Достойно есть
Главная
Богослужение
Молитва Богородице «Достойно есть»
Достойно есть
01:18
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Перевод

Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
В то время, когда хлеб и вино стали Телом и Кровью Бога, молящиеся прославляют Его Пречистую Матерь. В тексте молитвы снова подчеркивается правильное наименование ее Богородицей, вопреки умствованиям пятого века, когда еретики, тщетно пытавшиеся постигнуть тайну Божества своим рассудком, старались ввести для Девы Марии термин «Христородица», как родившую только человеческую природу Спасителя, и не делавших разницы между личностью Бога и Его природой.

Пресвятая Богородица называется честнейшей и славнейшей высших ангельских чинов не в смысле главенства, а в смысле близости к Богу. Если наиболее близкие к Нему ангелы постоянно предстоят перед Богом, то Пречистая Дева удостоилась чести стать Ему матерью, самым близким существом, насколько это вообще возможно. Вся Ветхозаветная история послужила лишь подготовкой к появлению на свет Девы, которая будет иметь сердце настолько чистое, что она сможет носить в себе Бога. Которая смиренно согласится на слова ангела «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1: 35) и станет Богоматерью исключительно по послушанию, в упование на Провидение и не ожидая от этого никаких выгод.

Молитва состоит из двух частей – «Достойно есть…» и «Честнейшую херувим…», причем первая часть появилась позже второй. Вторая принадлежит перу человека – преподобного Космы Маиумского, первая – персту ангела.

На святой горе Афон стойко держится предание о появлении первой части молитвы. Монах, приютивший странника, вместе с ним молился перед иконой Богородицы. И когда воспели хвалу честнейшей херувим Деве Марии, странник сказал, что в тех местах, откуда он родом, молятся не так, и произнес полный текст молитвы. На просьбу монаха записать ее для них, странник попросил пергамент и перо, но таковых не нашлось. Тогда он записал текст пальцем прямо на каменной столешнице.

На месте монашеской кельи афониты воздвигли храм в честь иконы, перед которой молились монах и ангел, ее так и назвали «Достойно есть». А столешницу с записанным текстом перенесли в здание Священного Кинота – афонского правительства.
архиепископ Аверкий (Таушев), «Литургика»
протоиерей Олег Давыденков, «Догматическое богословие»
Иллюстрация: изображение из открытых источников