90-й псалом
Главная
Богослужение
90-й псалом
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,
плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
Не приидет к тебе зло и рана не приближится телеси твоему,
яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,
на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Яко на Мя упова и избавлю и, покрыю и, яко позна имя Мое.
Воззовет ко Мне и услышу eго, с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,
долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.
Перевод

Живущий помощью Вышнего под кровом Бога небесного водворится,
Скажет Господу: «Ты – заступник мой и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него».
Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от мятежного слова,
Плечами Своими защитит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен, щитом оградит тебя истина Его.
Не убоишься от ужаса ночи, стрелы, летящей днем,
Бедствия, постигающего ночью, болезни и полуденного беса.
Падет подле тебя тысяча, и десять тысяч направо от тебя, к тебе же не приблизится.
Только очами своими смотреть будешь и воздаяние грешникам увидишь.
Ибо (ты сказал:) «Ты, Господи, упование мое», Вышнего избрал ты прибежищем своим.
Не приступит к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.
Ибо ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих.
На руки возьмут тебя, чтобы не преткнулся ты ногою своею о камень.
На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и змея
«Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его, покрою его, ибо он познал имя Мое.
Воззовет ко Мне, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его,
Долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое.
Один из самых известных псалмов назван в Библии «Хвалебной песнью Давида». Основная мысль его: всякий, возлагающий надежду на Бога, живущий в Его законе, становится другом Господу и находится в совершенной безопасности как во внешней жизни, так и в духовной борьбе с грехом.

Господь охраняет верующего, подобно воинам первого ряда, закрывающих плечами своих товарищей, и подобно птице, прикрывающей крыльями птенцов. По святоотеческой мысли, эти образы – Божий закон, ограждающий человека, и Евангельская весть, дающая духовные крылья. Помощь Божья позволяет не попасть в сети соблазнов, склоняющих человека ко греху, и устоять перед мысленными врагами. Ночной страх, летящая днем стрела, полуденный бес – все это – образы страстей, за которые, словно кукловод за нитки, дергают человека демоны. Плотские фантазии; корыстолюбие, становящееся для человека основным побудительным мотивом; расслабленность, вводящая в лень и в уныние – все эти внутренние враги отлетают прочь от того, кто прибегает под Божественный покров. Господни Ангелы, вестники Незаходимого Света, ополчаются вокруг каждого, кто решится поставить Божью волю выше собственной, и никакие обстоятельства жизни, даже самые ужасные, не погубят того, кто находится под такой защитой, но послужат к пользе.

Возникающие в псалме образы льва, змея, василиска – не только выражение опасностей, встречающихся в жизни, но и образ духовных болезней человека. Гнев, приземленность мысли, зависть – все уродующие душу страсти, сможет победить в себе человек силою Божества. Надежда на Бога – неодолимое оружие, помогающее пройти через все невзгоды, увидеть Господа в Его Славе и остаться с Ним в блаженной вечности.
Источники: профессор Павел Александрович Юнгеров «Псалтирь пророка Давида. Опыт переложения на русский язык»
протоиерей Григорий Разумовский, «Объяснение священной книги псалмов»
преподобный Исихий Иерусалимский. Толкование на 90 псалом.
Иллюстрация: Осмар Шиндлер, «Давид и Голиаф»