Целомудрие и блуд
Главная
Страсти и добродетели
Целомудрие и блуд
Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога.
1-е Послание апостола Павла к фессалоникийцам, глава 4, стихи 3-5
Блуд и целомудрие — нравственные категории, зачастую малопонятные для светского человека. Понятия эти существуют и вне религии, но в христианстве они раскрываются во всей полноте. Разобраться, что такое блудная страсть, можно, рассмотрев добродетель целомудрия. Обозначение верного направления позволит легче понять, куда ведет противоположный путь.
Целомудрие
Состояние, в котором оказался человек в результате грехопадения прародителей, характеризуется не только внешним отлучением от Бога, потерей связи со своим Творцом, но и внутренним разладом. Воля, разум, чувства — все, что составляет внутренний мир каждого человека, находится в этом разладе. Векторы всех сил и устремлений направлены в разные стороны, разрывая и дезориентируя душу. Тело, созданное для того, чтобы служить душе, уже не выполняет своего предназначения. Желания, в большинстве своем чисто животного характера, управляют разумом и волей, хотя все должно быть наоборот.

Целомудрие — это «цельная мудрость». Это целостность личности, ее здоровье и неповрежденность. Это нормальное состояние человека, если за норму принимать не «среднюю температуру по палате», а планку, заданную Богом. Все силы и способности целомудренной личности направлены в одну сторону, к одной цели. Такой целью, способной сфокусировать на себе всего человека, может быть только Бог.

Совершенное целомудрие — состояние свободы от страстей, от внешних соблазнов и искушений, ненависть ко греху как к таковому. Это совершенная чистота сердца, позволяющая, по словам Спасителя, видеть Бога. Это состояние, при котором Бог Сам приходит и вселяется в человека. Целомудрие начальное, базовое — это вектор жизни, направленный в эту сторону.

Добродетель целомудрия очень широка, она объемлет все стороны человеческой жизни, связана со всеми добродетелями. Целомудрие опирается на воздержание, оно основывается на самоотвержении и покаянии, оно невозможно без терпения и молитвы. Целомудрие не подвиг, оно — его плод. Плод победы человека над самим собой.

В более узком смысле целомудрие рассматривается как противоположность плотским страстям, как нравственная чистота человека. Телесная непорочность, воздержание от блуда делом, неразрывно связана с чистотой души, с удержанием ума от греховных вожделений. Очень важно, что борьба, которую ведет человек на этом пути, направлена не против природы, а против греховного расстройства в его природе. Против развращенности человеческой воли, неспособной удерживать удовлетворение своих естественных желаний и получения естественных удовольствий в рамках, предписанных самою природой.

Интимная близость между мужем и женой не препятствует достижению целомудрия, она благословлена Богом. Если муж и жена единодушны, то они только помогут друг другу на этом пути, их телесное общение будет естественным продолжением общения душевного, основанного на любви и самоотдаче. Жизнь семейная в христианском осмыслении представляет собой совместное следование супругов к Богу. Муж и жена взаимно дополняют друг друга, образуют во взаимном самоотречении ради другого единый организм. Семья – это школа всех добродетелей, в том числе и целомудрия.

Стяжание добродетели целомудрия начинается с хранения своих чувств и воображения. Бесполезно удерживать тело от блудных связей, увлекаясь при этом разжигающими страсть фантазиями. Даже если эти фантазии и не прорвутся наружу, что очень маловероятно, они сами по себе станут цепями, сковывающими всю внутреннюю жизнь.

Все, что питает воображение — зрительные образы, слова и разговоры, запахи, которые будят плотские чувства, следует отфильтровывать, если человек поставил перед собою цель идти по пути добродетели. Следовательно, все каналы, по которым эти образы поступают — зрение, слух, обоняние, требуют контроля, без которого все усилия останутся напрасными. Это не означает, что христианин должен завязать глаза и уши, замуроваться в склеп, убегая от соблазнов мира. Это значит, что он должен перенацелить свои чувства и мысли с того, что разжигает страсть на то, что помогает взращивать добродетель. Священное Писание, творения святых отцов, богослужение в храме, весь арсенал Православной Церкви направлен на это.

Путь добродетели — это путь выстраивания личных отношений с Богом. Поэтому определяющее значение играет то живое обращение сердца к Богу, в котором человек раскрывается для Божественной Благодати. Молитвенное устремление, не ради каких-то выгод, но ради присутствия в жизни Самого Бога. Церковные Таинства, к которым человек подходит не для галочки, не для утешения, но для соединения со Христом, для наполнения Христом всего своего существа.

Чувства, зараженные грехом, могут не воспринимать Бога. Исцеление человека начинается с исцеления его воли. Именно волевое решение разворачивать свою жизнь к Богу, вопреки всем своим чувствам и желаниям, вопящим об обратном, полагает начало подлинному нефантазийному христианству.
Блуд
Блуд — это не интимные отношения как таковые и не природное половое влечение.

Если целомудрие — это целенаправленность, человека, то блуд — его заблуждение. Заблудившийся человек уже не видит единственно верной цели своего пути и начинает искать какие-то иные цели, всегда иллюзорные и обманчивые.

Блуд — это извращенная и развращенная направленность человеческой воли, которая ставит во главу угла отношений между полами (а иногда и не между) чувственное наслаждение.

Блуд, наряду с чревоугодием, относится к страстям, искажающим естественные потребности и удовольствия человеческого тела. Плотское начало личности становится самоценным, удовлетворение желания приобретает особую значимость и важность. Чистая и содержательная любовь между мужчиной и женщиной, раскрывающаяся в душевном и телесном единении, искажается.

Ненасытимое стремление к удовольствию, называемое апостолом Иоанном «похотью плоти» (1 Ин. 2:16), это одно из состояний, руководящих человеком, природа которого повреждена грехопадением. Удовольствие ради удовольствия, самодостаточность и неутолимость наслаждений, заключает человека в порочный круг, подобно белке в колесе. Удовольствие кратковременно, оно приводит лишь к новым желаниям. То, что доставляло наслаждение раньше, становится неинтересным, хочется чего-то новенького — эта погоня бесконечна.

Следуя за своими желаниями, человек привыкает жить ради их удовлетворения. Ради этого люди знакомятся, занимаются тем, что принято называть любовью, заводят семью и рожают детей. Сожители остаются «партнерами» — двумя обособленными друг от друга людьми, живущими под одной крышей. И когда партнер уже не удовлетворяет все возрастающим желаниям, люди начинают удовлетворять их где-то еще.

Жизнь блудная — это жизнь одинокая. В сожительстве партнеров каждый самодостаточен. Партнеры сотрудничают друг с другом, пока им это выгодно, пока им это приятно, пока они друг друга устраивают. И даже если отношения их длятся всю жизнь (что вряд ли), корень этих отношений принципиально иной, по сравнению с подлинным семейным единством.

Стоит упомянуть вскользь тему, которая очень волнует современное секулярное общество — тему однополых отношений. Поврежденность человеческой природы грехом проявляется по-разному у разных людей. В том числе и таким трагическим образом. Мужчина и женщина предназначены Богом взаимно дополнять друг друга, образуя «одну плоть». В любых других «комбинациях» этого дополнения не произойдет. Само по себе противоестественное влечение страшно, как страшна склонность к любому греху. Но cо склонностью можно бороться, ее можно победить, доверившись Богу. Гораздо страшнее направление ко греху своей воли, соглашательство с грехом, реализация его на практике, признание его нормой и навязывание этой нормы окружающим.

Человек, искренне не понимающий того, почему блудные отношения, это грех, не понимает и того, почему семейные узы — не грех. Такой человек может убеждаться венерическими заболеваниями, психологическими проблемами, статистическими выкладками и много еще чем – и остаться неубежденным. Единственный веский аргумент — собственный опыт. Не просто опыт проб и ошибок, а опыт подлинно религиозный: личное познание своего греховного состояния и милости Божьей. Опыт покаяния.

Человек блудящий — это человек заблуждающийся. И как у каждого заблудившегося, у него есть и шанс и возможность выйти на верный путь — достаточно обратиться к Тому, Кто и есть этот Путь. Кто пришел не к праведникам, но к грешникам. И Кто требует лишь покаяния и веры, а все остальное дает Сам.
Источники: Шиманский Г.И., «Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви»
Священник Павел Гумеров, интервью
Иллюстрация: MarsyAnya, «Где обвинители твои?» dotart.info