Любовь. Сущность и свойства
Главная
Страсти и добродетели
Любовь. Сущность и свойства.
Любовь Божественная и человеческая
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,— то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 13, стихи 1-3
Внутренняя жизнь христианина проходит в борьбе со страстями и в стяжании добродетелей. Однако, все это ни на сантиметр не отрывает человека от земли, если становится самоценным. Духовная брань приобретает подлинный смысл только тогда, когда имеет целью умножение любви.

Любовь — это основание, суть и содержание нравственной жизни. Она единственная имеет самостоятельное значение. Только любовь наполняет смыслом жизнь человека и позволяет увидеть Истину в нагромождениях лжи. Только она раскрывает человека навстречу Богу и ближнему.

Измерение любви бесконечно шире и глубже человека. Любовь — свойство Божественное, именно она составляет суть отношений между Лицами Пресвятой Троицы. Бог есть любовь. Он не нуждался ни во вселенной, ни в человеке, и сотворил мир исключительно по любви. Он создал человека, прекрасно понимая, что тот не удержится в Его благодати и выберет жизнь без Него. Он понимал, что ради возвращения человека Ему придется пойти на самоумаление до состояния собственного творения, на позорную крестную смерть. Непостижимая жертвенность, до полной самоотдачи тому, кого любишь, составляет сердцевину любви.

Бог наделил человека способностью любить, заложенной в Его образе и раскрывающейся в уподоблении Ему. Только личность может любить, и чем совершеннее любовь, тем совершеннее личность. Знание Бога — это знание любви, опыт Божественного прикосновения, глубокого, нежного, входящего в сердце. Господь любит человека и ожидает только одного — ответного движения любви.

Господь выделяет две главных заповеди в Законе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф, 22, 36-40) Эти заповеди поставляют каждого человека перед личностями Бога и других людей. Первая заповедь остается главной, вторая — лишь ее подобие. Только при таком порядке самоотверженное служение Богу как любимому Существу станет основным делом всей жизни. И в рамках его будет проходить служение ближнему, основанное на любви, отдающей всю себя без остатка.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.» (Ин, 13,34). Иисус Христос поставляет образцом любви Самого Себя, заостряет духовно-нравственный смысл любви, придает ей мистический и преимущественно жертвенный характер. Господь на кресте раскрыл объятия всем людям и лично каждому человеку. Того же самого Он ждет от Своих учеников. Именно такая любовь скрепляет Церковь подобно цементу, делает ее телом Христовым. Только такая любовь и достойна называться любовью.

Невозможно сразу полюбить Бога и ближнего по заданной Христом планке, к этому уровню надо идти, если потребуется, всю жизнь. Не стоит ждать от себя каких-то свершений, не стоит мечтать о них, намеренно возгревать в себе чувства. Достижения в любви, полученные своими силами, иллюзорны. Самые благие дела, совершенные по-видимости во имя Бога, а по существу во имя себя, ведут не к любви, но к ее полной противоположности, сильнее замыкают человека в его гордости. Верный путь — искать и просить любви у Бога, не упуская тех возможностей к конкретным делам, которые Господь будет предоставлять. И учиться на этих уроках, наблюдая за своим отношением к тому, что делаешь, воздавая славу Богу, которому она по праву и принадлежит.

Первое дело любви — не закрывать своего сердца и реальных возможностей от того человека, который здесь и сейчас просит о помощи. Готовность к реальным делам — это почва, на которой только и может возрасти добродетель.

Следующее дело — братолюбие. Нелицемерное, нежное и участливое отношение к тем, кто близок не только по крови, но и по духу. Постепенно сердце расширяется, впуская в себя все большее количество людей. Происходит это не сразу и не быстро. Для того, чтобы этот процесс шел, необходимо, по словам апостола Петра, очищать свое сердце, учась послушанию истине через Духа (1Петр. 1,22). Это учение — настоящий подвиг. Человеку, принимающему свой взгляд на мир за объективный, очень сложно дается послушание. Первый шаг на этом пути — молитва о видении грехов. Для того, чтобы подчинить совесть Истине, необходимо увидеть свою неправоту. Очищение сердца через покаяние — это совместное действие Бога и человека. Желание меняться должно перерасти в решимость это делать, в усердие на этом пути. А результаты покаянной работы волен дать только Бог.

Вершина добродетели — любовь к врагам. Апостол Павел призывает побеждать зло добром (Рим, 12,21). В основе этого принципа — преодоление самого себя, исходящее из глубокого опытного понимания, что попытки ответить на зло злом ведут к его умножению, и лишь добро может нейтрализовать эту беду. Призыв апостола — это не толстовское «непротивление злу насилием». Любящий бывает вынужден взять в руки оружие для того, чтобы прекратить действие зла. Сопротивление будет для него долгом любви по отношению к тем, кого он защищает, и даже по отношению к врагам, чье безумие он останавливает.

Очень большие возможности для возрастания в любви дает христианский брак. Стремление супругов к предельно возможному единству, основанное на жертвенной самоотдаче, не приводит к потере личностей. Напротив, оно позволяет каждой из них максимально раскрыться, подобно цветочному бутону. В самом создании двух полов уже содержится творческая задача соединения в любви. Супруги составляют единый организм, состоящий из двух абсолютно разных людей, которые, сохраняя свои личностные свойства, приобретают качество совершенно новой, единой личности.
Свойства любви
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 13, стихи 4-8
Самое известные, самое прекрасные и самое полезные слова о любви — это гимн любви, принадлежащий перу апостола Павла. Поставляя любовь во главу всей христианской жизни, замыкая на нее все другие добродетели, апостол перечисляет свойства любви.

Любовь долготерпит. Долготерпение — это не просто терпение, растянутое на долгое время. Оно — свойство более божественное, нежели человеческое. Это высшая степень любви Бога к людям, не зависящая ни от времени, ни от беззаконий самих людей. Долготерпеть человека — это бесконечно снисходить к его слабостям, грехам и вообще любым недостаткам.

Милосердствует. Если нанесена обида, причинен какой-то вред, то справедливость требует возмездия. Как минимум — жесткого пресечения действий обидчика. Однако, настоящая любовь ищет не справедливости, а милосердия. Она знает, что вред, наносимый обидчиком самому себе несравнимо больше вреда, причиняемого другим. Милосердие выше справедливости. Оно укоренено в вечности и именно с этой позиции оценивает ситуацию. Даже силой пресекая зло, милосердный человек делает это с болью в сердце. Милосердие не ограничивается теорией, оно ищет конкретных дел.

Любовь не завидует. А зависть не любит. Зависть заставляет человека сравнивать себя с другими людьми, причем свои способности видятся ему выше, а достижения — ниже, чем у других, и в этом усматривается вопиющая несправедливость. Любовь не занимается сравнениями. Другой человек ей дорог, она радуется его успехам.

Не превозносится. Превозносясь над другими, человек отделяет себя от других и ставит их ниже себя. Даже в незначительном превозношении есть элемент презрения к другому, унижения его личности. Любовь скорее возвышает любимого над собой и не отделяет себя от него. Любовь безмерна, а превозношение всегда узко, оно ограниченно пределами собственной личности.

Не гордится. Гордость оценивает себя высоко. Для нее люди — лишь повод для собственных переживаний того или иного рода. Все ее ценности сосредоточены в ней самой. Любовь — это прямая противоположность гордости. Она не может гордиться, потому что все ее ценности сосредоточены в предмете любви. Она жертвенна, а гордость даже и жертву приносит только ради самой себя.

Не бесчинствует. Чин — это лад, гармония, порядок. Бесчинство — разлад, дисгармония, хаос. Чин налаживается внешней силой, объединяющей и упорядочивающей. Эта сила, действующая в человеческой жизни, называется любовью. Она соединяет, а ненависть разделяет, приводит к бесчинству.

Не ищет своего. Искать своего — значит утверждать свою волю, желать, чтобы все было так, как человеку хочется. Такое искание не только исключает волю Божью, но и хочет подчинить ее своим желаниям, не заботясь о других людях. Любовь, напротив, ищет выполнения воли любимого. Она не просто не ищет своего, она им жертвует.

Не раздражается. Раздражение возникает от неудовлетворенности желаний, недовольства людьми и обстоятельствами. Любовь же — это достижение высшего желания, на фоне которого все остальные меркнут и не нарушают душевного спокойствия. Это — не гордое равнодушное безразличие, это его полная противоположность. Любовь видит Божественную заботу и соглашается со всем, что дает Любимый, потому что знает, что ничего плохого Он никогда не даст.

Не мыслит зла. Любовь не мыслит не только собственного зла, но и чужого. Злые помыслы отскакивают от любви, потому что они противны самой ее природе. Любовь — это жизнь, а зло ведет к смерти.

Не радуется неправде, а сорадуется истине. Нравственная неправда — это неприятие Божественного закона, неправда умственная — отрицание Божественного учения. Встречаясь с неправдой, любовь видит в ней нарушение заповеданной Богом любви, а потому не радуется, а печалится. Сорадование истине — это соработничество Богу. Любовь активно ищет Божью волю, стремиться к ее исполнению и находит в этом стремлении радость.

Все покрывает. Покров любви — это сострадание. Увидев скорбь человека, любовь делает все, что можно, для того, чтобы ее облегчить. Если потребуется, любовь готова даже взять эту скорбь на себя, разделить ее со страдающим человеком. Если это невозможно, она проявляет сочувствие. Не только внешние беды покрывает любовь, но и внутренние, греховные. Грех мучает прежде всего самого грешника, и эту его внутреннюю боль любовь покрывает своим сочувствием, особенно когда тот осознает свое падение.

Всему верит. Нелюбовь сама основана на лжи, а потому не доверяет тем, на кого нацелена. Любовь пребывающая в истине, напротив, относится к своему предмету с доверием. Она даже уверена в том, что в любимом нет и не может быть лжи.

Всего надеется. Любовь ожидает от любимого всего лучшего: отношений, плодов. Надежда на это не прекращается даже тогда, когда оказывается отчасти обманутой. Любовь великодушна, она выше сиюминутных разочарований.

Все переносит. Любовь переносит любые скорби и невзгоды, любые страдания, не только в надежде на их прекращение. Сама она гораздо выше этих невзгод, они не могут омрачить ее. Не они унижают любовь, а она возвышает их, потому что коренится в Боге. Любовь даже радуется, когда переносит страдания ради любимого.

Никогда не перестает, потому что основание любви находится в вечности.
Источник: протоиерей Владислав Свешников, «Очерки христианской этики»
Иллюстрация: Павел Рыженко, «Иоанн Богослов»