Великое освящение храма
Главная
Статьи на разные темы
Великое освящение храма
Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители...
Псалом 126, стих 1
На каждое благое деяние, тем более, посвященное Богу, христианин испрашивает у Творца благословения и помощи.

Освящение храма называется еще «обновлением» - здание храма становится совершенно новым, святым, отделенным от обычного мира и посвященным Богу. Построенный храм может стать местом совершения Божественной Литургии не иначе, как после его освящения. Проводится этот чин и в том случае, если в храме устанавливается новый престол.
Храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово освящался несколько раз – при строительстве освящалось основание храма, кресты и купола. Ново построенный храм освящался с первоначальным престолом и временным иконостасом. Наконец, уже обустроенный храм, в котором идет богослужебная жизнь, освящался с новым престолом и иконостасом, с хоросами (кольцевидными светильниками), иконами и всем убранством.
Еще в ветхозаветные времена Моисей освятил скинию по прямому повелению Бога (Бытие 40, 9). Соломон, построивший храм, также освящал его и праздновал это событие семь дней (2-я книга Паралипоменон 7, 8—9).

Во времена гонений открытого освящения храмов быть не могло. Христиане возводили их над гробами мучеников, чем уже освящались места совершения Литургии. Проводилось это только с благословения епископа. С тех самых времен сложился закон освящать храмы положением мощей мучеников и епископским благословением.

Во времена Константина Великого, прекратившего гонения, освящения храмов уже проводились торжественно, при участии собора епископов.

Все молитвы и обряды освящения подобны таинству крещения и миропомазания – внутренний взор молящихся людей возводится от рукотворенного храма к храму, сотворенному Самим Богом, которым является каждый верный христианин, по неложным словам апостола Павла (2-е Послание Апостола Павла к Коринфянам 6, 16).
Перед освящением храма, на солее перед иконой Спасителя, полагаются мощи. Начинается освящение престола при закрытых царских вратах. Престол разобран: верхняя доска отдельно от основания. Перед самим священнодействием архиерей, а вслед за ним и остальные священнослужители, облачаются в белые защитные запоны (передники).
Сначала архиерей окропляет святой водой столпы престола и поливает его углы кипящим воскомастиком – ароматным составом из воска, толченого мрамора, ладана, алоэ и других благовонных веществ. Престол знаменует собой гроб Господень, и воскомастик – символ благовонных мазей, которыми Иосиф и Никодим помазали снятое с креста тело Спасителя.
Затем окропляется святой водой верхняя доска престола с обеих сторон, после чего доска полагается на престольные столпы. Четырьмя кованными гвоздями прибивается доска к столпам, при помощи камней. Отверстия для гвоздей и сами вбитые гвозди заливаются воскомастиком. Действие это – напоминание о пригвождении ко кресту Спасителя на Голгофе.
Царские врата впервые открываются и архиерей, обратясь лицом к верующим, встает на колени вместе с ними. Подобно молитве Соломона, его молитва – это просьба о ниспослании Святого Духа, об освящении храма и жертвенника, о том, чтобы Господь принял возносимые в храме бескровные Жертвы и подал молящимся Свою благодать.
Следующее священнодейство – омовение престола. Сперва престол омывается теплой водой с мылом, затем – розовой водой с красным вином. Крестообразное возливание вина с розовой водой – воспоминание о том, что Церковь освящена и омыта Кровию Иисуса Христа. Жертвенная кровь, которую излил Моисей на алтарь при освящении скинии, прообразовала эту Жертву Богочеловека (Левит 8, 24). Тому и другому омовению предшествует молитва архиерея о ниспослании благословения Иорданова и благодати Святого духа.
После омовения архиерей помазывает престол святым Миром, подобно Моисею, помазавшему елеем алтарь в скинии. Это священнодейство – энак излияния благодати Божией.
Следующее действие – облачение престола в одежды, окропленные святой водой. Нижняя, белая одежда престола, препоясываемая веревкой, напоминает о значении престола как гроба Господня и об узах, которыми был связан Спаситель, приведенный к первосвященникам Анне и Каиафе. Верхняя, торжественная одежда соответствует второму значению престола – образу Престола Небесного Царя.

После этого в священные одежды облекается жертвенник, на нем поставляются священные сосуды. Жертвенник – место приготовления жертвы, а не ее освящения, потому он не освящается, подобно престолу.

Священники снимают запоны и царские врата открываются.
После освящения престола освящается весь храм. Священнослужители исходят из алтаря. Архиерей кадит храм, дым от кадила изображает Славу Божию, покрывшую облаком ветхозаветное святилище (Исход 40, 34; 3 книга Царств 8, 10). Священник крестообразно помазывает Миром стены – сначала над горним местом, потом над каждыми вратами. Это – знамение освящения храма благодатью Божией.

Возвратившись в алтарь, архиерей молится и своими руками зажигает первую свечу, поставляя ее возле престола на горнем месте. Престол отныне сделался истинным жертвенником Христовым и горящая свеча изображает Церковь, сияющую светом благодати и подающую этот свет миру.

После этого совершается крестный ход со мощами святого мученика, или с антиминсом – четырехугольным платом с мощами, на котором совершается главное священнодейство Божественной Литургии. Внесение мощей в храм – образ вступления в новосозданную Церковь Самого Христа, почивающего во святых.
Архиерей, взяв дискос со святыми мощами на главу, крестообразно знаменует ими врата храма, вносит в алтарь и поставляет на престоле. Затем – помазывает мощи Миром и полагает в ковчежец с воскомастиком, словно при погребении. Этот ковчежец будет поставлен под престол, в средний столп. Это и есть знак основания храма на гробах мучеников, кровью которых утвердилась по всему миру Святая Церковь.
Архиерей осеняет крестом предстоящих людей и окропляет их святой водой, после чего в только что освященном храме совершается Божественная Литургия.
Антиминс (греч. – вместопрестолие). Представляет собой четырехугольный плат из льняной или шелковой материи, на котором изображается положение Господа нашего Иисуса Христа во гроб. По четырем углам изображены четыре евангелиста. В антиминс обязательно должны быть вшиты (на верхней стороне) частицы святых мощей. Он находится на престоле, завернутый в особый плат – илитон. Сверху кладется Евангелие. Антиминс, также, является документом, разрешающим совершение Божественной Литургии.
Источник: Гермоген Шиманский, «Литургика: Таинства и обряды»