Господь идет на крест добровольно, не вынуждаемый к этому никакой необходимостью.
По Своей человеческой природе Господь был в борении и страхе, Он молился об избавлении от смерти. В Богочеловеке не было греховного корня, Он не должен был умирать. Но Он подчинял Своею человеческую волю Божественной, и потому страдание было для него добровольным.
Безгрешный, Он принял на Себя все последствия греха, вплоть до полной Богооставненности. «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мк, 15:34) – восклицает на кресте человек Иисус Христос, готовясь сойти в адские бездны.
Есть точная святоотеческая мысль: «Нам надо было, чтобы Бог воплотился и умер, чтобы мы могли ожить». Все, совершенное Богом, совершается для человека, по беспредельной Его любви к Своему высшему творению. Крестная смерть Спасителя неотделима от изначального Божественного замысла. Этот замысел никогда не менялся, он состоит в свободном соединении с Богом каждой человеческой личности, обожения людей и через них – всей вселенной.
После грехопадения люди отпали от Своего Творца, подчинившись закону разделения, закону греха. Смерть, как закономерное следствие нового образа жизни, стала не «местью Разгневанного Бога», но наказанием Любящего Отца. Она положила предел развитию греха в человеке и дала возможность каждому осознать свое плачевное состояние расколотой жизни.
Крестный подвиг Спасителя превратил смерть из конечной станции в пересадочную. Сделал ее одним из этапов Вечной жизни. Господь сошел во ад и ада не стало. Он умер – и смерть потеряла свою силу.
Закон греха поработил человека дьяволу и падшим духам. Подчинившись этому закону, Иисус Христос уничтожил его и искупил человека из плена. Освобожденное творение восстанавливается, становится способным воспринимать Божественную благодать, преображаться ею и преображать вселенную.