Ангелы
Главная
Иконостас
Ангелы
  1. Ангел
  2. Херувим
  3. Архангел Михаил
  4. и 5. Архангел Гавриил
Канон бесплотным Силам
Канон бесплотным Силам
Канон архангелу Гавриилу
Канон архангелу Гавриилу
Канон архангелу Михаилу
Канон архангелу Михаилу
Тропарь Небесным Силам Бесплотным
Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны пpипадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних Сил.
Перевод: Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»
Кондак Небесным Силам Бесплотным
Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы, и человеков наставницы, полезное нам просите, и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.
Перевод: Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.
Ангельская природа
Ангельский невидимый мир – реальность, о которой открыто очень немного. Главное, что известно об ангелах доподлинно – они есть. Сказано о них в Ветхом Завете, упоминают о них апостолы, прямо говорит о них Сам Господь Иисус Христос.

Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник», то есть значение слова указывает не на природу этих существ, а на их служение. В Священном Писании ангелами в собственном смысле называются бесплотные духи, обладающие разумом и свободной волей. Несмотря на то, что ангелы не имеют материальных тел, в Священном Писании они всегда предстают в каких-то чувственных образах, чаще всего в образе человека. Согласно святоотеческой мысли, телесный облик ангелов – временное состояние, а не выражение их природы. Они являются людям не такими, какие они есть сами по себе, а в том образе, в каком смотрящие могут их видеть. Крылья ангела – не более, чем иконографический прием, отображающий бесплотность этих существ и стремительность исполнения ими Божественных повелений.

Бесплотность ангелов относительна. По сравнению с любыми объектами материального мира, они действительно бесплотны, но по сравнению с Богом – телесны. К одному только Божеству можно применить понятия духовности и бестелесности в строгом смысле этих слов.
Вне времени и пространства существует один только Бог. Ангелы в определенной степени зависят от этих категорий сотворенного мира, хотя и обладают тут несравненно большей степенью свободы, по сравнению с людьми. С одной стороны, ангел не вездесущ, он не может находится в двух местах одновременно. С другой – может перемещаться с огромной скоростью, не удерживаемый никакими препятствиями.

Ангелы бессмертны. Небесный мир вечен, хотя имеет начало. Он меняется со временем, так как известно, что некоторая часть ангелов пала. Число ангелов неизвестно, однако из Священного Писания можно сделать вывод, что число это конечно. По толкованиям святых отцов, количество ангелов во много раз превосходит число людей, когда бы то ни было живших на Земле.
Ангелы наделены разумом, свободой воли и эмоциями, однако, не имея внешних органов чувств, познают внешний мир через просвещение, получаемое от Бога. Это существа совершенные, для них свойственно ведение Самого Бога, они святы и наделены огромным могуществом.

В то же время, совершенство ангельской природы ограничено. Они не знают Божественной Природы, известной лишь Одному Богу, не знают будущего, если Господь Сам его не откроет. Они не понимают во всей полноте тайны искупления людей Иисусом Христом, желая лишь прикоснуться к этой тайне. Могущество ангелов ограничено их природой – они не могут творить чудес собственной силой, чудотворение доступно им только по благодати Божьей. Согласно мнению некоторых святых отцов, ангелы – служебные духи, не имеющие творческих способностей.

Превосходят ли ангелы людей? На этот вопрос нет однозначного ответа в Священном Писании, нет и единого мнения святых отцов. С одной стороны, в своем нынешнем состоянии, отравленном заразой греха, человек несравненно ниже обитателей Горнего мира. С другой, в своих лучших представителях человек их значительно превосходит. Сын Божий благоволил соединиться именно с человеческой природой, а не с ангельской. Будучи на Земле, Он превосходил самых высших представителей ангельского мира. Пресвятая Богородица также почитается Церковью несравненно славнейшей херувимов и серафимов.
Ангельская иерархия
Слово «иерархия» в современном языке употребляется в значении любых соподчиненных отношений, например, структуры государственной власти. Однако, по-гречески слово это обозначает «священноначалие». Святыми отцами оно употреблялось только применительно к Церкви – земной и Небесной.

В Священном Писании упоминается девять ангельских чинов. Святоотеческая мысль объединяет их в три триады.

Епархия – это серафимы, херувимы и престолы.
Метархия: господства, силы и власти.
Низшая триада, не имеющая названия: начала, архангелы, ангелы.

Классификация эта условна, она не имеет статуса догмата. Неизвестно, описывается ли девятью чинами все Небесное воинство, знает об этом только Сам Господь.

О свойствах каждого из ангельских чинов также можно судить весьма приблизительно.

Серафимы – ближайшие к Богу, пламенные участники Его любви. Один из серафимов призвал к пророческому служению «ветхозаветного евангелиста» Исайю (Ис.6:2).

Херувимы – созерцатели Божественной Премудрости. Херувим был поставлен Богом на охрану райского сада, после грехопадения прародителей человеческого рода (Быт.3:24). Золотые херувимы прикрывали своими крыльями крышку Ковчега Завета в походном храме, созданном по повелению Божию пророком Моисеем (Исх. 25:18-22).

Престолы, господства, силы, власти и начала упоминаются апостолом Павлом (Кол.1:16; Еф.1:21, 3:10, Еф.1:22; Рим.8:38), который был «восхищен до третьего неба … и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор.12:2,4)

Наименование «архангелы» употребляется святыми отцами двояко. Это и один из ликов низшей триады, и обозначение высших ангелов, стоящих вне иерархии. Священное Предание доносит имена восьми архангелов. В Священном Писании упоминаются пять архангелов.

Михаил (евр. «кто, как Бог») (Дан.10:13, Иуд.1:9) называется Архистратигом Небесных воинств, именно он явился главным противником Люцифера и свергнул его на землю. Архангел Михаил почитается Церковью как главный борец со злом, основной защитник веры.

Гавриил (евр. «сила Божия») (Дан.8:16, Лк.1:19) почитается, как вестник божественных тайн. Он объяснил пророку Даниилу пророческие видения о рождении Спасителя. Он возвестил священнику Захарии о рождении Иоанна Предтечи от его престарелой неплодной жены Елисаветы. Он явился Пресвятой Деве Марии с благой вестью о зачатии Сына Божия.

Рафаил (евр. «помощь Божия») (Тов.3) стал попутчиком Товии, сына Товита, и почитается как целитель недугов.

Уриил (евр. «свет Божий» (3 Езд.4) почитается как проводник Божественной любви, пробуждающий в людях ответную любовь к Богу.

Иеремиил (евр. «высота Божия») упомянут в третьей книге Ездры. (3 Езд. 4:36)
Наравне с этими архангелами почитаются еще три, не упоминаемых в Священном Писании. Это

Селафиил (евр. «молитва к Богу»), Иегудиил (евр. «хвала Божия») и Варахиил (евр. «благословение Божие»).
Ангельское служение
Основной смысл существования ангелов – служение Богу.

Это может быть прямое служение. Пророк Исайя описывает видение, в котором серафимы непрестанно воспевают песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:2–3). Евангелист Иоанн Богослов пишет в Откровении (главы 4 и 7) о «животных, имеющих по шесть крыл и исполненных очей», служащих перед престолом Бога. Через созерцание Божественных тайн ангелы укрепляются в добре и бесконечно возрастают в познании Истины.

Служение Богу может быть косвенным. Ангелы становятся орудием Промысла Бога о сотворенном Им мире. На протяжении всего Священного Писания ангелы появляются в качестве вестников и исполнителей Божественной воли.

Одним из видов косвенного служения является служение ангелов-хранителей. Писание упоминает об ангелах-хранителях целых народов и обществ, а также отдельных людей.
Хранители народов предстоят Богу за свой народ и неведомыми средствами направляют общество к цели, назначенной Божественным Промыслом.

Ангел, который дается отдельному человеку, становится хранителем его души и тела и молитвенником перед Богом. Основной «заботой» ангела является бессмертная душа. Если спасение тела сопряжено с вредом для души, ангел предпочтет душу. Укоренившись в несовестливой жизни, человек может отогнать от себя своего ангела. Примириться с ним поможет только покаяние, и тогда у ангела на небе бывает неизреченная радость (Лк.15:10).

В какой момент человек получает ангела-хранителя? Однозначного ответа на этот вопрос у святых отцов нет. Наиболее распространено мнение, что постоянный ангел-хранитель дается человеку при крещении. Некрещенному человеку ангел может посылаться на время, в какие-то особенные моменты жизни.

Ангел-хранитель не оставляет человека даже после смерти. Согласно притче о богаче и Лазаре (Лк. 16: 19–31), именно ангелы относят человека туда, куда ему суждено идти после смерти тела.
Источники: протоиерей Олег Давыденков, «Догматическое богословие»
священномученик Серафим (Звездинский), «Ангелы»