Состояние, в котором оказался человек в результате грехопадения прародителей, характеризуется не только внешним отлучением от Бога, потерей связи со своим Творцом, но и внутренним разладом. Воля, разум, чувства — все, что составляет внутренний мир каждого человека, находится в этом разладе. Векторы всех сил и устремлений направлены в разные стороны, разрывая и дезориентируя душу. Тело, созданное для того, чтобы служить душе, уже не выполняет своего предназначения. Желания, в большинстве своем чисто животного характера, управляют разумом и волей, хотя все должно быть наоборот.
Целомудрие — это «цельная мудрость». Это целостность личности, ее здоровье и неповрежденность. Это нормальное состояние человека, если за норму принимать не «среднюю температуру по палате», а планку, заданную Богом. Все силы и способности целомудренной личности направлены в одну сторону, к одной цели. Такой целью, способной сфокусировать на себе всего человека, может быть только Бог.
Совершенное целомудрие — состояние свободы от страстей, от внешних соблазнов и искушений, ненависть ко греху как к таковому. Это совершенная чистота сердца, позволяющая, по словам Спасителя, видеть Бога. Это состояние, при котором Бог Сам приходит и вселяется в человека. Целомудрие начальное, базовое — это вектор жизни, направленный в эту сторону.
Добродетель целомудрия очень широка, она объемлет все стороны человеческой жизни, связана со всеми добродетелями. Целомудрие опирается на воздержание, оно основывается на самоотвержении и покаянии, оно невозможно без терпения и молитвы. Целомудрие не подвиг, оно — его плод. Плод победы человека над самим собой.
В более узком смысле целомудрие рассматривается как противоположность плотским страстям, как нравственная чистота человека. Телесная непорочность, воздержание от блуда делом, неразрывно связана с чистотой души, с удержанием ума от греховных вожделений. Очень важно, что борьба, которую ведет человек на этом пути, направлена не против природы, а против греховного расстройства в его природе. Против развращенности человеческой воли, неспособной удерживать удовлетворение своих естественных желаний и получения естественных удовольствий в рамках, предписанных самою природой.
Интимная близость между мужем и женой не препятствует достижению целомудрия, она благословлена Богом. Если муж и жена единодушны, то они только помогут друг другу на этом пути, их телесное общение будет естественным продолжением общения душевного, основанного на любви и самоотдаче. Жизнь семейная в христианском осмыслении представляет собой совместное следование супругов к Богу. Муж и жена взаимно дополняют друг друга, образуют во взаимном самоотречении ради другого единый организм. Семья – это школа всех добродетелей, в том числе и целомудрия.
Стяжание добродетели целомудрия начинается с хранения своих чувств и воображения. Бесполезно удерживать тело от блудных связей, увлекаясь при этом разжигающими страсть фантазиями. Даже если эти фантазии и не прорвутся наружу, что очень маловероятно, они сами по себе станут цепями, сковывающими всю внутреннюю жизнь.
Все, что питает воображение — зрительные образы, слова и разговоры, запахи, которые будят плотские чувства, следует отфильтровывать, если человек поставил перед собою цель идти по пути добродетели. Следовательно, все каналы, по которым эти образы поступают — зрение, слух, обоняние, требуют контроля, без которого все усилия останутся напрасными. Это не означает, что христианин должен завязать глаза и уши, замуроваться в склеп, убегая от соблазнов мира. Это значит, что он должен перенацелить свои чувства и мысли с того, что разжигает страсть на то, что помогает взращивать добродетель. Священное Писание, творения святых отцов, богослужение в храме, весь арсенал Православной Церкви направлен на это.
Путь добродетели — это путь выстраивания личных отношений с Богом. Поэтому определяющее значение играет то живое обращение сердца к Богу, в котором человек раскрывается для Божественной Благодати. Молитвенное устремление, не ради каких-то выгод, но ради присутствия в жизни Самого Бога. Церковные Таинства, к которым человек подходит не для галочки, не для утешения, но для соединения со Христом, для наполнения Христом всего своего существа.
Чувства, зараженные грехом, могут не воспринимать Бога. Исцеление человека начинается с исцеления его воли. Именно волевое решение разворачивать свою жизнь к Богу, вопреки всем своим чувствам и желаниям, вопящим об обратном, полагает начало подлинному нефантазийному христианству.