Актуальность:
После объявления России Советской республикой от той великой христианской державы, какой являлась Русь на протяжении многих столетий, осталось ничтожно мало. Уничтожались не просто церкви, уничтожалось то духовное наследие, которое накапливалось с самого Крещения Руси, и которое всегда было стержнем нашего единства. Появление новых церквей в городах и привлечение новых людей в эти церкви -это путь возрождения православной веры в России после развала Советского союза.
В наш век новых технологий очень ускорился темп жизни, а смартфоны забирают в среднем 4 часа в сутки нашего времени, и человек не успевает, а то и забывает оглядеться вокруг: поэзия, живопись, архитектура - культурные ценности как бы пробегают мимо нас, мы каждый раз оставляем это "на потом", тем самым ставя пробелы в своём развитии в этой области. Своей задачей я вижу напомнить им, что в жизни помимо повседневных забот есть не менее важный аспект - культура. Культурные познания расширяют кругозор, повышают эрудицию, привносят красоту и разнообразие в повседневную жизнь, и, конечно, обогащают наш внутренний мир.
Важным аспектом значимости храма также является его расположение: в районах мало церквей - Перово, Новогиреево, Лефортово - людям тяжело и далеко ездить в храм, а Знаменская церковь на улице Лазо такая маленькая, что большинство людей во время службы стоят на улице. В этом плане храм иконы Божией матери "Взыскание погибших" очень выручает: он довольно крупный и находится прямо рядом с метро Шоссе энтузиастов, расположение очень удобное для посещения. Ещё одним плюсом является то, что храм построен не в самых живописных местах города: здесь много заводов и промышленных зон, так что у храма появляется дополнительная функция - он облагораживает и украшает серую окрестность, привнося жизнь в, казалось бы, безжизненный край, будто вселяя надежду во мрак, опустевшей души
Цель:
Привлечь внимания широкой общественности к появлению нового объекта религии. Внести свой вклад в приобщении людей к духовным ценностям, породившим это белостенное сооружение
Гипотеза:
Храмы шаговой доступности, такие как храм на Шоссе энтузиастов, позволяют привлечь всё больше людей вспомнить о нашей многовековой православной культуре и проникнуться религией
Задачи:
Сбор и анализ информации по истории возникновения храма и его функционированию; создание статьи, дающей всестороннее представление о данном объекте.
1. Воздвижение храма
Идея воздвижения храма, о программе «200 храмов»
Храм был построен в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве, называющейся также программой «200 храмов». Эта программа была запущена в 2011 году Русской Православной Церковью и правительством Москвы с целью строительства в густонаселённых районах города храмов шаговой доступности. Одной из важнейших черт её осуществления является то, что строительство производится исключительно за счёт внебюджетных средств: финансово-хозяйственного управления Московской патриархии и добровольных пожертвований приходам.
История иконы Божией матери Взыскание погибших
В предисловии к самой истории хотелось бы привести слова старосты храма о том, что к этой иконе приходят не только с молитвой о ком-то, кто погиб физически, но и с мольбой о людях, погибающих духовно, которые не в состоянии остановиться на этом пути: за них, погибающих или уже погибших, молятся перед этой иконой.
Икона известна уже с 6 века. По преданию, появилась она в Киликийском городе Адана. Преподобный Феофил, ещё будучи иноком, служил экономом в доме у архиерея, трудясь честно и добросовестно на протяжении многих лет, пока однажды его не изгнали со службы, обвинив в краже. Гордость и обида толкнули его на страшный поступок: возроптав на Бога, Феофил решил отомстить своим обидчикам - он погрузился в черную мистику, заключив сделку с дьяволом, "подписав" договор через знаменитого в том городе сатаниста. Но в последний момент одумался и глубоко раскаялся. Запершись в церкви, Феофил долго и слёзно молился Божией Матери. В своей молитве он называл её Взыскание Погибших. Богородица услышала искреннюю молитву Феофила и помогала ему подняться и закрепиться в добродетели, он был прощён, а договор уничтожен. Последующую свою жизнь он посвятил Богу, за что был причислен к лику святых в чине преподобного. Именно в этой истории берёт истоки название иконы.
Сведений о том, как выглядел образ Пресвятой Богородицы, перед которым молился преподобный Феофил, не осталось. В России в 18 веке прославились несколько икон с соответствующим названием. К тому времени история преподобного Феофила была широко известна и являлась одним из самых ярких примеров, иллюстрирующих христианам силу нашего покаяния и Божией милости даже в самые трудные моменты жизни, когда кажется, что надежды уже нет. В России самым древним образом Пресвятой Богородицы Взыскание погибших является икона, написанная в 1707 году, находившаяся на тот момент в Георгиевском храме в Болхове, но прославилась она позже, в середине 18 века, благодаря чудесному происшествию. В селе Бор Калужской губернии жил крестьянин Федот Обухов, честный христианин. Однажды в Крещение, возвращаясь с ярмарки, он попал в страшную вьюгу, лошадь уже не могла двигаться, ничего не было видно, он сбился с пути. В отчаянии Федот стал усердно молиться Пресвятой Богородице, пообещав, что, если спасётся, закажет для родного храма икону Взыскание погибших. В соседнем селе жил друг Обухова, сквозь завывания метели он услышал голос, приказавший ему выйти. Повиновавшись, он вышел на улицу и через некоторое время обнаружил сани друга. Сразу после выздоровления Федот выполнил своё обещание и заказал написание иконы для храма в селе Бор, а в память о чудесном спасении в канун Богоявления попросил изобразить вверху иконы сюжет Крещения Господня во Иордане. Множество людей приходило помолиться перед ней Пресвятой Богородице о своих горестях, образ прославился на всю Россию чудесами. Например, в 1871 году в Серпухове началась эпидемия холеры. Врачи были бессильны, а болезнь покинула город, только когда в него была внесена чудотворная икона. С тех пор появилась традиция ежегодно с крестным ходом приносить образ Взыскание погибших из села Бор в Серпухов, которая существовала вплоть до разрушения Борского храма в 1967 году и исчезновения иконы.
История названия
Когда по общему назначению, еще до постройки храма, настоятель Дмитрий Макеев приехал на участок, предназначенный для строительства, и увидел, какое это унылое место, он сильно смутился, хотелось роптать и унывать – зачем здесь? У ибатюшки было ощущение, что в стиль сюда подойдёт построить хороший, чистый общественный туалет, чтобы людям легче было - раз, вышел из метро, может, плохо стало: очень удобно. А пока он унывал, в стороне стоял один узбек. Он подошел, начал свои обычные речи: «Уважаемый, простите, пожалуйста, можно обратиться», - отец Дмитрий подумал: наверное, начнёт опять денег просить. А ему было совсем не до этого. Попытался батюшка что-нибудь найти, лишь бы отстал, а узбек, видимо, уловил движение его мыслей и заговорил: «Мне не нужно ни денюжек, ничего. Вы священник?» - спрашивает. Отец дмитрий отвечает: «Да, я русский священник». Тот говорит: «Не могли бы Вы мне помочь? Попросите своего распятого Христа и Его Маму, чтобы Они мне помогли. Меня сейчас понуждает на очень страшные поступки, и я боюсь, что могу не устоять.» Конечно, после этих слов всё уныние у отца Дмитрия слетело, стало ему стыдно до последнего предела. Спрашивает: «А ты знаешь, что если Мулла услышал бы такие слова, что ты ко мне так обращаешься, он бы огорчился, потому что между христианством и исламом - огромная и непроходимая пропасть: или-или». Парень оказался в теме религиозной философии и этой разницы: «Да, я всё знаю, но Вы всё равно попросите распятого Христа и Его Маму, чтобы Они мне помогли». Священник снял шапку, ему уже было всё равно, что на них смотрит кто-то, людей много ходит. Перекрестился, прочитал молитвы «Отче наш», «Богородице Дево радуйся», своими словами добавил: "- Господи, помоги парню, дай ему сохранить совесть", перекрестил его, руку опускает, а он её ловит, начинает целовать, ко лбу прикладывать, к щеке, и такой вдохновенный уходит. Отец Дмитрий тогда понял: строим Храм Совести. Вот замысел. И все, кто вложил свои силы в создание храма, мечтали заполучить святыню, чтобы высветлять даже совесть самых проклятущих, профессиональных злодеев, даже тех, которые омрачали себя ритуальным сатанизмом, пили жертвенную кровь зверей, людей. Отец Дмитрий рассказывал, что на встрече один очень крупный чиновник задал ему вопрос: почему же храм назван «Взыскание погибших»? Это о чём или о ком? Отец Дмитрий ответил: «Это храм для бессовестных». Чиновник попросил изъяснить, что это значит, и когда священник рассказал об этой мечте, было видно, что тот прекрасно понимает, что такое ритуальный сатанизм с человеческой кровью. И он не испугался, было такое ощущение, что он, может быть, даже прикасался этого. В знак одобрения покачал головой: «Да, это было бы очень нужно». Храм, святыня способны воскрешать, высветлять даже совесть самых проклятущих профессиональных злодеев. И поднимать таких людей, и укреплять в этих направлениях. Вот принципиальный замысел храма. Всё остальное — это уже художественное решение, подчинение этим задачам, этим тайнам.
Историческая родина - Покровский собор
У нашего храма есть историческая связь с собором Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово, который был первым большим храмом в Восточном округе, и поэтому туда естественным путём ходили люди из достаточно далёких от Восточного округа мест, но в основном много людей именно из Перово, эта часть прихода очень ждала этот храм, потому что, ездить оттуда далеко и неудобно в Измайловский собор. И настоятель наш был хиротонисан сначала в диакона, а потом через девять лет в священника, будучи клириком храма Покрова Пресвятой Богородицы. И, конечно, есть преемственность традиций, в том числе богослужебных, между Покровским храмом и храмом "Взыскания погибших". Многие помощники батюшкины — это жители Перово, которые когда-то были прихожанами Измайловского собора. Наш приход очень благодарен Покровскому собору за то, что он поставил нас на ноги, вырастил всех как людей церковных. К сожалению, светлой памяти отца Владимира, который окормлял нас всех, будучи настоятелем Покровского собора, мы все, кто являлся прихожанином этого храма, ощущаем себя филиалом, таким подшефным немножко этого собора, поддерживаем связь, он нам по сей день помогает, стараемся не терять эту ниточку, связывающую нас с исторической родиной этого прихода. Наставником нашего батюшки был отец Владимир Бушуев, настоятель Покровского собора. А Покровский собор это очень значимый храм, ведь это храм царский, то есть туда приезжали члены царской семьи. Отцу Владимиру было пожаловано дворянство их потомками. Сейчас мы с этим храмом поддерживаем контакты, стараемся помогать друг другу, в основном они нам, и мы очень благодарны за всё то, что мы оттуда вынесли, за всю ту науку, которую нам дали именно там.
Процесс создания
После общественных слушаний было принято решение построить храм. Было предварительное представление о том, как на участке В 37 соток он встанет, но жизнь оказалась богаче, чем предположения. Оказался очень сложный участок, поэтому пришлось строить не как это положено: храм - отдельно, организационно-хозяйственная, социальная и т. д. часть - отдельно. Были вынуждены все функции храмового комплекса собрать в едином здании и строить его на маленьком кусочке выделенного участка, поскольку всё остальное пространство занято городскими коммуникациями. После получения и рассмотрения участка нашли проектировщика, и к концу проектирования выделило деньги на само строительство ПАО «Норильский никель». Московское правительство, безусловно, тоже принимало участие. Был оформлен договор на ведущую хозяйствующую организацию РПП, "Финансово-хозяйственное управление РПП". Они заключили договор с благотворителем, с подрядчиком, наняли службу заказчика. Приход проектировал, Финансово-хозяйственное управление с Норникелем строили. В эксплуатацию храм ввели 4 февраля 2021 года. Служба малого освящения состоялась 4 апреля, на Крестопоклонную неделю. Освящал владыка Пантелеимон, викарий патриарха Московского и всея Руси по Восточному округу Москвы. Закладка камня была 7 декабря, на Великомученица Екатерину, в задней стене алтаря есть фотография. Поднимали и освящали купола с крестами как раз во время пандемийного периода. Когда освящали малый купол, помимо батюшки был ещё алтарник и староста храма, больше трёх человек собираться было запрещено, большой купол батюшка освящал вообще один, потому что все остальные сидели той весной на карантине." Летом 2021 года были изготовлены хоросы и установлен постоянный иконостас. В настоящее время храм благополучно функционирует, с каждым годом обретая всё новых прихожан.
Архитектура
Архитектурный стиль храма основан на соблюдении традиций новгородско-псковской архитектуры. Наиболее точно отразили особенности данного стиля такие черты храма как простота, строгость, лаконичность, наличие большого количества галерей, компактность объёмов, ассиметричность ансамбля в целом.
Почему этот стиль? Опять-таки, из-за религиозно-философского умозрения. Рождался храм Богоматери, он должен был быть одновременно предельно нежным и предельно строгим, как надежда и отчаяние матери, которая ухаживает за умирающим ребёнком и вдруг внезапно обретает его свободным от смерти и полным выздоровления.
Архитектурная визуализация, сама идея направлена на то, чтобы передать дух северо-русских, псковских храмов, несмотря на то, что каждый гвоздик, каждая стеночка, каждый штрих - они в этом храме вынужденные, потому что создателей храма участок буквально загнал в угол. И несмотря на всю эту вынужденную геометрию, она была обыграна с попыткой в стилизации восстановления общего впечатления древних северо-русских храмов.
Проектом восхищаются, особенно те, кто знает, в каких условиях он создан. Отзываются о том, что получилось очень красиво, изящно, ненавязчиво, и в тоже время он получился воздушный, он несёт в себе позитивный облик, хотя точка, в которой храм стоит, изначально характеризована как депрессивная: нависшие эстакады, коммуникации - мы окружены заводами. Все эти здания совершенно не способствуют тому, чтобы сам район выглядел позитивно. Тем не менее, храм свою задачу - нести позитивность, развеивать мрачность - полностью выполняет.
А также о внутренней структуре здания:
Полы крыли турецким мрамором - это единственный более или менее дорогой отделочный материал, который здесь использован. В апреле 2019 года был выкопан котлован, успели сделать только первые этажи, а основной строительный объем выполнялся во время пандемии, когда всем было тяжело и с рабочей силой, и с деньгами. Тем не менее, благотворитель, комплексный инвестор выдержал все свои обязательства и оплатил полностью строительство. Священник, конечно, исполнял одну из самых важных ролей во всём проекте. Был подписал приказ от 5 мая 2015 года «О вверении попечения о строительстве, хозяйственном и церковном устроении храма» иерею Дмитрию Макееву, который сам по себе такой человек, под художественным и церковным вкусом которого и происходило всё проектирование, выстраивание образа храма как здания. Во внешнем облике нет ни одного гвоздика, который батюшка сам не прочувствовал, через себя не пропустил. Он обладает очень тонким художественным вкусом, при этом ещё и церковным вкусом, что есть вообще специфическая область. Мы много раз сталкивались с тем, что это очень тонкая вещь и, к сожалению, редко кто может иметь именно церковный вкус. Благодаря батюшкиному художественно-церковному подходу реализован образ храма, он является вдохновителем именно такого проекта. То есть, в нашем случае проектировщики больше действовали по заданию, чем предлагали что-то своё. Батюшка обошёл многих художников, архитекторов в поисках идей, чтобы воплотить описываемые им образы: храм должен как бы вырастать из земли. Несмотря на то, что он двухэтажный, первый этаж не должен от второго отделяться, всё должно быть единым. Образные задачи воплотить в практических действиях, каждый элементик служит решению тех задач, которые ставил батюшка в общем художественно-духовном описании. И пока он не добился воплощения своей идеи, консультировался со множеством художников, архитекторов и т.д., т.е. в проект внесены задумки большого количества его помощников. Само здание из себя представляет комплекс из двуз с половиной этажей: первый - нулевой, цокольный, на втором этаже располагается исключительно храм, хоры на этаже два с половиной.
Мы можем сделать вывод о том, что храмовое устройство, как внешнее, так и внутреннее, соответствует поставленным задачам: получилось очень удобно, компактно и гармонично, а главное, облик храма в полной мере воплощает основную его задумку: красота в сочетании лёгкости и строгости характеризует храм, принимающий в свои стенах любого, кто готов покаяться и принять истинный путь христианина.
Иконы храма
Особенность храма - огромные иконы. Это было продумано намеренно, чтобы поставить человека перед оком высшего, абсолютного добра, чтобы этот взгляд колол в совесть и помогал человеку подняться от бессовестности и укрепляться в этом направлении. Именно поэтому было предпринято решение: почти все иконы будут очень большого размера, по два с половиной метра. И чаще всего это будут оплечные или поясные, чтобы именно поставить человека во взгляд перед высшим, чистым добром. По замыслу интерьера нужно было осуществить следующие умозрения: человек заходит в храм, и первый укол в его душу - это два огромных образа: распятие Христа с одной стороны, с другой стороны - огромный образ Богоматери «Всецарица». Почему выбор пал на эти образы? Кто сидит на троне с младенцем? Это Мама убитого Ребёнка. Говорят, что когда Христа вели распинать, Она дважды теряла сознание, то есть, должна была сойти с ума, но организм включал защитный механизм и Она падала в обморок. И всё ж-таки Она Его похоронила. На иконе этого ещё не произошло, но в образе преодолевается и пространство, и время, и вчерашнее, и будущее вместе. Здесь - Мама, которая держит Младенца, приняв осознанно, продуманно решение, что Её Ребенок будет изуродован. И Она даёт Своё согласие, болевое, невозможное согласие. Если такая Мать управляет историей, Всецарица, значит, это - Та, Кто управляет историей и общей, и моей личной. Тогда то болезненное, что я впитываю в своей судьбе, имеет смысл: это преподаётся любящей рукой, поэтому можно не бояться. Можно волноваться, но не бояться. И Распятие - именно То, что Она пророчески, держа Младенца, прозревает, именно на это Она даёт Своё согласие, держа на Своих коленях Малыша, Которого с правой стороны от Неё мы видим распятым. Далее должны размещаться святые, очень близкие нашему народу, можно сказать, наши нянюшки: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святые Ксения Петербургская и Матрона Московская. Древнегреческие святые, которых, как родных, испокон веков любит наш народ: Георгий Победоносец, великомученик Пантелеимон. С другой стороны - знаменитая семья: София и три её дочки, Вера, Надежда, Любовь. София - мать, которая благословила своих детей на смерть, а затем умерла на их могиле, благодаря Бога. Может быть, это фанатизм? Допустим, мы уговорили мать ради какой-то идеи благословить своих детей на смерть, но может быть мать счастлива, видя похороны своих детей? Если эта женщина благодарит на могиле, это означает лишь одно: эти люди были вживлены в некую сверхреальность, которая не только вбирала в себя все эти смерти, но и превосходила их. Фанатизм не умеет благодарить. Истинная благодарность — это очень тихое и могучее, устойчивое состояние души. И если у Софии было именно это, это означает, что абсолютное счастье поцеловало её прямо в сердце. Только так можно, благословляя Бога и весь мир, хоронить своих детей, с улыбкой, потому что будешь видеть прозрачность смерти.
2. Жизнь храма
Трудящиеся храма
Жизнь и атмосфера храма, настроения прихода во многом зависят от его сотрудников. Церковь - это понятие, связанное, в первую очередь, не со зданием, а с группой людей, собравшихся вместе и образовавших эту церковь. Наш храм открылся в момент пика пандемийных событий, в очень эмоционально тяжёлое время, и, тем не менее, если посмотреть на сотрудников, на помощников батюшкиных, улыбка на лице - это стандарт в коллективе. Все улыбаются, и это не улыбка коммерческого сотрудника, который пытается что-то продать, это выражение естественного эмоционального состояния этих людей, хотя им точно так же приходится непросто, как и всем остальным, у них тоже болели родственники, к сожалению, не все они остались живы, всем приходится тяжело. И, тем не менее, этот позитивный взгляд на жизнь и попытка преодоления разобщённости - то, чем занимается наш приход сознательно, специально, целенаправленно. Это не случайный путь, это его миссия. Коллектив помощников настоятеля формировался в период пандемии, когда многие потеряли работу, и в итоге здесь собрались люди возраста далеко не пенсионного, которые посвятили дальнейшую рабочую часть жизни этому храму. В общем, за очень скоромное вознаграждение. Но сложился коллектив единомышленников, понимающих, что храм в наши бурные времена — это единственный стержень, вокруг которого есть возможность выстроить здравомыслящую и целенаправленную жизнь, потому что светская жизнь — это, конечно, метание из стороны в сторону, если человек вообще чего-то стремится добиться, а для человека, лишённого мотивации, это просто путь в никуда. И люди сознательно оставили свои возможности иметь больший доход и большее материальное обеспечение в пользу того, чтобы новый храм встал на ноги, имел должное обслуживание, чтобы в нём происходило то, что должно быть в храме. Все взялись помогать настоятелю, коллектив состоит из людей хорошо образованных и, в общем-то, неплохо обеспеченных изначально, добившихся в светском делании каких-то успехов и пришедших к выводу, что посвящать этому жизнь нельзя, наступает пора остановиться и направить свои усилия на что-то гораздо большее, чем жизнь в светском обществе и достижения светских целей в этой жизни. Поэтому коллектив очень дружный, всегда отмечают его доброжелательность. Задачей социальной трудящиеся храма ставят уделение внимания каждому прихожанину, независимо от того, нуждается он в помощи или скромно стоит в храме, они пытаются вовлечь в церковную жизнь всех, кто сюда приходит. Обычно говорят, что коллектив храма — это единая семья, и тому подобное. К сожалению, это очень заезженные фразы. Нет, мы не стремимся стать единой семьёй или подобием какого-то социального объединения. В нашем мире люди очень разобщены, и мы видим своей задачей демонстрировать пример того, как можно преодолевать эту разобщенность. Староста храма Екатерина Александровна была на крещенских мероприятиях и наблюдала такую картину: когда просто к человеку подходишь, улыбаешься, что-то ему говоришь, у некоторых людей реальное удивление, к ним уже давно, видимо, никто даже дома не обращается: все заняты механической работой, все что-то постоянно делают, в этой карусели проходит вся жизнь, и когда к человеку обращаются с чем-то, не связанным с чисто хозяйственной деятельностью, он просто поражается, что у кого-то есть интерес, время и силы вообще какое-то внимание уделить не житейскому вопросу, улыбнуться другому человеку, что-то сказать. С какой невероятной скоростью стала нестись жизнь сейчас, что такой шок у него вызывает простое обращение к нему. Потому что некому к нему обращаться, везде электронная система, мы живем, практически не отрываясь от гаджетов. И так уже везде, всё механизировано. В этом преодолении разобщения как внутри коллектива, так и внутри прихода; в широком смысле, всех, кто заходит в храм, поставлена цель работы в социальном направлении на данный момент.
Деятельность основного штата; староста
По уставу, в храме должен быть настоятель, бухгалтер и староста — это те люди, наличие которых в штате обязательно. Староста, а точнее заведующий хозяйством. Для начинающего храма понятие "заведующий хозяйством" не отражает того, чем на самом деле необходимо заниматься, потому что в начинающем храме у старосты всегда гораздо более широкий спектр деятельности. Все помощники настоятеля — это люди, уже имеющие большой рабочий стаж, навыки, квалификацию, которые сейчас применяются для развития и храмового хозяйства, и храмовой социальной работы, и духовной деятельности, в зависимости от того, какие компетенции имеют наши помощники. Все эти компетенции в обязательном порядке используются и ставятся на службу развитию храмовой жизни. В том числе также получилось у старосты Екатерины Александровны, она профессиональный организатор, работала в коммерческих структурах помощником и заместителем руководителей, решала важные вопросы, примерно тем же занимается и сейчас, а здесь ещё подключилось направление социальной деятельности, то есть сотрудники вместе занимаются разработкой и детализацией планов по проведению социальных и праздничных мероприятий. У нас есть некий естественным путём образовавшийся совет помощников настоятеля, который разрабатывает мероприятия в рамках церковной деятельности. Староста занимается в общем смысле больше церковной деятельностью и деятельностью прихода, чем самим хозяйством, есть помощники, которые занимаются чисто хозяйством, во многом это позволяет заниматься какими-то ещё другими задачами. Екатерина Александровна является секретарём совета по деятельности, по мероприятиям, собирает идеи. А дальше решается, что, как, в каком порядке должно проходить, распределяются обязанности. Потому что такая работа ведется первые годы, и все события, такие как престольный праздник, Рождество, Крещение – ждут приход ежегодно, и сейчас перед каждым из этих событий разрабатывается подход к тому, каким образом будут организовываться мероприятия в связи с этими событиями. В первом году каждое из них - с нуля разработанный подход. Дальше он будет реализовываться, будет уже приобретаться конкретный опыт, в будущие годы это будет потихоньку превращаться в храмовые традиции, то есть сейчас закладывается фундамент этих традиций, может быть, стержень, скелет, то есть это такая конструкция, которая дальше будет отражать лицо храма, лицо прихода
Дополнительная деятельность
На приходе уже заработал ряд проектов: творческий проект для детей «Соль земли» в рамках воскресной учебно-воспитательной группы, в рамках молодёжных проектов: хор, который помимо современных и традиционных распевов использует также византийские мотивы, что является необходимой составляющей создания благодатного состояния духа, молитвенного настроя во время службы, литературный проект для детей и молодежи «Ближе к сути», проект «Событие». Действует лекторий для взрослых в формате «Лекторий за чаем», группа по помощи бывшим наркозависимым и алкозависимым. Также действует комната, где можно оставить детей на время служб, занятий и мероприятий. Как отдельный социальный проект в храме действует молодежный хор, он действует на принципах, совершенно ничего общего не имеющих с традиционной организацией клироса в храмах. Это обучающий проект именно в молодёжном направлении.
Творческий проект для детей и родителе й «Соль земли»
Творческий проект для детей и родителей «Соль земли», который проходит в рамках воскресной учебно-воспитательной группы, направлен на создание интерактивного творческого пространства, где дети от 5 до 10 лет и их родители имеют возможность активно участвовать в образовательном процессе, а также вместе создавать и организовывать мероприятия.
Совместная деятельность детей и родителей благотворно влияет на отношения внутри семьи, на развитие ребенка как самостоятельной, активной и творческой личности. Данный вид деятельности позволяет качественно и культурно проводить семейный досуг, дает возможность развиваться и детям, и взрослым, что работает также на эффективность рабочих и учебных процессов в других сферах жизни.
Почти в каждом храме есть воскресная школа. Алтарник храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» Алексей Мигальников тоже в течение нескольких лет преподавал в воскресной школе при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово и считает, что воспитание детей - это одна из базовых задач, которые Господом поставлены перед нами, христианами: «Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедовал вам». А кого нам в первую очередь учить, как ни тех, кого Бог дал нам под нашу ответственность? Поэтому мы детей крестим, и мы их учим, как исполнять Заповеди Божьи. Но можно учить их по книжкам. Можно учить их рассказами. Это тоже хорошо, если это делать интересно. Но это сложно делать интересно, захватывающе, это всё равно будет во многом теория. Поэтому организаторы нашей воскресной школы захотели учить детей по-другому, учить их в совместной деятельности друг с другом и с родителями. В проекте «Соль земли» создаются мероприятия, квесты, игры. На прошлое Рождество ставили витражный спектакль «По следу звезды». Дети сами придумывали идеи для этих мероприятий, конечно, вместе с педагогами. Преподаватели собирали детей и родителей вместе, разрабатывали концепцию мероприятия, реквизит. Украшали вместе лекторий, чтобы проводить мероприятия. Приглашали гостей: своих друзей, знакомых, людей из Песчанского храма, и проводили для них эти мероприятия. Конечно, может быть, не все задачи, которые были поставлены, удалось выполнить. Конечно, не все дети запомнили сразу из того, что им рассказывали. Но, тем не менее, это был положительный опыт: и для них, и для педагогов. Во-первых, ребята сдружились. И это было видно по ним: что им интересно друг с другом общаться, они друг другу открыты, они уже даже стали общаться вне рамок нашего проекта. Во-вторых, некоторые дети, которые сначала были более замкнутые, придя к нам, раскрылись. Они стали и с педагогами, и друг с другими детьми более открыто общаться. Ещё одним интересным показателем является то, что ребята стремились на занятия: когда занятие по тем или иным причинам отменялось, некоторые даже расстраивались. Это значит, что им было здесь хорошо. Одна из главных задач воскресной школы — это чтобы детям было в храме хорошо, чтобы они знали, что это место, где они могут чем-то интересным заниматься. И это получилось, и проект будет развиваться.
Лекторий за чаем
Ведущий проекта «Лекторий за чаем» Алексей Мигальников рассказал, что было бы здорово, чтобы в храме проводилось не только богослужение, но и чтобы с людьми, которые в храм приходят, служащие общались на темы духовной жизни. Они решили рассказать людям поподробнее о богослужении, чтобы они приходили на службу и лучше понимали, что происходит в храме, что поётся и читается. И поэтому по четвергам в 7 вечера в течение всего прошлого учебного года с октября по май в храме проводились встречи в нашем лектории по полтора-два часа, очно и онлайн присутствовало по 10-20 человек. В прошлом году Алексей Мигальников с Дмитрием Макеевым пошли по тематике праздников. Алексекй больше рассказывал о праздниках, а батюшка - о духовной жизни. Они чередовались: две встречи проводил Алексей, одну – отец Дмитрий. О чём были встречи? У отца Дмитрия они были о посте: зачем он нужен, как поститься, как не перепоститься, о молитве. О радости духовной была встреча на Пасху, Алексея больше всего поразила эта встреча, поскольку нам часто кажется, что радость это что-то внутри нас, что исходит от нас: я радуюсь, и это мои эмоции и впечатления. А отец Дмитрий развернул эту штуку, он сказал:"-Обратите внимание, в Священном Писании есть призыв:"-Войди в радость Господа твоего" ". В притче о талантах, когда господин, ушедший в страну далече, возвращается и видит верного раба, который получил много талантов на данный ему талант, говорит ему:"-Верный и мудрый раб! Благодарю тебя за службу, войди в радость господина твоего!" Вот и мы, христиане, призваны войти в радость нашего Бога. То есть, радость — это не наши психологизмы, а радость у Бога, вечная радость - Царство Небесное. И мы своими совестливыми поступками, жизнью во Христе можем войти в эту радость. То есть, у отца Дмитрия были более общие вопросы, а у Алексея вопросы по конкретным праздникам. Первое занятие было в октябре, на Покров, и поэтому на неделе до Покрова была проведена встреча об этом празднике. Алексей просто открывал в Интернете праздничную минею и выбирал там наиболее яркие, отражающие его суть тексты, на листе А4 выписывал на церковно-славянском и на русском языке стихиры праздника, тропари, тропари из канона, распечатывал штук 20 таких листков и приносил людям на занятие. И вот они читали, что же там говорится об этом празднике. И потом пытались сделать какие-то выводы, важные для нашей христианской жизни. В праздник Покрова Алексея наиболее поразила мысль, что мужественные солдаты, воины - ведь, по сути, поводом для этого праздника стала война - обращаются за помощью к Женщине, к Пресвятой Богородице. Почему? Удивительно. Потому что Она самая чистая из когда-либо живших людей, Она ближе всех к Богу, и поэтому у неё такая горячая молитва к Своему Сыну, к нашему Господу, поэтому Она - Покровительница наша и Заступница. И Покров, о котором мы говорим — это Покров молитвы. А как это с нами связано? Если у Богородицы есть молитвенный Покров, то почему бы каждому из нас таким же покровом, который у нас есть, не окутать, не согреть друг друга? Своей молитвой, своим вниманием.
Праздник Покрова, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, праздник Николая Чудотворца, Рождество, Крещение. Тексты Великого поста также разбирались. Иногда Алексей включал те или иные песнопения в аудиозаписи, на занятии их сначала прочитывали, а потом прослушивали, чтобы люди, когда приходят на Богослужение, слышали более знакомые тексты, чтобы они лучше поняли, о чём тот или иной праздник. И Алексею прихожане говорили: "-Да, мне на празднике было более понятно". Хотя стоит признать, что всё равно прихожанам полностью считывать смыслы Богослужения в течение Всенощного бдения или Литургии сложно. Потому что, во-первых, сами по себе эти тексты не всегда простые, на церковно-славянском языке, даже Алексей прочитывал и ему не на сто процентов понятно было иногда, во-вторых, сами смыслы настолько обильны, интересны, прекрасны, что их нужно изучать, чтобы полностью погружаться в Богослужение. Алексей, например, три года учился в ПСТГУ, а потом ещё три года в Сретенской духовной семинарии, и то не может сказать, что точно помнит все из тех святых и древних пророков, которые перечисляются на Богослужении. Тем не менее, это большой путь и стоит делать первые шаги. Вот организующие проект и старались делать первые шаги вместе с этими людьми, где-то самые яркие смыслы с ними разбирать. Больше всего Алексею понравилось два занятия. Во-первых, занятие, где разбирались образы Пресвятой Богородицы, ведь в каждом практически Богослужении Она называется по-разному: Ручкой, Жезлом, Светильником, Стамной, Скинией. Почему? За каждым из этих образов есть очень интересное богословие, очень интересная история Ветхого Завета, которые и рассматривались на Лектории. А ещё Алексею очень понравилось занятие по Благовещению Пресвятой Богородицы. В каноне есть очень интересный диалог Ангела и Богородицы. Алексей распечатал Евангелие от Луки, где сказано о Благовещении, и между кусочками этого текста вставлял стихиры и тропари канонов. То есть, сказано в Евангелие: "- В шестой месяц (От зачатия Иоанна Предтечи) послан бысть Архангел Гавриил..." - останавливается здесь текст Евангелия, вставляется стихира, а в стихире сказано, что прилетает Архангел Гавриил к дому Богородицы, на улице стоит, размышляет в себе: "-Что за чудо дивное? Как может Бог родиться от девы? Удивляюсь, страшусь, но что же я медлю? Войду и скажу Богородице: "-Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!". И входит. И дальше идёт их диалог. В Евангелие это очень краткий диалог, а в стихирах он раскрывается более подробно, то есть можно сказать, что гимнограф в некотором смысле дописал текст Евангелия вот так вот дерзновенно. Там больше слов Богородицы и Архангела, которые объясняют смысл их разговора. Богородица ведь на приветствие Ангела сначала ничего не ответила, а потом в стихирном диалоге Она объясняет: "-Помню про матерь Еву, потому что она была прельщена", то есть, обманута, "... поэтому и осторожно говорю с тобой, Архангеле" А он Ей объясняет:"-Ты не бойся, я послан от Бога". И потом уже на Всенощном Бдении Благовещения, на каноне, чередуются алтарники, и один читает:"- Богородица рече...", а другой:"-Ангел возопии..."И так вот они чередуются. Такие интересные тексты, удивительные совершенно. И в прошлом году ведущие встреч старались погрузить прихожан в красоту и радость, глубину нашего Богослужения. Алексей Мигальников и отец Дмитрий смогли им многое показать, чем-то поделиться, что для них дорого. А в конце года был проведен опрос, о чём они хотят общаться в следующем году. В следующем учебном году с октября возобновились наши занятия. Был устроен опрос, где участники Лектория смогли указать темы, которые им наиболее интересны. Удивительно и замечательно то, что люди чаще указывали темы, связанные с аскетикой, с личной духовной жизнью христианина: молитва, работа над своим характером, дружба, общение, познание воли Божией — вот темы, которые оказались наиболее интересными. Выбрали самые популярные темы и вынесли их на голосовании. И вот эти аскетические темы набрали больше всего голосов. И они, соответственно, стали темой следующего цикла.
Проект «Событие»
По воскресеньям и пятницам в Лектории нашего храма проводят свои встречи участники молодежного проекта "Событие". Это один из лучших молодёжных проектов в Москве, в том числе один из лучших православных молодёжных проектов. Алтарник Алексей Мигальников сам в нём участвовал в течение почти всего 2018 года. Проект появился трудами Анны Алексеевой, которая закончила факультет по социальной работе Православного Свято-Тихоновского университета, пришла в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, собрала своих друзей, и они стали устраивать мероприятия. Для детей они сделали игровую площадку рядом с храмом, то есть после воскресного Богослужения они выходили на улицу, приглашали детей, и они играли в подвижные игры сами и со своими родителями. Часто ли вообще ребёнок может поиграть со своими родителями в подвижные игры в большой компании, в Москве? Не так часто. А здесь была такая возможность, и это приносило большую радость игры, общения. Алексей присоединился к проекту, потом они делали мероприятия уже более сложные, для неслышащих людей, квесты профориентационные. Для ребят из детдома они устраивали большую балльную игру в Доме Пашкова. А потом проект «Событие» стал работать с форматом историй. И они стали организовывать сторителлинг-вечеринки. Что это такое? Ребята готовят истории: либо истории своей жизни, либо истории из каких-то книг. Обычно это рассказы О. Генри. Они их читают и находят истории, в которых есть какой-то интересный смысл, который они хотели бы донести до слушателей. О любви, о дружбе, о том, что твоё падение, твоя ошибка, иногда очень болезненная, может позже служить, наоборот, ко благу, когда человек поднимается, преодолевает эту ошибку, учится чему-то новому и стремится в будущем эту ошибку уже не допускать, а наоборот - делать что-то лучше. Таким образом ошибки помогают человеку в его жизни. И этот проект существовал потом в Патриаршем центре по духовному развитию детей и молодёжи на Тульской, а затем они стали искать новый дом для проекта. И мы пригласили их сюда. И теперь они здесь проводят свои встречи два раза в неделю, снова готовят эти истории и уже несколько раз ставили в нашем храме, в лектории, сторителлинг спектакли. Алексею их спектакли очень нравятся, очень нравятся истории, которые они рассказывают. Участники проекта делают это уже на очень хорошем профессиональном уровне. Зрителей истории захватывали, батюшка их тоже оценил достаточно высоко.
Литературный проект для подростков и молодежи «Ближе к сути»
Молодежное пространство для тех, кто любит поэзию, музыку, развитие и жизнь. Молодые ребята вместе организовывают поэтические квартирники, анализируют и учатся выразительно рассказывать стихи, а также делятся своим творчеством.
Руководителями проекта являются Татьяна Морскова, по совместительству руководитель творческого проекта для детей и родителей «Соль земли», а также певчая нашего храма Наталья Кондратьева.
Детская комната
Для удобства в храме есть специальная комната, в которой можно оставлять детей во время служб и мероприятий, где наша сотрудница Ольга Морозова не только следит за ребятами, но и организует для них это время так, чтобы оно было проведено интересно и с пользой. По воскресеньям во время службы Ольга занимается с детьми, приходят ребята от полутора до семи-восьми лет. Есть разные развивающие игры. Дети рисуют, очень любят лепить из специального песка. Ольга делает с ними разные поделки, аппликации, оригами, вместе они читают книжки. Ребёнка можно оставить с восьми часов и до конца молебна.
Молодежный хор
Пути Господни неисповедимы. Отец Дмитрий, духовник регента хора Conscientia Canens Александра Демидова, был назначен настоятелем в этом храме, и когда здесь возникла потребность в хоре, они с отцом Дмитрием пришли к выводу, что здорово бы собрать здесь коллектив молодёжи. И стали развивать хор. Так Александр и оказался в этом храме. Изначально был мужской состав, но так получилось, что регент занимался ещё и до хора храма английским молодёжным хором, и те девчонки, которые были в этом молодёжном хоре, стали присоединяться к хору храма. Со временем стало понятно, что без девушек совсем невозможно петь, хоть и хотелось развивать мужское звучание хора. Но это получилось реализовать с помощью того, что делается необычный состав партий: все лидирующие партии поют мужские голоса, а третьи голоса поют женские. В итоге получилось, что удаётся совмещать и мужское звучание, и женский состав. Так и стал развиваться молодежный хор, который продолжает развиваться и сейчас. Распевы используются максимально простые, чтобы не отвлекаться от слов. По мнению хора, самое важное - это слова, и чем проще распев, тем понятнее текст. При этом распевы тоже бывают очень аутентичные относительно русской духовности. Пытаемся брать обиходные распевы, византийские, валаамские, хотя это довольно разные эпохи даже, но, несмотря на это, удаётся в одной службе совместить и валаамские, и византийские распевы, и обиход. Уровень подготовки певчих очень разный, есть и профессиональные голоса, и совершенно начинающие певцы. Акцент, внимание направлены на профессиональные голоса, но в нас живет надежда на то, что начинающие будут на них равняться и таким образом двигаться вперёд. И надо понимать, что самое важное, всё же, в храме, это не профессионализм, а служение вместе, общая молитва. Коллектив участвует в музыкальных, церковных мероприятиях, но в большей степени всё в планах, потому что сейчас главное, прежде всего, - сформировать дело в самом храме. Пока ещё работы очень много, поэтому некоторые мероприятия пришлось откладывать или переносить, но в будущем все эти идеи будут приниматься на все сто процентов, а сейчас они не принимались, потому что не было времени элементарно. А так у коллектива есть концерты храмовые на данный момент, где некоторые профессиональные музыканты из хора исполняют даже сольные концерты, свои альбомы презентуют. Соответственно, хор тоже участвует в таких мероприятиях и планирует развивать геолокацию. Александр Демидов уверен, что предположения о перспективах можно делать какие угодно, но главное - беречь то, что уже имеется и не разрушать это, потому что это можно спокойно потерять. Он считает, что надо жить настоящим моментом, вкладываться в настоящее, потому что настоящее — это очень тонкая грань, которую никто из нас практически не замечает: либо в прошлом живём, либо в будущем. Поэтому надо это настоящее видеть, ценить и беречь.
Conscientia Canens
Молодежный хор имеет интересное название: Conscientia Canens, что с латыни переводится как «поющая совесть». Певчие долго думали над названием хора, это было очень ответственным задание для такого дела, но оно пришло само. Не было точного решения со стороны хора, и поющие спросили у батюшки. И он четко сказал название и дал благословение, чтобы хор был назван именно «Поющая совесть». То есть это инициатива, прежде всего, отца Дмитрия, настоятеля храма.
Психологические встречи "Среда поддержки"
Идея проекта принадлежит социальному психологу Елизавете Ридель. У нее несколько образований, в том числе богословское Православного Свято-Тихоновского университета и управленческое Железнодорожного университета. Елизавета остановила себя на том, что с тем, что происходит в мире, не только людей вокруг, но и ее саму охватила тревога. И когда человек в одиночестве проживает тревогу, всё, что вокруг него, начинает играть серыми красками: он в это уходит, в этом начинает вариться. Дальше, скорее всего, входит в патологическое уныние, в тотальное одиночество. И всё это противоречит принципу любого духовного роста. И что нужно человеку? Человеку нужен человек, об этом сказано в Евангелии. Поэтому Елизавета поняла, что ее в этот момент вытянет только сообщество. А сообщество может состоять только из тех, кто в такой же ситуации. А в такой же ситуации все. Изначально проект "Среда поддержки" это проект женский: каждую среду на протяжении уже нескольких месяцев участники собираются в храме иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Проходят женские встречи, где участники поддерживают друг друга, используя разные психологические механизмы, разные игры, разные подходы, психолог приглашает разных специалистов. Но раз в месяц она устраивает мужко-женскую встречу, где идёт поддержка ещё и на межполовом уровне. Цель данного проекта - помощь человеку, в данном случае, девушке, почувствовать, что она не одна, показать, что даже при полной темноте вокруг может быть свет, и свет находится внутри каждого человека. И, как мы все знаем, Христос уже воскрес, а значит, всё уже хорошо, а раз всё хорошо, значит, нужно постоянно об этом помнить. Мы существа мирские и очень часто об этом забываем, и когда мы видим в другом человеке Христа, нам становится легче, потому что в себе мы иногда не способны Его увидеть из-за низкой самооценки, из-за привычки самобичевания, травм и многого-многого другого. Нам легче заметить Христа в другом человеке, и когда люди приходят на Среду поддержки, то они получают ответы в других людях, в том числе на вопросы: «Что же мне сейчас нужно?», «Что нужно сделать, чтобы мне стало легче?», «Что мне поможет?» И самое главное - человек получает людей, которые его не осуждают. Он получает людей, которые его принимают, которые его понимают. Человек получает окружение, которое на несколько часов показывает , что ничего нет кроме этого. Когда они танцуют, кроме их танца у них нет ничего, никакой войны, ничего у них в жизни не существует. Есть только танец, и они им наслаждаются. И, скорее всего, если бы они в день встречи не пришли бы на «Среду поддержки», они сидели бы дома, продолжали бы свою рутинную работу, завтра бы они встали, как встали бы и сегодня. И в их жизни ничего бы не поменялось, может быть, только в худшую сторону. Просто потому, что нет ресурса, нет внутренней опоры. А во время участия в проекте люди получают друзей, они получают поддержку, а может, и вторую половину, если удачно прийти раз в месяц на встречу. Что сама Елизавета получает от этого проекта? Она получает любовь. Фишка встреч в том, что среди людей Христос. Психология зацикливает человека на себе. Если она используется неправильно, то мы вступаем в очень серьезный эгоцентризм, где начинаем думать: -"А что я чувствую? А где я? А как я? А почему? А что я?" Мы начинаем крутиться вокруг себя, начинаем видеть всё против нас, начинаем в этом копаться. А когда мы добавляем сюда Христа, понимаем, что в центре уже не мы, что где-то вокруг есть что-то выше нас, и заземление происходит. Хотя мы говорим о возвышении, но всё происходит с земли. Какие напряжённые бывают ребята в начале, и какими счастливыми они уходят со встреч, когда видят свои ресурсы. Пришли напряжённые, а ушли расслабленные. Пришли самостоятельно, а ушли не в одиночестве. Пришли разобранные, растерянные, а ушли с улыбками на лице. Какая польза и выгода от этого проекта для самой Елизаветы? Не станем врать, финансовая. Потому что, всё-таки, она такой же человек, как и все остальные, ей нужно на что-то жить. Но она вкладывается намного больше, чем стоит это всё. Люди получают больше, чем они за это заплатили . И это видно. Видно, что они обнимают Елизавету в конце так искренне, как будто что-то изменилось в их жизни. Она понимает, что это служение, которое Христос дал ей. Люди молятся в начале и в конце, а лекторий, в котором проводятся встречи, находится под алтарём. Здесь даже если что-нибудь скажется не то, Господь всё это исправит в жизни. Об опоре, которую получают участники, рассказали они сами: «Я хожу потому, что мне нравится общаться с людьми, потому что я прихожу с каким-то запросом, а порой у меня и не бывает запроса, я прихожу и понимаю, что он придёт уже в процессе. Я для себя закрываю часть этого запроса однозначно каждый раз. Потом живёшь с этим (смеётся). Неделю живёшь-живешь, потом приходишь ещё раз. Мне нравится атмосфера. Когда только девочки кругом сидим, то как-то раскрываешься больше. Какие-то свои потаённые места в сердце, о которых ты, возможно, не думала, не помнила, они выявляются, и ты понимаешь, каким образом нужно решать этот вопрос. А что есть на чувственном уровне ? -Это теплота. Мне вот завтра вставать в 6 утра, а я остаюсь здесь (время - половина одиннадцатого), потому что мне хорошо. Это отзывчивость, помощь от девчонок, от Лизы. Я за этим прихожу.Наши встречи это возможность разрядиться и получить помощь.»
«Если взять сегодняшнюю встречу, вопрос был по поводу женственности, у меня было ожидание, что всё очень плохо, надо работать, а оказалось, что я, на самом деле, очень многое успела проработать, и это, оказывается, было очень филигранно и незаметно, в том числе благодаря нашим встречам. Лиза подсвечивает очень важные такие моменты, на которые ты ориентируешься, откуда ты берёшь ресурс и, собственно, благодаря этому ты сам начинаешь выстраивать свою жизнь, потому что так или иначе просто очень много зависит от тебя самого. И здесь важно как раз таки увидеть моменты, над которыми стоит поработать с душевной точки зрения. Ты становишься лучше, ты улучшаешь тот образ Божий, который тебе Господь уже даровал, ты стремишься к этому подобию, вычищая те сорняки, которые, бывает, сам своими собственными действиями порождаешь. И ты стремишься к этому самостоятельно» Фишка встреч не в том, что психолог рассказывает девочкам, как им жить и указывает на их недостатки. Они сами всё понимают, Елизавета просто задает им вопросы, которые подсвечивают их собственное состояние. И уходят они только заряженные на собственные действия, которые сами себе предложили. То есть, это вопросы, где психолог - исключительно средство достижения их собственного счастья.
Отзывы прихожан:
Я работаю здесь недалеко, мне захотелось посмотреть на новый храм, и название такое интересное – «Взыскание погибших». Я и моя сестра в своё время читали акафист Пресвятой Богородице перед этой иконой. Мне понравилось, как здесь проводится литургия. Хожу сюда недавно. В храме очень хороший настоятель, а ещё он умеет подбирать правильные слова: когда была первая литургия и молебен, на которых я присутствовала, он в конце сказал: «Христос Воскресе!». Это было очень приятно, очень правильно, и мне кажется, здесь вообще всё правильно, всё как нужно: иконостас замечательный, здесь даже полы положены правильно.
Любовь
В этот храм я пришла петь, раньше пела у нашего регента в сводном хоре, в английском православном хоре, потом он позвал петь сюда. Я здесь с самых первых служб. Здесь очень тёплая атмосфера, очень нравятся наши батюшки и то, как они относятся к прихожанам. Сейчас храм только открылся, а у нас уже есть и воскресная школа, и разные проекты для молодёжи, хор большой и дружный.
Варвара
Слава Господу! Появился Храм по дороге на работу! В районе Перово мало храмов, Храм на Лазо - маленький прекрасный храм , заполнен на 200 %, прихожане стоят на улице. Новый храм очень нужен!
Игорь Г.
Светлый храм, хор - заслушаться можно - очень чистые голоса, внимательный, добрый настоятель храма отец Димитрий. Большая благодарность всем, кто занимается этим непростым, светлым и таким важным делом как духовное просвещение людей. Больше храмов - меньше тюрем...
Анастасия
Новый храм не в самом красивом районе Москвы. Он облагораживает близлежащие промзоны. Храм необычной архитектуры. На первом этаже церковная лавка с книгами, иконами и свечами. А на втором этаже сам храм. В храме очень просторно, дышится полной грудью. Хор поет византийскими распевами. Также в храме есть лифт для инвалидов, правда, пока он не работает. Особенно хочется отметить добрым словом служителей храма, добрые, открытые и отзывчивые люди.
Юлия Б.
Замечательный храм, украшение района. Изумительный настоятель, который, не жалея своих сил, с Божией помощью созидает и творит церковную жизнь. Прекрасный хор,его византийские распевы помогают сосредоточиться на молитве. Обязательно посетите этот храм, и он станет для многих родным.
Ангелина Блинова
Великолепная церковь, а как красиво поют певчие, я в восторге, даже уходить не хочется. Рядом с метро очень удобно. Не проходите мимо, заходите.
Татьяна Л.
Очень красиво смотрится, украшает район)) хорошо, что государство строит новые храмы, так как это наша история...
D.S.
Храм этот просто необходим! Живу на 3 Владимирской, рядом нет храмов, пойти на богослужение - целая проблема! Вблизи нет ничего, есть на ул.Лазо, и на территории 70 больницы, но это далеко, так что Храм долгожданный!
Евгения В.
Новый Храм. Чем больше Храмов будет возрождено и построено, тем лучше для духовного общения людей
Семченков Владимир
Прекрасная архитектура, радостно, что восстанавливается дореволюционное число церквей.
Ascend2162
Замечательный храм! Как же мы ждали его строительства. В нашем районе очень не хватало!
Anna Muse
Вывод
В процессе выполнения проекта я регулярно посещала храм, наблюдала за прихожанами, беседовала с ними, а также с настоятелем, старостой, регентом, сотрудниками, певчими, и выяснила, что храм оказывает необыкновенное, благотворное воздействие на окружающих его людей: даже далёкие от религии люди стали появляться на ступенях церкви, всё чаще можно видеть там представителей молодого поколения: молодёжные проекты делают своё дело. Увеличено внимание ко храму молодых семей: люди приводят в церковь своих детей. Прихожане отмечают присутствие духа сплочённости, единомыслия, а также отзываются о благотворном влиянии на состояние человека: приобщение к святыням даёт ощущения умиротворения, гармонии, спокойного светлого счастья. Историчность архитектурного стиля, древние распевы на клиросе, иконы, написанные в лучших художественных традициях — всё это не может не отозваться в душе русского человека, в восприятии им наследия исконной веры своего народа. Просто проходя мимо церкви, слыша издалека пение хора, видя белоснежные стены храма и сверкающие купола, человек автоматически меняет настрой в позитивную сторону. Радость и тишина — вот, чем притягивает людей церковь, именно эти чувства, по учению святых отцов, лежат в основе благодарственной молитвы, и именно этого нам так не хватает в современном мире, всё время суетящемся, всё время куда-то бегущем.
Источники: интервью с настоятелем храма, сотрудниками, певчими, прихожанами, участниками социальных программ храма
Материалы по истории иконы:
https://azbyka.ru/days/ikona-vzyskanie-pogibshih, https://www.pravmir.ru/ikona-bozhiej-materi-vzyskanie-pogibshix/.