1-й и 2-й изобразительные антифоны
Главная
Богослужение
1-й и 2-й изобразительные антифоны
В начале Божественной литургии звучат песнопения, называемые изобразительными антифонами. Всего их три. Первые два представляют собой псалмы, третий – это заповеди блаженств из Евангелия от Матфея. Термин «антифон» изначально обозначал определенный прием исполнения песнопений, когда поют попеременно два хора, расположенные друг напротив друга. В современной приходской практике настоящее антифонное пение встречается редко, хор как правило, всего один.
Первый изобразительный антифон
1 антифон
01:12
Благослови, душе моя, Господа, благословен еси Господи.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его.
Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.
Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя.
Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.
Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя.
Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.
Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Не до конца прогневается, ниже в век враждует.
Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам.
Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.
Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.
Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.
Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет.
Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.
Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.
И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.
Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает.
Благословите Господа, вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.
Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.
Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.
Перевод

Благослови, душа моя, Господа, благословен Ты, Господи.
Благослови, душа моя, Господа и вся внутренность моя – имя святое Его!
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его,
Очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои,
Избавляющего от истления жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами,
Исполняющего благие желания твои, обновится, как у орла, юность твоя.
Господь – творящий милостыни и судьбу всем обижаемым.
Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля – желания Свои.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Не до конца будет гневаться и не во век негодовать.
Не по беззакониям нашим Он сотворил с нами и не по грехам нашим Он воздал нам.
Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил Господь на боящихся Его.
Насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши.
Как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его.
Ибо Он знает образование наше: помнит, что мы – прах.
Человек – как трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветет.
Как только дух прошел в нем, (его уже) не будет, и не узнает он более места своего.
Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
Господь на небе уготовал престол Свой, и царство Его всеми обладает.
Благословите Господа, все Ангелы Его, сильные крепостью, творящие слово Его, слушающие глас слов Его.
Благословите Господа, все силы Его, слуги Его, творящие волю Его.
Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
Первый изобразительный антифон – это 102-й псалом, благодарственный гимн Господу, приписываемый царю и пророку Давиду,

В первых же словах царственный пророк благословляет Бога всем сердцем, всей душой, всей крепостию и всем разумением своим. Благодарно раскрываясь навстречу Богу, человек сам получает огромную пользу, просвещаясь Божественной Истиной. Начиная песнь, Давид напоминает себе о тех благодеяниях, которые изливает на него Господь. Блага эти ничем не заслужены, они свидетельствуют не о праведности человека, а исключительно о бесконечной милости Божьей.

Появляющийся в псалме образ орла, каждый год линяющего и обновляющего свое оперение, неслучаен. По святоотеческой мысли, речь здесь идет о духовном обновлении человека под действием Божественной благодати.

Всеведущий Господь знает жизнь каждого человека гораздо лучше его самого. Она раскрыта перед ним во всей полноте, и Он Сам видит, кому и какие милости оказать для максимальной пользы. Каждый, кто решается направить свою жизнь к Небесному Царствию, сможет убедиться в правоте слов пророка при внимательном исследовании своей судьбы. Закон, данный через Моисея и раскрывший свой подлинный духовный смысл в учении Иисуса Христа, обозначит для такого человека путь.

Господь не только милостив, но и щедр. Материальные блага, телесное здоровье – лишь ничтожно малая часть тех даров, которыми осыпает Бог всех стремящихся к жизни с Ним и в Нем. Основной и бесценный дар Его – благодать Святого Духа, которую изливает Господь на человека без меры. Опытно вкусивший действие благодати, уже не будет заботиться о материальных благах, принимая от Бога с благодарностью все посылаемое. По отношению к тому, кто не хочет подчинить свою совесть Божественной воле, Господь проявляет долготерпение, аккуратно указывая человеку на его внутреннюю неправду и ожидая обращения. Даже наказывая коснеющего во грехах беззаконника, Бог не гневается вечно. Это наказание любящего отца, его цель – вразумить человека, а не отомстить ему. По сравнению с тем отношением, которое заслуживает человек по своим грехам, бесконечная любовь Божья так же велика, как расстояние между гипотетическими «востоком» и «западом».

Человека, созданного из праха материального мира, слабого, как полевая трава, чья жизнь кратковременна и незаметна, Бог благоволил назвать Своим любимым ребенком. Он, установивший свой престол на Небесах, владеющий всем созданным миром – и материальным и духовным – этот Бог усыновляет человека, Он воплощается и опытно познает человеческую немощь. Бог готов вечно осыпать милостями своих чад, лишь бы они относились к Нему как к Отцу – с послушанием и ответной любовью.

Пророк призывает все ангельские воинства, все творение Божие благословлять и прославлять Творца. Не только милости Бога, но само Его существование достойно благодарности и славословия.
Второй изобразительный антифон
2 антифон
01:21
Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего.
Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них.
Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы.
Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.
Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
Перевод

Хвали, душа моя, Господа. Восхвалю Господа в жизни моей; буду петь Богу моему, пока существую.
Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения.
Выйдет дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все замыслы его.
Блажен, кому Бог Иакова – помощник, и у кого упование – на Господа Бога Своего,
Который сотворил небо и землю, море и все, что в них,
хранит истину во век, Совершает (правый) суд для обижаемых, дает пищу алчущим.
Господь разрешает окованных; Господь умудряет слепых,
Господь поднимает низверженных, Господь любит праведников.
Господь хранит пришельцев, сироту и вдову приимет и путь грешных погубит.
Господь во век будет царствовать. Бог Твой, Сион, в род и род!
Второй изобразительный антифон – это 145-й псалом, написанный неизвестным автором после возвращения иудеев из вавилонского плена, во времена пророков Аггея и Захарии. Через века после царя Давида псалмопевец возносит свою хвалу Богу. Он хвалит Господа всем своим существом, собирая свой ум в молитвенном славословии во все дни своей жизни, как временной, так и вечной.

Вышедшие из долгого плена, евреи полагали, что спаслись только благодаря расположению персидского царя, забывая о Том, Кто вложил в сердце правителя это расположение. Человек, полагающий свою надежду на других людей и забывающий Бога, неизбежно будет разочарован. Могущество сильных мира сего – вещь преходящая. Какой бы властью, богатством или мудростью ни обладал человек, он не сможет прибавить к своей жизни ни одного дня. Всем, даже самым добрым, помышлениям человека, относящимся к временной жизни, суждено растаять, подобно дыму, когда его душа расстанется с телом.

Только надежда на Бога, вечного и неизменного в Своей отеческой любви, будет оправдана. Господь, сотворивший мир, не забывает своих обещаний, Он остается верным всегда и в любых обстоятельствах. Он готов бесконечно защищать обиженных и помогать нуждающимся в Его милости. Он не оставляет человека в плену его страстей и грехов, если человек всеми силами стремится освободиться из этих оков и припадает за помощью к ногам своего Творца. Он никогда не оставит духовно слепого человека, не способного видеть ни собственных грехов, ни Божественного действия в своей жизни, но желающего увидеть Истину и раскрывающему Богу свою душу в покаянном делании. Он всегда восстановит сорвавшегося в грех человека из его падения. Он будет вечно являть Свою любовь тем, кто решился жить по Его правде.

Человек, проживающий временную жизнь подобно страннику, вдовствующий и сиротствующий от потери истинного Блага, обязательно обретет в лице Бога Отца, по которому тоскует его сердце. Его душа уневестится Небесному Жениху, зов которого она расслышала и к Которому обратилась. Бог не даст погибнуть кающемуся грешнику, но погубит его путь – грех, уродующий и коверкающий образ Божий, запечатленный в каждом человеке.

Последний стих псалма пророческий. Эти слова – о Христе и Его Церкви, названной Сионом. Вечное Царство Божие – цель и устремление каждого, кто вслед за псалмопевцем обращает благодарный молитвенный взор к Тому, Кто назвал Себя Царством, Истиной и Жизнью.
Источники: профессор Павел Александрович Юнгеров «Псалтирь пророка Давида. Опыт переложения на русский язык»
протоиерей Григорий Разумовский, «Объяснение священной книги псалмов»
преподобный Максим Исповедник, «Главы о Богословии», «Вопросы и недоумения»
святитель Иоанн Златоуст, «Собеседование на Псалом 102»
Иллюстрация: Загорский Николай Петрович, «Давид играет на гуслях перед Саулом»