Самое известные, самое прекрасные и самое полезные слова о любви — это гимн любви, принадлежащий перу апостола Павла. Поставляя любовь во главу всей христианской жизни, замыкая на нее все другие добродетели, апостол перечисляет свойства любви.
Любовь долготерпит. Долготерпение — это не просто терпение, растянутое на долгое время. Оно — свойство более божественное, нежели человеческое. Это высшая степень любви Бога к людям, не зависящая ни от времени, ни от беззаконий самих людей. Долготерпеть человека — это бесконечно снисходить к его слабостям, грехам и вообще любым недостаткам.
Милосердствует. Если нанесена обида, причинен какой-то вред, то справедливость требует возмездия. Как минимум — жесткого пресечения действий обидчика. Однако, настоящая любовь ищет не справедливости, а милосердия. Она знает, что вред, наносимый обидчиком самому себе несравнимо больше вреда, причиняемого другим. Милосердие выше справедливости. Оно укоренено в вечности и именно с этой позиции оценивает ситуацию. Даже силой пресекая зло, милосердный человек делает это с болью в сердце. Милосердие не ограничивается теорией, оно ищет конкретных дел.
Любовь не завидует. А зависть не любит. Зависть заставляет человека сравнивать себя с другими людьми, причем свои способности видятся ему выше, а достижения — ниже, чем у других, и в этом усматривается вопиющая несправедливость. Любовь не занимается сравнениями. Другой человек ей дорог, она радуется его успехам.
Не превозносится. Превозносясь над другими, человек отделяет себя от других и ставит их ниже себя. Даже в незначительном превозношении есть элемент презрения к другому, унижения его личности. Любовь скорее возвышает любимого над собой и не отделяет себя от него. Любовь безмерна, а превозношение всегда узко, оно ограниченно пределами собственной личности.
Не гордится. Гордость оценивает себя высоко. Для нее люди — лишь повод для собственных переживаний того или иного рода. Все ее ценности сосредоточены в ней самой. Любовь — это прямая противоположность гордости. Она не может гордиться, потому что все ее ценности сосредоточены в предмете любви. Она жертвенна, а гордость даже и жертву приносит только ради самой себя.
Не бесчинствует. Чин — это лад, гармония, порядок. Бесчинство — разлад, дисгармония, хаос. Чин налаживается внешней силой, объединяющей и упорядочивающей. Эта сила, действующая в человеческой жизни, называется любовью. Она соединяет, а ненависть разделяет, приводит к бесчинству.
Не ищет своего. Искать своего — значит утверждать свою волю, желать, чтобы все было так, как человеку хочется. Такое искание не только исключает волю Божью, но и хочет подчинить ее своим желаниям, не заботясь о других людях. Любовь, напротив, ищет выполнения воли любимого. Она не просто не ищет своего, она им жертвует.
Не раздражается. Раздражение возникает от неудовлетворенности желаний, недовольства людьми и обстоятельствами. Любовь же — это достижение высшего желания, на фоне которого все остальные меркнут и не нарушают душевного спокойствия. Это — не гордое равнодушное безразличие, это его полная противоположность. Любовь видит Божественную заботу и соглашается со всем, что дает Любимый, потому что знает, что ничего плохого Он никогда не даст.
Не мыслит зла. Любовь не мыслит не только собственного зла, но и чужого. Злые помыслы отскакивают от любви, потому что они противны самой ее природе. Любовь — это жизнь, а зло ведет к смерти.
Не радуется неправде, а сорадуется истине. Нравственная неправда — это неприятие Божественного закона, неправда умственная — отрицание Божественного учения. Встречаясь с неправдой, любовь видит в ней нарушение заповеданной Богом любви, а потому не радуется, а печалится. Сорадование истине — это соработничество Богу. Любовь активно ищет Божью волю, стремиться к ее исполнению и находит в этом стремлении радость.
Все покрывает. Покров любви — это сострадание. Увидев скорбь человека, любовь делает все, что можно, для того, чтобы ее облегчить. Если потребуется, любовь готова даже взять эту скорбь на себя, разделить ее со страдающим человеком. Если это невозможно, она проявляет сочувствие. Не только внешние беды покрывает любовь, но и внутренние, греховные. Грех мучает прежде всего самого грешника, и эту его внутреннюю боль любовь покрывает своим сочувствием, особенно когда тот осознает свое падение.
Всему верит. Нелюбовь сама основана на лжи, а потому не доверяет тем, на кого нацелена. Любовь пребывающая в истине, напротив, относится к своему предмету с доверием. Она даже уверена в том, что в любимом нет и не может быть лжи.
Всего надеется. Любовь ожидает от любимого всего лучшего: отношений, плодов. Надежда на это не прекращается даже тогда, когда оказывается отчасти обманутой. Любовь великодушна, она выше сиюминутных разочарований.
Все переносит. Любовь переносит любые скорби и невзгоды, любые страдания, не только в надежде на их прекращение. Сама она гораздо выше этих невзгод, они не могут омрачить ее. Не они унижают любовь, а она возвышает их, потому что коренится в Боге. Любовь даже радуется, когда переносит страдания ради любимого.
Никогда не перестает, потому что основание любви находится в вечности.