Отдание Пасхи
Главная
Статьи на разные темы
Отдание Пасхи
Последний день празднования Пасхи
В этот день заканчивается празднование Светлого Христова Воскресения, в последний раз звучит пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!». Попразднество Пасхи продолжается до праздника Вознесения Господня. В этот период пребывал на земле Господь по Воскресении Своем из мертвых, неоднократно являясь Пречистой Своей Матери и апостолам.

Последний день празднования Главнейшего события в истории – это последний день, богослужения которого окрашены радостными пасхальными красками.
Особенности богослужения
В среду 6-ой седмицы (недели о слепом) совершается Отдание Пасхи. «Отданием» праздника называется последний день попразднства великих или двунадесятых праздников, который имеет свои отличительные черты в Богослужении. Служба Отдания совершается по подобию отдания двунадесятых праздников.

Вечерню, утреню и литургию священник начинает так, как начинаются они на Светлой седмице: при отверстых царских вратах с крестом и трисвечником в руках, с каждением и пением «Христос воскресе» со стихами: «Да воскреснет Бог».

На вечерне после стихиры на стиховне поются стихиры Пасхи: «Пасха священная». На утрене поются три канона: Канон Пасхи (без Богородичных), канон слепаго и канон предпразднства Вознесения.

Отдание Пасхи кончается на Литургии, конец которой совершается так же, как на саму Пасху. После Литургии плащаница убирается с престола и полагается в устроенный для нее ковчег или футляр.
В греческой Цветной Триоди (сборнике богослужебных текстов от Пасхи до недели всех святых), помимо того чинопоследования, какое имеется в славянской Триоди, дается и другое.

Согласно греческой традиции, во вторник полагается отдание Недели слепого, а в среду – отдание Пасхи. По этому чинопоследованию, служба отдания Пасхи на утрене и на Литургии во всем сходна с пасхальной службой.

Это чинопоследование положено для того, чтобы сообщить отданию Пасхи ту же торжественность, какую имеют все отдания великих праздников. Часы также положены пасхальные.

В храмах Русской Православной Церкви богослужения отдания Пасхи также может совершаться по греческому образцу, если на это есть желание настоятеля храма.
Воскресный тропарь 5 гласа
Этот тропарь достаточно короток, однако содержит в себе глубину богословской мысли. Здесь говорится о божественном достоинстве Христа, Второго Лица Пресвятой Троицы, о Его равенстве с Отцом и Святым Духом, о чудесном безмужнем рождении Его от Девы. Говорится о действительности Крестных страданий Спасителя и о Его воскресении, благодаря которому стало возможно всеобщее воскресение мертвых.
Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на Спасение наше, воспоим, вернии, и поклонимся; яко благоволи Плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным воскресением Своим.
Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.
Кондак недели о слепом
6-я Неделя после Пасхи, носит название «о слепом». Ее тема - евангельская история исцеления слепорожденного (Евангелие от Иоанна, глава 9). В строках кондака физический недуг слепого сравнивается с духовной слепотой человека. И, подобно болезни библейского слепца, духовная слепота может быть исцелена Одним лишь Господом. Священное Писание часто называет Спасителя Светом. Кондак содержит прямую отсылку к словам Самого Господа, которые Он произнес перед тем, как совершить чудо исцеления: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Евангелие от Иоанна, глава 9, стих 5). «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смерти, свет воссиял им», – цитирует пророка Исайю евангелист Матфей (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 16).
Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый.
С поврежденными очами души я к Тебе, Христе, прихожу как слепой от рождения, в покаянии взывая Тебе: «Ты – пребывающим во тьме свет пресветлый!»
Кондак Пасхи
Бессмертный Творец умер. Умер по человечеству, и Его душа, как и души всех усопших людей оказалась в аду. Но ад не смог удержать бессмертное святое божество и был побежден. Воскресший Спаситель является женам-мироносицам и апостолам. Отныне падшему человечеству открыты врата воскресения и вечной жизни.
Пожелание радости и мира - это приветствие у древних греков и иудеев. Но в устах Спасителя, это не просто пожелания, это действительное дарование ученикам мира и радости. Так и в прощальной беседе с учениками, описанной в Евангелии от Иоанна (Глава 14, стих 27), Господь говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.
Ирмос 9 песни канона
«Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия», – говорит пророк Исайя (глава 60, стих 1). О земном Иерусалиме говорит пророк, но в словах его уже слышится отзвук Небесного измерения. Новый Иерусалим – Святая Соборная Апостольская Церковь, ликует, потому что воссияла слава Господа, победившего смерть и утвердившего Жизнь Вечную. Радуется и веселится земная Церковь, воюющая с грехом. Радуется Церковь Небесная, торжествующая победу. Радуется Богородица, чье сердце, пронзенное великой скорбью, нашло великое утешение.
Светися, светися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся. Богородице, о востании Рождества Твоего.
Озаряйся светом, озаряйся новый Иерусалим: ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй ныне и веселись, Сион; и ты, Пречистая Богородица, радуйся о восстании Рожденного тобою!
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе
Цветная Триодь
Аверкий Таушев, архиеп. Литургика.
Никодим Святогорец, прп. Толкование на канон Пасхи.
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография. - М.: Издательство ПСТГУ, 2017.-207с.
Богослужебные указания на 27 мая 2020 года. http://www.patriarchia.ru/bu/2020-05-27/