Символ веры
Главная
Богослужение
Символ веры
Перед началом Евхаристического канона молящиеся в храме люди все вместе «едиными устами и единым сердцем» исповедуют христианские догматы. Начинается это исповедание со слова, которое задает тон всему Символу: «Верую». Вера – это не просто согласие с какой-то информацией или принятие на веру того, о чем доподлинно неизвестно. Христианская вера опытна. Она свидетельствует о Божественном бытии на основании непосредственного прикосновения Бога к человеку. Получив религиозный опыт, человек сможет выстроить свою жизнь на основании того, во что он верит и что твердо знает своей верой.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Перевод

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
Бог Троица – единое Божество, единая сущность, природа, в трех лицах – Отце, Сыне и Святом Духе. Это не три бога в одном, это Единый и нераздельный Бог. Свойства лиц Пресвятой Троицы: нерожденность Отца, рождение Сына и исхождение Святого Духа не описывают их жизнь, но показывают различие в их взаимоотношениях и устанавливают тройственную связь, которая помогает соотнести каждое Лицо с двумя другими. Три Божественных Лица – это Единый Бог и никогда не следует мыслить Отца, Сына или Святого Духа отдельно.

Провозглашая Бога Отцом, Символ веры свидетельствует о близости Бога, о Его любви и неусыпной заботе. Он создал мир: видимый материальный, называемый землей, и невидимый духовный, называемый небом. Он не оставил этого мира, но присутствует в нем, оставаясь внешним по отношению к нему. Мир создан и держится Божественной любовью. Зло, которым полна вселенная – это отпадение от любви, а не сущность мира.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Перевод

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
Второй член Символа веры говорит о превечной связи Сына с Отцом. Единый Господь, Иисус Христос единственен в Своем роде, Он единосущен Отцу, имеет одну с Ним природу. Сын Божий рождается от Отца прежде создания мира, его рождение – это не одномоментное событие, оно вне времени, поскольку само понятие времени связано с тварным миром. Именно Сыном и через Сына совершается акт творения. Это дело всей Пресвятой Троицы, но каждое Лицо является причиной бытия своим особенным образом. Отец – причина первичная, Сын – причина действующая, Святой Дух – причина совершенствующая.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Перевод

Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
Третий член Символа веры говорит о Боговоплощении. Иисус Христос (Помазанник по-гречески) стал тем самым Мессией (Помазанник по-еврейски), которого ждал народ Израиля. Это событие стало ключевым моментом всей истории, потому что отношения между Богом и человеком коренным образом изменились. Бог стал человеком, одновременно оставаясь Богом. Бесплотный воплощается, Вечный получает начало во времени, не имеющий образа принимает «образ раба» (Флп 2:7). Воплощение совершается при содействии Святого Духа, по воле всей Святой Троицы, и по добровольному согласию Пречистой Девы Марии.

Все это и все последующее происходит по любви Бога к человеку. Ради нас и ради нашего спасения Бог входит в мир. Спасение предполагает опасность, гибель, от которой человека необходимо избавить. Эта гибель – состояние греха, в котором пребывает человек, искореженность и изуродованность всей жизни, страдания, заканчивающиеся смертью и адом, как закономерными следствиями греха.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Перевод

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
Дело спасения, совершенное Господом, едино и неделимо. Воплощение, Крестная смерть, Воскресение и Вознесение – только этапы одного и того же дела.

Искупительная смерть Христа – источник примирения с Богом для человека, поверившего Спасителю. Между Ним и каждым христианином устанавливается личная связь, к каждому обращен призыв «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Грехопадение человека было плодом той свободы воли, с которой он был создан. Выбрав самостоятельное от Бога существование, он оказался в рабстве греха и смерти, но Бог не позволил этому рабству длиться вечно. Истинный Бог и истинный Человек, Иисус Христос добровольно предал себя на крестные страдания и смерть. Его тело было погребено, душою же Христос сошел в ад как освободитель, уничтожая смерть изнутри. Смерть попыталась поглотить человека, но оказалась бессильной перед Богом, была сокрушена абсолютной Жизнью.
И воскресшаго в третий день по Писанием.

Перевод

И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
Вера в Воскресение Иисуса Христа – это сердцевина христианского учения, грань, отделяющая веру от неверия. Апостол Павел пишет, что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Воскресение Христа – торжество Жизни над смертью. Воскресение Его – твердое основание надежды на всеобщее воскресение мертвых в конце времен. Человеческое тело – не просто вместилище души, от которого она освобождается со временем. Тело, душа, дух – единое целое, называемое человеком, и всего его Бог приходит спасти. Христос воскресает телесно, человеческое Его тело не подчиняется законам смерти и тления, как не подчиняется законам греха Его душа. И каждый, кто решится следовать за Ним, может быть уверен в своем личном телесном воскресении по новым для себя Божественным законам.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

Перевод

И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
Вознесение Христа – это венец Его жертвы, финальная точка в Боговоплощении. Христос возносит к престолу Бога человеческую природу. Закланный Агнец отныне предстоит Отцу, являя в Себе восстановленное единство между Богом и человеком.

Вознесение Его не означает ухода, оно тесно связано с последующим бытием Церкви, о чем говорит Сам Спаситель: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). На вере в Вознесение Христа основано новозаветное учение о Церкви, как о Теле Христовом. Причащаясь Святых Тайн, христиане становятся членами этого Тела, Главою которого является Сам Господь. Именно потому, что Вознесение – не «развоплощение» и не уход Христа, Пятидесятница – естественное продолжение жизни Церкви. Эта жизнь есть ничто иное, как постоянное действие в ней Святого Духа.

Через Вознесение человечество во Христе соединено с Божеством и личное дело каждого человека – получить предложенное ему спасение. Бог не навязывает Себя, он дает возможность пройти тем же путем, зовет за Собой и ожидает ответного шага уже от человека.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Перевод

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
Начало истории – сотворение мира и грехопадение человека. Центральное событие – Боговоплощение. Конец – Второе пришествие Христа и Его окончательный Суд. Конец света – событие, которое кажется страшной катастрофой, на деле станет таковой далеко не для всех. Церковь ожидает возвращения Христа – своего Господа, который есть Любовь, Истина и Жизнь. Для того, кто решился назвать себя христианином, это не праздное любопытствующее ожидание, но деятельное возделывание своей души, соработничество Богу.

Если первое пришествие Спасителя было в уничижении, то Второе произойдет в явлении его подлинной мощи и славы. Это будет вечное Царство Бога, окончательная победа над всяким злом, одухотворение, преображение всего тварного мира, изменение самих законов мироздания в соответствии с Божьим замыслом.
И в Духа Святаго, Господа, Животво-рящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Перевод

И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
Третье Лицо Пресвятой Троицы – Святой Дух, превечно исходящий от Отца, называется в Символе веры Животворящим. Он – источник всякого освящения. Он совершенно особым образом действует в Церкви, изменяя и преображая людей в церковных таинствах. Принимая благодать Святого Духа, христианин может назвать Бога своим Отцом, поэтому апостол Павел и называет Его «Духом усыновления» (Рим 8:15).

Бог непостижим в Своей сущности, однако Божественные энергии, сообщаемые Святым Духом, доступны человеку. Преображающее действие благодати не только возможно, оно необходимо, к нему человек призван и ради него был создан.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Перевод

В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
Господь Иисус Христос не принес учения, он основал Свою Церковь, в которой пребывает и Главой которой остается по сей день.

Церковь едина. Как не может быть нескольких Христов, так не может быть и нескольких Церквей. Ей Господь обещал Свою помощь, она хранит евангельское благовестие во всей полноте. Церковь едина во времени – по своему существу она остается такой же, какой была в апостольские времена, меняются лишь формы ее существования в мире. Она едина в пространстве – поместные православные церкви – не отдельные организации, они – лишь административное деление единого церковного тела.

Церковь свята. Святость ее – в ее Главе и Господе Иисусе Христе, в ее спасительных таинствах, в людях, поставивших основной целью своей жизни соединение со Христом. Нестроения и грехи, которых всегда много в Церкви – это преступления против нее, раны на ее теле.

Церковь соборна. Это преодоление противопоставления части и целого. Это общность Церкви, в которой отдельные члены не стремятся к обособлению для раскрытия своей индивидуальности, но наоборот – к максимальному единству с другими. И в этом стремлении наиболее полно раскрывается их индивидуальность. Истина в Церкви хранится не отдельными богословами, но всей полнотой ее членов.

Церковь названа Апостольской потому, что основана она апостолами, которые рукополагали своих преемников – епископов, и эта цепочка апостольской преемственности тянется до сего дня. Церковь апостольская еще и потому, что к апостольскому свидетельству о Христе призван каждый христианин. Это необязательно свидетельство словами, но обязательно – свидетельство жизнью.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Перевод

Признаю одно крещение для прощения грехов.
Провозглашение того, что оставление грехов возможно лишь в крещении – это признание факта, что соединение со Христом в Церкви – единственный путь спасения. Крещение – это духовное рождение, единственный способ войти в Церковь, начало всей христианской жизни. «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» – говорит Господь (Ин 3:5). Как не может быть двух рождений, так и крещение может быть только одно.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Перевод

Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.
Воскресение мертвых и жизнь будущего века – основное чаяние христианина, основанное на Воскресении Христа. Это уверенность, в том, что все, совершенное Богом, имеет смысл, и смысл этот – любовь, которая не перестает, потому что коренится в вечности. То самое тело, которое болело, страдало, умерло и разложилось, будет восстановлено в совершенно новой одухотворенной форме существования. Человек обретет цельность и вступит в новую жизнь с Богом – духовно, душевно и телесно.
Источники: Владимир Николаевич Лосский «Толкование на Символ веры»
протопресвитер Александр Шмеман «Объяснение Символа веры»
Иллюстрация: Василий Иванович Суриков «Первый Вселенский Никейский Собор»