Ангельский невидимый мир – реальность, о которой открыто очень немного. Главное, что известно об ангелах доподлинно – они есть. Сказано о них в Ветхом Завете, упоминают о них апостолы, прямо говорит о них Сам Господь Иисус Христос.
Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник», то есть значение слова указывает не на природу этих существ, а на их служение. В Священном Писании ангелами в собственном смысле называются бесплотные духи, обладающие разумом и свободной волей. Несмотря на то, что ангелы не имеют материальных тел, в Священном Писании они всегда предстают в каких-то чувственных образах, чаще всего в образе человека. Согласно святоотеческой мысли, телесный облик ангелов – временное состояние, а не выражение их природы. Они являются людям не такими, какие они есть сами по себе, а в том образе, в каком смотрящие могут их видеть. Крылья ангела – не более, чем иконографический прием, отображающий бесплотность этих существ и стремительность исполнения ими Божественных повелений.
Бесплотность ангелов относительна. По сравнению с любыми объектами материального мира, они действительно бесплотны, но по сравнению с Богом – телесны. К одному только Божеству можно применить понятия духовности и бестелесности в строгом смысле этих слов.
Вне времени и пространства существует один только Бог. Ангелы в определенной степени зависят от этих категорий сотворенного мира, хотя и обладают тут несравненно большей степенью свободы, по сравнению с людьми. С одной стороны, ангел не вездесущ, он не может находится в двух местах одновременно. С другой – может перемещаться с огромной скоростью, не удерживаемый никакими препятствиями.
Ангелы бессмертны. Небесный мир вечен, хотя имеет начало. Он меняется со временем, так как известно, что некоторая часть ангелов пала. Число ангелов неизвестно, однако из Священного Писания можно сделать вывод, что число это конечно. По толкованиям святых отцов, количество ангелов во много раз превосходит число людей, когда бы то ни было живших на Земле.
Ангелы наделены разумом, свободой воли и эмоциями, однако, не имея внешних органов чувств, познают внешний мир через просвещение, получаемое от Бога. Это существа совершенные, для них свойственно ведение Самого Бога, они святы и наделены огромным могуществом.
В то же время, совершенство ангельской природы ограничено. Они не знают Божественной Природы, известной лишь Одному Богу, не знают будущего, если Господь Сам его не откроет. Они не понимают во всей полноте тайны искупления людей Иисусом Христом, желая лишь прикоснуться к этой тайне. Могущество ангелов ограничено их природой – они не могут творить чудес собственной силой, чудотворение доступно им только по благодати Божьей. Согласно мнению некоторых святых отцов, ангелы – служебные духи, не имеющие творческих способностей.
Превосходят ли ангелы людей? На этот вопрос нет однозначного ответа в Священном Писании, нет и единого мнения святых отцов. С одной стороны, в своем нынешнем состоянии, отравленном заразой греха, человек несравненно ниже обитателей Горнего мира. С другой, в своих лучших представителях человек их значительно превосходит. Сын Божий благоволил соединиться именно с человеческой природой, а не с ангельской. Будучи на Земле, Он превосходил самых высших представителей ангельского мира. Пресвятая Богородица также почитается Церковью несравненно славнейшей херувимов и серафимов.