Еще в ветхозаветные времена Моисей освятил скинию по прямому повелению Бога (Бытие 40, 9). Соломон, построивший храм, также освящал его и праздновал это событие семь дней (2-я книга Паралипоменон 7, 8—9).
Во времена гонений открытого освящения храмов быть не могло. Христиане возводили их над гробами мучеников, чем уже освящались места совершения Литургии. Проводилось это только с благословения епископа. С тех самых времен сложился закон освящать храмы положением мощей мучеников и епископским благословением.
Во времена Константина Великого, прекратившего гонения, освящения храмов уже проводились торжественно, при участии собора епископов.
Все молитвы и обряды освящения подобны таинству крещения и миропомазания – внутренний взор молящихся людей возводится от рукотворенного храма к храму, сотворенному Самим Богом, которым является каждый верный христианин, по неложным словам апостола Павла (2-е Послание Апостола Павла к Коринфянам 6, 16).