В храме гаснет свет. Чтец выходит на середину храма и начинает читать псалмы. Огонек его свечи – как единственный островок света в темном пространстве ночи. Кажется, что само время замедлилось, наступил какой-то переломный момент, требующий максимального внимания и собранности. Что происходит в это время? Через шесть псалмов – 3, 37, 62, 87, 102 и 142 – проходит человечество в ожидании Того, Кто спасет людей от проклятого греховного мрака. Также и душа человека проходит через эти псалмы путь от осознания тяжести собственного греховного плена, через мучительное состояние внутреннего одиночества, к своему Спасителю и, укрепленная, стремится к свету.
Псалом 3.
Господи! Как умножились гонители мои!Многие восстают на меня. Многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его». (стихи 1,2) Многие враги невидимые обступили человека, вселяя в душу его уныние, заслоняя его глаза темной повязкой самомнения, склоняя ко греху, мучая скорбями и потешаясь над ним: «нет тебе спасения в Боге, не нужен тебе Бог». Но отчаивается ли человек, опускает ли руки, уходит ли умом в мнимое успокоение? Нет. Гласом моим ко Господу я воззвал, и Он услышал меня с горы святой Своей. Не убоюсь множества людей, кругом нападающих на меня. (стихи 4,6) Со всех сторон подступают к человеку темные силы: прямо склоняют ко греху, поселяют надежду на собственные силы, вызывая беспечность, напоминают о прежних грехах, ввергая в уныние, и даже содействуют как бы в благих делах, подпитывая тщеславие и гордость. Из бедственного положения возносит человек молитву к Богу, ждет, чтобы пришел в его жизнь Спаситель.
Псалом 37.
Нет исцеления в плоти моей от гнева Твоего, нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. (стихи 3,4) Человек смотрит на состояние души своей и не оправдывает его. Он не вступает в пререкания с врагами, не пытается выбраться из бездны греха собственными силами, но обращается к Тому, Кто только и может исцелить изъязвленную душу. Он приносит Богу свое покаяние, раскрывает перед Ним душу, усиливает молитву и не смущается наветами. Человек не закрывается от вражьих ударов, Впрочем, я на раны готов, и болезнь моя – предо мною всегда. Ибо о беззаконии моем я буду говорить и буду беспокоиться о грехе моем. (стихи 17,18) Усиленно взывает он, не обращая внимания на трудности: Поспеши на помощь мне, Господи спасения моего! (стих 22)
Псалом 62.
Боже, Боже мой! К Тебе с утра обращаюсь, возжаждала Тебя душа моя, и сколь сильно плоть моя стремилась к Тебе в земле пустой, и непроходимой, и безводной! (стих 1) Пуста душа человека, отпавшего от Бога. Не утоляет ее жажды ничто земное. Жизнь в духовной пустыне иссушила душу, и не радует человека такая жизнь. Удаляется он умом от суеты, созерцает внутреннюю пустыню. Томится человек и неустанно возносит молитву свою. Ибо милость Твоя дороже жизни. Уста мои восхвалят Тебя. Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое подниму руки мои. (стихи 3,4) Тяжек этот путь искушений, но необходим. Преодолевая внутреннюю пустыню, душа укрепляется, обретает бесценный опыт собственной беспомощности, безблагодатности, безжизненности. Лишь в Боге учится видеть она Источник того, чего не имеет сама. Жаждет человек напиться из Источника, Который не оскудеет, но будет в нем Источником вод. Мысли его о Боге. Вспоминал я о Тебе на постели моей, в утренние часы размышлял о Тебе; Ибо Ты был помощником моим и под кровом крыльев Твоих я возрадуюсь. (стихи 6,7)
И вот, появляется в храме еще один островок света. Выходит священник и 12 утренних молитв его освящают часы грядущего дня. Еще не вышел на служение Спаситель, но Он уже рядом. Он уже родился и молится о мире, в который пришел.
Псалом 87.
Да войдет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Ибо душа моя насытилась бедствиями и жизнь моя приблизилась к преисподней. (стихи 2,3). Чем глубже молитва человека, тем сильнее скорбь его. Не видит он просвета, не чувствует помощи. Всеми оставлен человек и кажется ему, что он оставлен Богом. Сама смерть уже предстоит пред взором и сам себя человек уже хоронит, но продолжает взывать к Творцу. На мне отяготела ярость Твоя, и все волны Твои навел Ты на меня. (стих 7) Прочувствовав беззаконие свое, смиряется душа перед волей Божественной и надеется лишь на то, что Бог не отвратит от нее Своего бесконечно желанного лица.
Псалом 102.
И сразу, на самом краю пропасти, подхватывает человека Господь. Благословляй, Благослови, душа моя, Господа и вся внутренность моя – имя святое Его! Очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои, Избавляющего от истления жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами. (стихи 1,3,4) Входит Бог в жизнь человека в ответ на его покаяние и преображает все его естество, очищает и обновляет всего человека, удаляет от него грех и делает причастником совсем другой жизни – не преходящей, но вечной. Умудренная духовным опытом, очищенная страданием, душа освобождается от коросты греховной жизни, мешающей воспарить к Богу: обновится, как у орла, юность твоя (стих 5). Человек – как трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветет. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его. (стихи 15,17) Человек начинает видеть милость Бога, Его промыслительную заботу и в радости славит своего Спасителя: Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа! (стих 22)
Псалом 142.
Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей, услышь меня по правде Твоей. (стих 1) И вот – снова обступили человека враги. Так и должно быть, не будет ему покоя в этой жизни. Но душа его уже знает Бога. Уже научена она опытом и память об этом опыте поддерживает ее. Вспомнил я дни древние, находил поучение во всех делах Твоих, творениями рук Твоих назидался. (стих 5)Знает человек, что не оставляет его Господь, что Воля Божья – это Воля Святая. Уверенно возлагает он свои скорби на Бога и знает, что истинным путем ведет Он его. Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Дух Твой благий поведет меня в землю правды. (стих 10) И с радостью называет себя рабом Бога, понимая, что только в этом – истинная свобода. Потому что не «цепи» подразумевает это «рабство», а принадлежность, сопричастность Богу, свободную по своему выбору и сущности.
Трудно переоценить важность этих минут Утрени. В это время от человека требуется максимальная собранность и неослабевающее внимание, весь ум, все тело должны предстоять перед Богом. Чтобы не отвлекаться и не отвлекать других от этого предстояния, устав предписывает не креститься и не класть поклоны. В последовательности псалмов раскрывается история исцеления человека, история обращения его от тьмы к Свету. И история эта – не мертвые страницы, но руководство к проживанию реального опыта покаяния.