Заповеди блаженств
Главная
Богослужение
Заповеди блаженств
Третий изобразительный антифон
Третий изобразительный антифон весь кроме первого стиха состоит из заповедей блаженств, произнесенных Иисусом Христом в Нагорной проповеди, которую приводит в своем Евангелии апостол Матфей (Мф, 5:3-12). В этих заповедях Господь не дает четкого повеления, что делать и чего не делать христианину. Он указывает на то, каким должен быть человек, чтобы ему войти в вечную жизнь, обозначает своего рода лестницу, ведущую в Небесное Царство.
Заповеди блаженств
02:17
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем.
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех.
Перевод

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоем.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Что имеет ввиду Господь, говоря о блаженстве? Состояние это сходно с такими понятиями, как радость и счастье. Оно включает в себя их, но ими не исчерпывается. «Всегда радуйтесь» – пишет апостол Павел (1Сол.5:16). Речь тут идет не о возгревании в себе чувства радости, не о придумывании себе какого-то веселья, а о том состоянии, при котором радость приходит в сердце как Божественный дар, и остается там вне зависимости от внешних обстоятельств, какими бы суровыми они ни были. Эта радость, имеющая духовную природу, чуждая эмоциональности и рассудочного подхода, называется блаженством. Оно посещает человека, живущего на земле, и переходит с ним в вечность.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Духовная нищета – это состояние человека, осознавшего, что он ничего не может без Бога в деле своего спасения. Нищий духом не просто понимает умом, но опытно знает, что любое его дело, слово и даже мысль, любая попытка жить по заповедям, отравлены самолюбием. Это состояние, противоположное гордости – замкнутости на самом себе. Если гордый человек полагает всю надежду на самого себя, то нищий духом всецело предает себя в руки живого Бога. Духовная нищета – это смирение человека перед Богом, реальное видение глубины своих грехов. Осознание своего падения благотворно, потому что оно порождает нужду в Спасителе, заставляет человека открыть Богу сердце. Только вера, основанная на духовной нищете, становится живой, способной развиваться и менять человека в соответствии с Божественным замыслом.
Смирение, как и прочие христианские добродетели, – это дар Божественной благодати, и одновременно плод покаянной работы человека. Человек употребляет старание, а Бог дает результат.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Господь ублажает далеко не каждого плачущего. Плач может свидетельствовать о разном духовном состоянии: плач от нанесенной обиды обнажает гордость, плач о потерянной выгоде свидетельствует о сребролюбии. Господь говорит о другом.
Открывающаяся глубина греховной немощи порождает печаль, а вместе с ней – плач о грехах. Плач этот не обязательно сопровождается слезами, но обязательно – сокрушением сердца, внутренней болью о своем состоянии оторванности от Бога. Он содержит тоску о вожделенном райском состоянии пребывания с Господом. Такой плач очищает сердце, он дает невыразимую легкость, познаваемую только опытно, и обещает утешение в вечной жизни с Богом.
По другой святоотеческой мысли, Господь ублажает плач сострадающего сердца, скорбящего о бедах и страданиях других людей. Это не сентиментальные «навернувшиеся слезы» от жалости, которые быстро высыхают, а следствие глубокого сочувствия к чужой боли.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Человек, всматривающийся в себя покаянным взором и оплакивающий свои грехи, доходит до состояния внутреннего спокойствия, при котором уже невозможны раздражение, гнев, осуждение. Страстные порывы его души обуздываются разумом, поступки других людей, которые раньше будили в душе гнев, теперь вызывают лишь искреннее сочувствие. Такое состояние называется кротостью – ровностью внутреннего мира при любых внешних потрясениях.
Люди, достигшие такого душевного устроения, наследуют Новую Землю – обещанное Христом Небесное Царство. Однако, по святоотеческой мысли, под землей тут понимается не только это. Кроткий нрав дает человеку устойчивость к обидам и похвалам со стороны людей, его уже не бросает из гнева в тщеславие, из печали в самолюбование. Его ноги стоят на твердой почве, он непреклонен в добре, потому что уже на земле пребывает с Господом.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Правда Божья редко совпадает с человеческой правдой, испорченной и искореженной грехом. Божественная правда объективна, это единственный критерий справедливости, не меняющийся ни при каких обстоятельствах. Жизнь с Богом – это жизнь в Его правде, а, следовательно, в праведности. Это поиск Божьей воли и неукоснительное следование ей. Человек, который во всем ищет исполнения Божественной воли и сохраняет верность завету с Богом, проводит жизнь в постоянном стремлении к Господу, и это стремление обязательно приведет его к цели. Он достигнет той праведности, при которой только и возможно соединение с Богом в вечной жизни.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Божественная правда явилась в Божественном милосердии, и в этой добродетели человек призван уподобиться Богу. Свою Собственную милость к человеку Господь ставит в зависимость от того, насколько человек раскрыл свое сердце в сторону ближнего, насколько проявил к нему участие и заботу. Господь имеет ввиду не только внешние дела – милостыню, помощь нуждающимся, но и такие, которые скрыты от людских глаз – молитву за людей и сострадание им. Искренние дела милосердия не только приносят пользу другим, они очищают сердце самого человека от греховной нечистоты.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

В сердце, очищенном от греховной скверны, исчезают пристрастия к плотским, низменным вещам. Оно открывается навстречу Богу, приглашает Его войти и поселиться в нем. В обычном своем состоянии человек раздирается внутренними противоречиями, ум его хочет одного, чувства другого, воля – третьего. Чистое сердце просто – оно собирает человека воедино, позволяет преодолеть эти противоречия и сконцентрироваться на Самом Главном. Оно позволяет узреть Бога внутренними очами и принять в себя Его мир, преображающий все человеческое естество.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Мир, водворяющийся в чистом сердце – это плод Святого Духа, действующего в человеке. Это не просто отсутствие вражды, он имеет положительное содержание. Это мир, облагораживающий человека, наполняющий всю его природу, всю его жизнь. Тот, кто стяжал мир в сердце, изливает его вовне. Он устраивает мир вокруг себя, примиряя людей и умиряя их сердца, уподобляясь в этом делании Самому Христу, Сыну Божьему.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Стяжавший в душе Божественный мир, становится способен к благодушному и терпеливому перенесению любых страданий, а гонения за правду будут доставлять ему радость. Речь тут снова идет не об абстрактной правде, а о правде Божественной. Об Иисусе Христе, в котором была явлена божественная правда – в Его самоунижении до состояния собственного творения, в Его страданиях и крестной смерти. Бог остался верен своему завету с людьми до самой смерти и ада, и к такой же верности Богу призываются люди. Человек, свидетельствующий об Истине своей жизнью, не может не противопоставить себя остальному миру, живущему по совершенно другим законам. Это противопоставление не останется для него безнаказанным – мир будет гнать такого человека, как прежде гнал Христа (Ин.15:20). Радость гонимых не придумана ими. Она сама рождается в их душе в результате уподобления своему Богу в главном Его подвиге.
Источники: Протоиерей Александр Глебов. «Библейская история Нового Завета»
святитель Игнатий (Брянчанинов), «Аскетические опыты. Том 1»
архиепископ Аверкий (Таушев), «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие»
святитель Григорий Нисский, «О Блаженствах.»
преподобный Максим Исповедник, «Главы о богословии. Вторая сотница»
протоиерей Григорий Дьяченко «О Литургии»
Иллюстрация: Карл Генрих Блох, «Нагорная проповедь»