Пасха — это не просто праздник, один из многих. Это даже не просто главный, центральный праздник христианского мира. Пасха — ключевое событие, разделившее историю всего мира на До и После. Очевидцами его были ученики Спасителя и оно стало главной, а порой и единственной темой их проповеди. Апостолы не проповедовали «учения Христа», они свидетельствовали о свершившемся истори-ческом факте: Христос воскрес.
У каждого, кто услышал эту весть, может возникнуть вопрос. Христос воскрес, хорошо, но какое значение это имеет для современного человека? Какое влияние оказывает на жизнь каждого конкретного христианина событие, произошедшее без малого две тысячи лет назад?
Ответ на этот вопрос можно получить за день до Пасхи — в Великую Субботу.
Иконография Пасхи не знает иконы Воскресения Христа. В качестве таковой Церковь восприняла икону, на которой отображены события, происшедшие накануне Воскресения — Сошествие Христа во ад.
Смерть Христа и Его светлое Воскресение происходят не сами в себе, они действуют в каждом человеке, решившемся воспринять их плоды, принявшем Святое Крещение и подчинившего свою жизнь апостольскому Благовестию. Именно это наглядно показывает икона.
Христос сходит в ад — место, куда до Него сходили души всех когда либо и где-либо живших людей. Независимо от собственной праведности или грешности, от исповедуемой религии, все люди после смерти шли в то место, где Бога не было. В Шеол, царство тьмы, полной безнадежности и безысходности. Именно туда, в место-без-Бога и сходит Сам Бог. Свет воссиял во тьме и разогнал ее. Места-без-Бога больше не существует, об этом говорят обломки адских врат, лежащие под ногами Христа. Ад со всей его злобой попытался поглотить человека Иисуса, но обманулся, приняв вместо простого смертного Самого Творца.
Именно Его — своего Творца — встретили томящиеся в аду люди. На иконе изображены как святые, так и люди без нимбов. Ветхозаветные праведники, святая жизнь которых все равно закончилась адом, увидели Того, надеждой на пришествие Которого они жили, и узнали Его. Язычники, в чьих сердцах жил закон совести, люди, которые ничего и никогда не слышали об Истинном Боге, находившиеся во тьме заблуждений, но искренне стремящиеся к свету Истины, узнали своего Бога.
На иконе изображены прародители человеческого рода — Адам и Ева. То, как они встречают своего Бога, имеет большое значение. Адам протягивает ко Христу бессильно повисшие руки. У человека нет никакой возможности самому вырваться из адского плена греха и страстей. Всех его сил, всей его жизни на это не хватит. Но он должен сделать все, что может — потянуться к Богу, сделать Ему навстречу шаг, потянуться к Свету. И тогда Бог Сам берет человека за руку и выводит из ада.
По другую сторону Христа изображена Ева. Она закутана с головы до ног, одежда, данная ей после грехопадения, покрывает все ее тело, руки. Согрешив, преступив заповедь своего Господа, человек уже не смеет прикасаться к Святыне. Он осознает свою недостойность, понимает свою вину, свою болезнь, свою чудовищную испорченность, и он приносит Богу покаяние. Он решается на полную перемену жизни — ради возвращения к Богу. И Бог берет его за руку и выводит из ада.
Чтобы жить с Богом, надо отказаться от жизни без Бога. Чтобы воскреснуть с Богом, надо с Ним умереть. Пасхальная радость тесно связана с покаянным чувством.
Именно здесь, у разрушенных врат своего личного ада, каждый человек встречает Бога. Именно здесь встречаются усилия человека и Бога, направленные к общей цели — к Спасению, к вечной жизни, наполненной абсолютной радостью, абсолютным счастьем.
Терпения Вам, мудрости и добрых Пасхальных перемен!