Песнь Пресвятой Богородицы
Главная
Богослужение
Песнь Пресвятой Богородицы
Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо, от ныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Перевод

Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем.
Что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне назовут Меня блаженной все роды.
Что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его.
Соделал Он сильное рукою Своею, рассеял надменных в помышлениях сердца их.
Низложил властителей с престолов и вознес смиренных, алчущих исполнил благ и богатых отослал ни с чем.
Поддержал Израиля, отрока Своего, вспомнив о милости, – как Он сказал отцам нашим, – к Аврааму и семени его навеки.
В конце канона звучит песнопение, автором которого является сама Пресвятая Богородица.
Припеваемая к каждой строчке молитва «Честнейшую Херувим» описана отдельно, в текстах Литургии. Ниже рассматривается сама песнь.

Евангелист Лука описывает, как Пречистая Дева, имея во чреве Богомладенца, пришла к своей родственнице Елизавете, беременной матери Иоанна Крестителя. Младенец Иоанн, чувствуя приближение Господа, по словам самой Елизаветы, «взыграл радостно во чреве», и пораженная мать обратилась к Деве Марии с такими словами: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43) В ответ на такое приветствие Пресвятая Богородица, словно бы забыв о родственнице, обращается к Богу и величает Его.

Богу величание от человека не нужно. Никакие самые возвышенные слова не смогут прибавить Богу ничего. По святоотеческой мысли, слова Девы Марии – не только величание Самого Творца, они еще и об образе Бога, по которому сотворен человек. Этот образ возвеличивается в душе по мере возрастания в добродетели. Сознание теснейшей причастности Богу рождает в душе Пресвятой Девы неизреченную радость.

Богородица не измышляет своих слов. Большинство образов и мыслей ее песни взяты из Священного Писания. Тут слова неплодной Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 2:1–10), боговидца Моисея (Исх. 15:1–19), судьи и пророчицы Деворы (Суд. 5:1–31), царственного пророка Давида (2 Цар. 22:1–51). Все детство свое провела Пресвятая Дева при храме и, конечно, хорошо знала Писание, образы которого наполняли ее душу.

Богородица говорит о своем смирении не потому, что считает себя преисполненной этой добродетели. Смирение означает низость, недостоинство. Дева не почитает себя достойной той великой миссии, которую возложил на нее Бог, она воспринимает свою роль иключительно как свидетельство Божественной милости. Не думая о собственных добродетелях, Мария исповедует Бога Спасителем, а, следовательно, себя – нуждающейся в спасении. Сказав о смиренни, она тут же говорит и о том, что ее ублажат «все роды». Кажущееся противоречие разрешается просто: ум Богородицы – в Боге. Она – лишь орудие в Его руках, только о Нем ее мысли. Славить ее будут не за добродетели, но за удивительную милость к ней Небесного Отца. Дух Святой сделал чистую по природе Марию чистой превыше человеческой природы. Он даровал ей Свою благодать, сотворил величие, сделал добродетельную святой.

Говоря о святости Его имени, Богородица славит Бога словами Писания (1 Пар. 16:35; Пс. 102:1, Пс. 105:47, Пс. 144:21, Иез. 36:21, Пс. 39:7 и т.д.). Она славит заботу Творца о всех искренне стремящихся к Нему и боящихся Его. О всех, решившихся жить по Его заповедям. Об иудеях и язычниках, в этом веке и в будущем.

Слова Девы Марии о Руке, Мышце Бога Отца – о Сыне, который есть Бог действующий. Им и через Него сотворено все. Воплощением Его побеждаются законы природы, вмещающей в себя Невместимого.

Богородица говорит, что Господь рассеивает надменных и гордых, зацикленных на самих себе, ожидающих от Бога награды за свои мнимые добродетели, а потому неспособных воспринять Его милость. Эти ее слова содержат в себе несколько смыслов. Они – о вождях еврейского народа. О бесах, прячущих лицо от Божественного света. И о каждом человеке, сердце которого заковано в холодную броню самомнения.

Говоря о низложении сильных и вознесении смиренных, Пресвятая Дева указывает на правило, действующее в мире по Промыслу Бога. О том же скажет Сам Спаситель: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Смысл и цель человеческой жизни находятся за пределами этого мира, а, следовательно, все, привязывающее человека к миру, не служит к его пользе. Об этом же следующие слова Девы Марии: алчущие получат духовные блага, а те, кто надеется на свое богатство, будут горько разочарованы.

Заключительные слова Богородицы – о своем народе. Она называет народ отроком, слугою Бога. Слово Отрок отсылает также к книге пророка Исайи, который применяет его к Самому ожидаемому Спасителю, Иисусу Христу (Ис. 42:1, 3). Именно из-за Него и ради Него еврейский народ был в социальном плане создан Богом. Именно с Ним связаны обетования отцам израильского народа – Аврааму, Исааку и Иакову, который и получил от Бога имя Израиля. Именно евреи станут для всего остального мира первыми провозвестниками пришествия Спасителя.

Господь воспринял народ, как мать воспринимает своего младенца. Слова Богородицы – не столько о кровном родстве, сколько о родстве духовном. Каждый искренне обращающийся ко Христу человек, верящий в Него, как в Бога и Господина, получает через Сына усыновление, становится Богу своим.
Источники: Свт. Амвросий Медиоланский. «Изъяснение Евангелия от Луки» .
Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на группу стихов: Лк: 1: 54-54
Свт. Иннокентий Херсонский. «Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа. Свидание Марии с Елисаветою».
Свт. Игнатий (Брянчанинов). «Аскетическая проповедь» .
Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на группу стихов: Лк: 1: 51-51.
Вениамин (Федченков) митрополит. «Благовещение Пресвятой Богородицы».
Красовицкая М.С. «Литургика»