам осуждающий, находятся в одной с ним лодке, идущей ко дну.
Поиск мира с самим собой начинается с осознания собственной немирности. Внутри человека идет постоянная борьба желаний и волевых устремлений, покаянного чувства и самооправдания, недовольства собой и нечувствительности ко греху, и прочее, и прочее. Борьба добра со злом и зла с самим собой. Смиряясь, человек начинает ощущать не просто психологическое спокойствие, он ощущает ослабление злых начал, желаний, привычек, в результате чего в душе возрастает подлинный мир, стремящейся излиться вовне.