Храм иконы Божией Матери
«Взыскание погибших» в Перово
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово
Таинство Покаяния
Для чего нужна исповедь
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Евангелие от Матфея, глава 18, стих 16
«Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Эти слова в чинопоследовании таинства Покаяния хорошо отражают смысл происходящего. Можно задаваться вопросом: зачем рассказывать о своих грехах священнику? Почему нельзя просто раскаятся в душе перед Богом? Вопросы эти, часто возникающие у многих малоцерковных людей, находят свое разрешение как раз в этих словах священнической молитвы. Человек болен грехом.

И чтобы исцелиться, нужна больница — не абстрактное, а вполне конкретное место, в котором есть конкретные лекарства.

Для спасения человека от греха и смерти Господь Иисус Христос основал Церковь, световое поле Божества в пространстве и времени. Святым Крещением человек, вплетенный в это полотно Вечности, может и должен уже сейчас навыкать Тайнам Вечной жизни, которые открыло Воскресение Христа. Грехом человек выпадает из Церкви и начинает задыхаться в испарениях вечного ада. Исповедью восстанавливается членство в Церкви, обновляется способность вбирать в себя огненную мощь Божества. Человек сам не может исцелить себя от греха. Грех содеянный тут же приобретает метафизический размах — становится вечным. Исцелить эту вечную античеловечность в нас может только тот, кто больше самой вечности, – только живой надвечный Бог. Для этого нужна исповедь. На исповеди Сам Господь через священника принимает покаяние грешника. Священник не Светоч, но он служитель Светоча. Священник – помощник, подсказчик, а главное, он — отец, в задачу которого входит поставить чадо лицом к лицу перед абсолютной живой Истиной, побороть волнение, порой страх этой встречи, довериться Богу, предавая всего себя на всю Его милость и немилость, дабы прикосновением всесильной десницы Бога исцелить совесть — корень нашей человечности. Исповедь — фундамент нашего покаяния, печать решимости меняться.

По-гречески слово, переведенное на русский язык как «покаяние», звучит «метанойя» — перемена ума, перемена образа мышления, способа жизни, перемена мировоззрения, мироощущения, мировкусия. Покаяние — это не одномоментный акт, это процесс постепенного узнавания себя и исправления всей своей жизни. Процесс разворота человека лицом к Богу. Помимо раскаяния в грехе, являющегося лишь началом покаяния, этот процесс предполагает конкретные действия по исправлению и борьбе с грехом, нужно сотворить достойные плоды покаяния (Мф. 3.8) Нужно научиться вновь вбирать в себя дыхание Вечности, сияние Истины.

Воспринимаемая именно так, а не формально, как отчет в проделанных грехах или как пропуск к причастию, исповедь явится тем лекарством, которое сыграет ключевую роль в исцелении человека от уродующей и губящей его болезни – греха.
Грех в человеческой природе
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Послание апостола Павла к римлянам, глава 7, стихи 18-19
Что такое грех? Очень распространенным является мнение, что грех — это поступок, наносящий вред другому человеку. Убийство, кража, предательство — конкретные примеры поступков, которые любой человек назовет грехом. Однако сводится ли понятие греха к статьям Уголовного Кодекса? Может ли человек, никого не убивший и не ограбивший, считать себя праведником лишь на основании этого, или понятие греха несколько шире?

Греховный поступок — лишь внешнее проявление ложного духовного устроения, в котором человек находится, симптом болезни души. Глубинная болезнь зачастую скрыта не только от окружающих, но и от самого человека. Предельно честно всмотревшись в себя, внимательно испытав свою совесть, человек не может не заметить этого повреждения, этих разъедающих душу язв самолюбия, зависти, жадности и многих других. Взгляд внутрь себя очень часто сопряжен с болью, возникает желание оправдать в себе то или иное глубинное проявление греха внешними причинами, счесть их невинными чертами характера или даже добродетелями. Человекоугодие можно назвать смирением, раздражительность — тонкой душевной организацией, лукавый голосок в левое ухо с готовностью подскажет подходящий пример.

Увидеть в себе разрушительное действие греха необходимо. Духовное состояние человека, живущего под властью греха, это не просто спячка, это ужасная мука. Не замечает человек своих мучений только потому, что свыкся, сроднился с ним, ему не с чем свое состояние сравнить. Приходящее со временем опытное знание этого состояния позволит увидеть, разглядеть в себе его источники. Такими источниками, рождающими грех и одновременно этим грехом питаемыми и укрепляемыми, являются греховные страсти. Ненасытимые желания, подчиняющие себе волю человека: погоня за удовольствиями, панический страх любого, даже малого, страдания, безумное желание все новых и новых приобретений, проклятые самолюбие и эгоизм, заставляющие даже во внешне бескорыстных делах искать свой комфорт, свою выгоду, свое мнимое величие. Чем больше пытается человек утолить страсть, тем большего она требуют, тем сложнее как-то приглушить ее настойчивый голос, человек пропадает в бесплодных попытках наполнить бездонную яму. Очень важный шаг — понимание того, насколько человек от страстей зависим, насколько они контролируют его мысли, слова и поступки. Фактически, человек понимает свою неадекватность, неспособность, а главное — нежелание жить в соответствии с Божьими заповедями. Заповеди эти, как становится понятно, не есть что-то внешнее, к чему Бог человека принуждает, но есть самые законы нормальной человеческой жизни, отступление от которых равносильно отступлению от правил техники безопасности.

Каким образом грех действует в человеке? Как глубинное повреждение становится причиной конкретного греховного поступка? Грех появляется и развивается в человеке по вполне определенным законам и эти законы можно и нужно знать. Зарождаясь в уме в виде отвлеченной мысли, грех завладевает вниманием человека, затем проходит в его чувства, услаждая их, заставляя предвкушать запретный плод. После этого до совершения греховного поступка остается лишь один шаг — намерение этот поступок совершить, решимость на него. Научившись замечать в себе действие этой схемы, человек сможет бороться с грехом на самых ранних стадиях, опытно зная, что за ними последует и насколько усложнится борьба в этом случае.

Получив опыт борьбы с грехом, человек понимает, что без Благодати Божьей невозможно вести эту борьбу успешно. Но невозможное человеку возможно Богу. Бог в силах исцелить человека от болезни греха. Он в силах совершить кардинальную перемену человеческой природы, в силах освободить человека от его добровольного рабства, лишь бы устремление к этой свободе также было добровольным, лишь бы человек решился довериться Богу и встать на путь, ведущий в обетованное Царство Небесное. Воплотившись и взойдя на крест, Бог уже исцелил человеческую природу в самом себе. Воспользоваться плодами этого исцеления, узнать эти плоды на собственном опыте — задача каждого человека. Опытное понимание невозможности исцелиться от греха своими силами и опытное знание Божьей помощи на этом пути — вещи очень важные. От них родится осознание необходимости в молитве, в посте, в церковных таинствах. От них протянется утоптанная тропинка к исповедальному аналою.
Источник: проповеди и статьи священников разных лет