Храм иконы Божией Матери
«Взыскание погибших» в Перово
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово
Печаль и блаженный плач
Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
2-е послание апостола Павла к Коринфянам, глава 7, стих 10
Печаль мирская
Душу, больную грехом, коверкают и уродуют страсти — ненасытимые мнимые потребности, бездонные ямы желаний. Человек бежит от страдания к удовольствию и комфорту. Он пытается убежать от страха, и тот идет по пятам. Старается догнать наслаждение, а оно ускользает из рук. Такое безумное бегство-погоня рождает в душе печаль.

Печаль может проявляться как нетерпение, огорчение, тоска, малодушие. Как недовольство людьми и обстоятельствами, доходящее до ропота на Бога. Печаль замыкает человека в самом себе, он теряет способность видеть промысел Благого Бога, а следовательно и благодарить Его. Он не видит в своей жизни данного Богом спасительного креста, не понимает необходимости в кресте, старается с него сойти. Основание печали заключается в отсутствии или потере надежды на Бога, веры Ему как любящему Отцу.

Как правило, печаль является следствием безрезультатной погони за удовлетворением ненасытимых желаний. Неудачи в попытках догнать богатство или карьерные достижения, отсутствие «должного» признания таланта со стороны людей, могут породить в душе эту страсть. Печаль может родиться от нанесенной обиды или от потери имущества. Даже естественная скорбь об умершем родственнике может погубить душу, если человек замкнется в своем страдании, забыв Бога или обратив свое несчастие в укор Ему. Печаль поднимается в душе, цепляясь за другие страсти — за гордость, за тщеславие, за сребролюбие, блуд или чревообъядение. Она обнажает самолюбие и своеволие человека, его привязанность к земным, тленным вещам, его зависимость от низменных удовольствий. Печаль берет человека за горло и отворачивает от Бога и от ближнего. Объятия человеку раскрывает уныние — следующая губительная страсть, тесно связаная с печалью.

Есть и другой вид печали, называемый святыми отцами многопечалованием или многозаботливостью. Возникает она тогда, когда человек старается построить жизнь, полагаясь исключительно на свои силы. Слишком многое надо предусмотреть, о многом позаботиться — и человека затягивает в водоворот этих забот. Состояние многозаботливости рождают не сами по себе дела и планы, а надежда человека на свои силы, и, как следствие, отсутствие надежды на Бога. Возрастая в душе, печаль проявляется тревогой за будущее, переживаниями и страхами (почти всегда необоснованными). Человек становится мнительным, неуверенным, он постоянно ожидает опасности (почти всегда воображаемой). И весь этот нарастающий ком проблем и страхов закутывает человека и устраивает вокруг него виртуальный кошмар, не имеющий никакого отношения к реальности.

Борьба со страстью печали сложна. Тут могут помочь и медикаментозные успокоительные средства, и дыхательные упражнения, и приемы у психотерапевта, но все эти средства — вспомогательные, симптоматические. Основное направление борьбы со страстью лежит в области смыслов и целей жизни. Печаль возникает в результате отсутствия или недостатка веры Богу. Значит, веру эту надо обрести. Надо пересмотреть все свои жизненные ценности и устремления, развернуться лицом к Богу. Надо разомкнуть то кольцо страсти, которое сжимает человека, увидеть реальный мир — и с его позиции увидеть свое состояние. Необходимо покаяние.

Прежде всего стоит понять, что христианин не только может, но и должен преодолеть свою страсть, научиться управлять своим состоянием. Господь дал для этого все необходимое, Он дает Свою благодать в Таинствах Церкви, Он дает Свое учение, Он лично помогает каждому, вставшему на путь покаяния. Не просто помогает, но совершает основную работу. От человека требуются решимость и старание, а Бог делает все остальное.

Очень важно поднять глаза от земли и посмотреть на Небо. Переместить фокус внимания в Вечность. Главное средство борьбы — молитва. Очистив свою молитву от земных забот, можно будет очистить от них и свои дела. Дела останутся, а заботы постепенно уйдут.

Очень важно предать себя в руки Бога. Искать Его воли в молитве и обстоятельствах жизни. Даже если никакого доверия к Нему нет — надо понудить себя упасть в Его руки и приготовиться принять все, что Он даст, следовать всему, что Он укажет. Надо совершить акт веры и опыт обязательно подтвердит — руки Творца бесконечно аккуратные и нежные. Бог – Отец с материнскими руками.

Очень важно научиться благодарить Бога. Даже если вместо благодарности в сердце только претензии к Нему, надо понуждать себя благодарить одними устами: «Слава Богу!». И опыт обязательно подтвердит — благодарить есть за что. Благодарность сама родится в сердце и человек удивится, как он раньше не замечал заботы Того, Кто всегда был рядом.

Очень важно понять, что главная цель в невидимой брани — не избавится от страсти, а стать ближе к Богу, насколько это возможно. Освобождение от страсти вторично, его может вообще не произойти, если Бог считает, что продолжение борьбы для человека полезно и спасительно. И даже в таком случае опыт обязательно подтвердит: Его воля — единственно благая.

Очень важно узнать свои реальные возможности в устроении жизни и соразмерить с ними свои заботы. Возможности эти гораздо меньше, чем казалось. И они одновременно гораздо больше, чем казалось. Стоит задать им верное направление.

Очень важно посмотреть самому себе в глаза, отодвинуть самооправдание и увидеть свой грех.
Печаль ради Бога и блаженный плач
Прародители отпали от Бога нарушением Его заповеди, и все поколения людей теперь живут в этой новой и неестественной для себя реальности. В мире, отравленном грехом. Сам способ существования в этом мире — это мучение для души, отрезанной от Бога. Каждая душа чувствует это и тоскует по утраченной связи, но тоска эта заглушена, задавлена под грудой мирских забот. Каждый раз, когда человек оказывается лицом к лицу с самим собой настоящим, когда видит свою испорченность, искореженность и извращенность, он эту тоску начинает ощущать сильнее, потому что именно эта испорченность и есть трещина, пролегшая между человеком и Богом.

Картина эта была бы безрадостной, но Бог не бездействует. Он воплотился и добровольно пошел на крест ради спасения каждого человека. Он раз и навсегда соединил человеческую природу со Своей Божественной природой, и трещины между Богом и человеком больше нет.

Задача человека — обернуться к Богу, но чтобы это сделать, необходимо повернуться и к самому себе, увидеть себя настоящего. Потому что в Свете Божественной Истины все безумие человека станет очевидно ему самому, весь груз греха и страстей разом надавит на плечи. Если человек откликнется на зов Бога, обратит к нему первый крик разодранной грехом души, Господь подставит Свое плечо и Сам примет в руки кающегося грешника. Это кризис, через который надо пройти, чтобы получить опыт покаяния, бесценный опыт печали ради Бога и блаженных слез от осознания своего греха.

Печаль ради Бога — это печаль об утерянном рае, об утраченном любимом и бесконечно дорогом Небесном Отце. О своем состоянии безумия, о личной ответственности за грех. Печаль ради Бога не замыкает человека в самом себе, она наоборот раскрывает его навстречу Богу, это печаль творческая, созидательная, мотивирующая. Она рождается из опыта Богообщения, хотя бы самого малого, а потому она растворена радостью от ожидаемой встречи с Небесным Отцом. Развиваясь, эта светлая печаль увеличивается, со временем начинает ощущаться ответственность не только за свой личный грех, но за грех всех людей, и это — наивысшая драгоценность, свидетельство о неизменности покаяния, о раскрывающейся в человеке святости.

Печаль ради Бога имеет не психологическое, а онтологическое, сущностное основание, она не может быть поверхностно-сентиментальной. Она всегда глубока, всегда реальна, она приближает человека к объективному восприятию мира. Бог сам ведет человека за руку и в Его водительстве человек ощущает ту точку опоры, которая позволяет ему не разрушаться от переживаемой скорби, а наоборот созидаться.

В душе человека, почувствовавшего свой грех, рождается плач. Он не обязательно сопровождается слезами из глаз, но обязательно — слезами внутренними. Это состояние кающейся души, осознавшей глубину своего падения, которая день ото дня только увеличивается. Блаженный плач — это муки покаянного творчества, в которых человек переделывается, перековывается, перерождается. Почвой для такого плача является нравственное недовольство собой — в противоположность недовольству обстоятельствами, рождающему слезы совсем другого рода.

В блаженном плаче проявляется жажда покаянных изменений. Человек видит в этих переменах подлинную красоту, но собственных плодов покаяния не ощущает, видит свою беспомощность и смиряется. Слезы покаяния очищают душу, и в этом их ценность, в отличие от пустых сентиментальных слез, которые ничего не дают и бывают важны для человека сами по себе.

Святые отцы указывают способы, которые способствуют слезному сокрушению сердца. Первый из них – это рассматривание крестного подвига Спасителя, Его нравственного подвига, запечатленного в Священном Писании, и подвигов святых. Второй способ заключается в том, чтобы не убегать от скорбей, но встречать с мужеством и искать в них смысл. Следующий способ — почаще напоминать себе о смерти. Наконец, основное и самое трудное делание на пути стяжания добродетели — это самоотвержение и отсечение своей воли.

Святые отцы указывают и те причины, которые мешают стяжанию блаженного плача. Это рассеянная и расслабленная жизнь. Это привязанность к роскоши и неге, склонность к смехотворству, к высокоумствованию. Наконец, это тщеславие по поводу собственных слез, придание им какого-то особенного значения.

Есть и другой вид блаженного плача — плач от умиления на молитве. Это — плач души, истосковавшейся по своему Небесному Отцу, которая наконец видит любимого Родителя. Такой плач связан с надеждой и радостью, он приносит большое утешение и действует на душу как целительный бальзам. Есть, однако, опасность спутать умиленный плач с сентиментальным, рождающимся просто от слов молитвы, от пения церковного хора, от запаха ладана. Такой чувственный плач не дает ничего, кроме сиюминутных ощущений, диагностировать его можно по тому, является ли он для человека самоценным.

Основание у обоих видов блаженного плача одно — смирение перед Богом души, отравленной грехом и припадающей к ногам бесконечно любящего Врача и Спасителя. Блаженный плач — это состояние блудного сына, осознавшего себя у свиного корыта поедающим помои, а затем возвратившегося в Отчий дом.
Источники: протоиерей Владислав Свешников, «Очерки христианской этики»
Шеховцова Л.Ф., «Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами»
Иллюстрация: Винсент Ван Гог, «Старик в печали. На пороге Вечности»