Что такое грех? Очень распространенным является мнение, что грех — это поступок, наносящий вред другому человеку. Убийство, кража, предательство — конкретные примеры поступков, которые любой человек назовет грехом. Однако сводится ли понятие греха к статьям Уголовного Кодекса? Может ли человек, никого не убивший и не ограбивший, считать себя праведником лишь на основании этого, или понятие греха несколько шире?
Греховный поступок — лишь внешнее проявление ложного духовного устроения, в котором человек находится, симптом болезни души. Глубинная болезнь зачастую скрыта не только от окружающих, но и от самого человека. Предельно честно всмотревшись в себя, внимательно испытав свою совесть, человек не может не заметить этого повреждения, этих разъедающих душу язв самолюбия, зависти, жадности и многих других. Взгляд внутрь себя очень часто сопряжен с болью, возникает желание оправдать в себе то или иное глубинное проявление греха внешними причинами, счесть их невинными чертами характера или даже добродетелями. Человекоугодие можно назвать смирением, раздражительность — тонкой душевной организацией, лукавый голосок в левое ухо с готовностью подскажет подходящий пример.
Увидеть в себе разрушительное действие греха необходимо. Духовное состояние человека, живущего под властью греха, это не просто спячка, это ужасная мука. Не замечает человек своих мучений только потому, что свыкся, сроднился с ним, ему не с чем свое состояние сравнить. Приходящее со временем опытное знание этого состояния позволит увидеть, разглядеть в себе его источники. Такими источниками, рождающими грех и одновременно этим грехом питаемыми и укрепляемыми, являются греховные страсти. Ненасытимые желания, подчиняющие себе волю человека: погоня за удовольствиями, панический страх любого, даже малого, страдания, безумное желание все новых и новых приобретений, проклятые самолюбие и эгоизм, заставляющие даже во внешне бескорыстных делах искать свой комфорт, свою выгоду, свое мнимое величие. Чем больше пытается человек утолить страсть, тем большего она требуют, тем сложнее как-то приглушить ее настойчивый голос, человек пропадает в бесплодных попытках наполнить бездонную яму. Очень важный шаг — понимание того, насколько человек от страстей зависим, насколько они контролируют его мысли, слова и поступки. Фактически, человек понимает свою неадекватность, неспособность, а главное — нежелание жить в соответствии с Божьими заповедями. Заповеди эти, как становится понятно, не есть что-то внешнее, к чему Бог человека принуждает, но есть самые законы нормальной человеческой жизни, отступление от которых равносильно отступлению от правил техники безопасности.
Каким образом грех действует в человеке? Как глубинное повреждение становится причиной конкретного греховного поступка? Грех появляется и развивается в человеке по вполне определенным законам и эти законы можно и нужно знать. Зарождаясь в уме в виде отвлеченной мысли, грех завладевает вниманием человека, затем проходит в его чувства, услаждая их, заставляя предвкушать запретный плод. После этого до совершения греховного поступка остается лишь один шаг — намерение этот поступок совершить, решимость на него. Научившись замечать в себе действие этой схемы, человек сможет бороться с грехом на самых ранних стадиях, опытно зная, что за ними последует и насколько усложнится борьба в этом случае.
Получив опыт борьбы с грехом, человек понимает, что без Благодати Божьей невозможно вести эту борьбу успешно. Но невозможное человеку возможно Богу. Бог в силах исцелить человека от болезни греха. Он в силах совершить кардинальную перемену человеческой природы, в силах освободить человека от его добровольного рабства, лишь бы устремление к этой свободе также было добровольным, лишь бы человек решился довериться Богу и встать на путь, ведущий в обетованное Царство Небесное. Воплотившись и взойдя на крест, Бог уже исцелил человеческую природу в самом себе. Воспользоваться плодами этого исцеления, узнать эти плоды на собственном опыте — задача каждого человека. Опытное понимание невозможности исцелиться от греха своими силами и опытное знание Божьей помощи на этом пути — вещи очень важные. От них родится осознание необходимости в молитве, в посте, в церковных таинствах. От них протянется утоптанная тропинка к исповедальному аналою.