Храм иконы Божией Матери
«Взыскание погибших» в Перово
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово
33 псалом
33 псалом поется в самом конце Литургии, текст псалма очень глубок и стоит того, чтобы вслушаться в его содержание.

Псалом был написан пророком Давидом в непростое для него время, когда он еще не был царем. Гонимый первым царем Израиля Саулом, Давид оказался в руках филистимлян, которых ранее посрамил в знаменитом поединке с Голиафом. Будучи представлен Авимелеху – филистимскому правителю, и не ожидая для себя ничего хорошего, Давид притворится безумным, в надежде на спасение. Расчет Давида оправдался – увидев, что старый враг сошел с ума, Авимелех изгнал его из Филистимской земли. После столь необычного спасения Давид и написал этот псалом.
33 псалом
01:19
Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.
О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.
Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе.
Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.
Приступите к Нему и просветитеся,и лица ваша не постыдятся.
Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и.
Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.
Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань.
Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его.
Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.
Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.
Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?
Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти.
Уклонися от зла, и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и.
Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.
Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их.
Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.
Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.
Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.
Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

Перевод

Благословлю Господа на всякое время, хвала Ему – всегда на устах моих.
Господом будет хвалиться душа моя, да услышат кроткие и возвеселятся.
Величайте Господа со мною и все вместе превознесем имя Его.
Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня.
Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся.
Сей нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его.
Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их.
Вкусите и увидите, как благ Господь: блажен муж, уповающий на Него!
Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его.
Богатые обнищали и взалкали, а ищущие Господа не лишатся всякого блага.
Приидите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас.
Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни?
Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов.
Уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и устремись к нему.
Очи Господа (обращены) к праведным и уши Его – к молитве их.
Лице же Господне против делающих зло, чтобы истребить от земли память о них.
Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их.
Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
Много скорбей у праведных, но от всех их избавит их Господь.
Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится.
Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат.
Избавит Господь души рабов Своих, и не прегрешат все уповающие на Него.
Царь Давид начинает свою песнь с благословения и похвалы. Псалмопевец настраивает свою душу так, чтобы каждое мгновение жизни было наполнено благословением Бога. Каждое событие, радостное или скорбное, открывает Божественный промысел, бесконечно благую заботу Небесного Отца о своих чадах.

Душа псалмопевца хвалится Богом, потому что понимает, что больше ей хвалиться нечем. Самолюбие заставляет человека полагаться на ум, силу, деньги, знания и все прочее, что составляет основу его безопасности. Только когда эта опора вылетает из-под ног, человек начинает понимать ее настоящую цену. И если в эти моменты он добровольно упадет в руки Бога, то получит опытное знание настоящей несокрушимой основы всей своей жизни. Душа начинает хвалиться Господом и призывает в свидетели своей радости тех, кто способен его понять.

Давид приглашает кротких возвеличить Господа, хотя величание от людей Богу не нужно. Оно – долг творения своему Творцу, и этот долг радостно отдавать. Величание рождается из созерцания Божественного величия, доступного тем, кто стремится к этому созерцанию. Очистивший сердце от мусора мятущихся в нем помыслов, оказывается к нему способен.

Пророк взыскал Господа – с глубоким внутренним воплем стремился к Нему, не мог без Него жить. И Бог услышал Давида и ответил ему – там же, в сердце. Избавление от скорби не означает простого прекращения страданий. Господь дает силы для перенесения скорбей, позволяет приобрести бесценный духовный опыт Своего прикосновения – и скорби становятся легкими, служат к возрастанию в искусстве духовной жизни, к шествию по пути к Царству Небесному, где никаких скорбей уже не будет.

Господь готов просветить Святым Духом каждого, обращающего к Нему свой взор, но поднять глаза к Богу можно только в покаянном усилии. Приближаясь к Свету Истины, человек видит собственную неправду, осознает свою греховную немощь. Если ему хватает мужества признать себя недостойным, он обращает к Творцу покаянный взор и просвещается. Стыд отступает, приходит утешение как залог Вечной Жизни, начинающейся уже сейчас.

Затем пророк приглашает пойти дальше – вкусить Божественную благодать. Он зовет к теснейшему соединению с Богом, к опыту веры, которую апостол Павел назовет «осуществлением ожидаемого и уверенностью в невидимом» (Евр. 11:1). К вере, которая по отношению к духовным вещам становится тем же, что чувственный опыт по отношению к вещам материальным. Неслучайно этот стих поется перед вкушением Тела и Крови Спасителя. Духовное соединение со Христом неотделимо от телесного соединения с Ним. Человек, вкусивший Божественной благодати и возложивший на Бога все свое упование, получает блаженство не внешнее, но внутреннее, дающее мир душе и несокрушимую силу, позволяющую устоять при любых внешних лишениях.

Человек самонадеянный думает, что богат, а на самом деле – нищ и голоден в духовном смысле. Его богатство иллюзорно, оно создает видимость силы и свободы, но таит в себе слабость и порабощение. Он служит богатству, а не оно ему. Напротив, человек, уповающий на Бога, приобретает внутренний стержень, который поддерживает его в любых обстоятельствах.

Тот, кто уповает на Господа, должен воспитывать в себе страх Божий – не суеверный страх перед Судьей, готовым наказать за всякий проступок, но опытное понимание величия Бога, его беспредельных совершенств и безграничной любви. Это – почитание любящего Отца любящим сыном, который не допустит в присутствии Родителя недостойного поведения. Страх Божий – страж добродетели.

Человек, проводящий жизнь в страхе Божьем, ограждается ангелом от внешних бед. Ангел-хранитель неотступно пребывает рядом, если только человек сам не отгонит его своим безразличием к Божественной правде. Ангел защищает и тело человека, но основная его задача – защита бессмертной души, удерживание от греха, ограждение от бесовских сил.

Далее пророк предлагает учение о Божьем страхе. Чувство страха знакомо всем, оно подавляет, вгоняет в уныние, парализует волю. Страх Божий совсем другой – это духовное состояние, а не эмоции. Он вырастает из благоговения перед Богом, из любви и доверия Ему. Он дает силы на борьбу с грехом, позволяет вглядываться в себя внутренним взором, лишенным самооправдания, и менять жизнь в соответствии с Божественными заповедями.

Первым свидетельством присутствия в душе страха Божьего псалмопевец называет удерживание языка. Злословие, сплетни, ложь, лесть – грехи, понятные каждому. Сами по себе они уже способны отравить жизнь окружающих людей, но вред, получаемый самим человеком, значительно глубже. Апостол Иаков неслучайно сравнит язык с рулем корабля, который направляет все его движение. (Иак.3:5) Тот, кто позволяет злу и лжи овладеть своим языком, поселил их в своем сердце. Тот, кто научится контролировать свой язык, сможет уже легче контролировать свой внутренний мир.

«Уклонись от зла» – говорит пророк. Не только от злых дел, но вообще от зла. Весь окружающий мир наполнен поводами для того, чтобы гнездящиеся в душе страсти подняли головы и вовлекли человека в осуждение, в зависть, в раздражение или похоть. Невидимое окружающим, это зло разъедает человека изнутри. От любых поводов, за которые могут зацепиться страсти, необходимо уклоняться – и только тогда можно будет делать добро, не отравленное поиском выгоды и самолюбием.

«Сотвори добро» – говорит псалмопевец. Любой повод для доброго дела – это прямое указание от Бога на то, что человек должен сделать. Не упускать таких поводов, искать их – вот, к чему призывает царь Давид.

Последнее указание пророка – «взыщи мира и устремись к нему». Есть мир внешний – с людьми. Есть внутренний – с Богом и с самим собой. Здесь идет речь о том и о другом, как о вещах взаимосвязанных. Человек призван не просто хранить мир с людьми – но искать мира и гнаться за ним, делать все, что возможно. Однако, мир с ближними будет лишь временным перемирием, если его нет в сердце. Мир – одно из проявлений любви. Если она есть и возрастает в человеке, сердце его успокоится от бури страстей, и внутренний мир будет изливаться вовне, преображая окружающих.

Описав действия страха Божьего, царь Давид описывает его плоды. Жизнь, проводимая таким образом, приводит человека к Богу, источнику всякого блага. Господь внимает своему чаду подобно любящей матери, не сводя с человека нежного взора, чутко прислушиваясь к его нуждам. Напротив, противящийся Творцу становится на путь саморазрушения, вплоть до истребления самой памяти о нем.

Первый плод жизни с Богом – освобождение праведников от внутренних скорбей, порождаемых страстями. Они мучают человека гораздо сильнее внешних невзгод, а при расставании с телом никуда не денутся, напротив, тысячекратно возрастут. Господь исцеляет душу от этой болезни, а житейские скорби могут послужить для того необходимым лекарством.

Второй плод – близость Господа к тем, чье сердце сокрушено осознанием своей греховной немощи. Человек, уверенный в собственной праведности, сам делает Господа далеким от себя, он уверен, что помощь ему не нужна. Сокрушенное и смиренное сердце – великая драгоценность, стяжать которую призван каждый. Только оно позволяет увидеть истинное состояние души и почувствовать нужду в Спасителе.

Говоря о том, что ни одна кость праведника не сокрушится, царь Давид указывает на восстановление всего телесного состава человека в грядущем воскресении мертвых, однако не только об этом. Кости – это внутренняя твердость, мужество, которым отличаются те, кто всецело вверил свою жизнь Богу и подчинил ему свою совесть. Этот внутренний стержень позволит перенести любые лишения и страдания, вплоть до мученической кончины, позволит всегда сохранить верность Господу.

Затем псалмопевец указывает на судьбы грешников. Говоря о лютой смерти и прегрешении их, пророк имеет ввиду то потрясение от осознания своей ошибки, которое испытают они в момент перехода в вечность. Вместо ожидаемого избавления от страданий, вместо других каких-то представлений и чаяний, связываемых со смертью, им откроется вся глубина их падения. Они словно бы шагнут в открывшуюся дверь, ожидая увидеть там что угодно, кроме пропасти, которая за ней скрывается. Кристально ясным станет осознание невозможности что-либо поменять. Только недавно была какая-то надежда, но теперь – поздно. И именно сам грешник, а не кто-то еще, отверг, упустил этот шанс.

Напротив, уповающие на Господа не прегрешат, то есть, не ошибутся в своих ожиданиях. Привыкшие возлагать надежду на Бога, они наконец получат то, чего желали на протяжении жизни. Еще на земле они вкусили Божественной жизни, и все их грехи, осознанные и оплаканные, останутся в прошлом и забудутся, как сон. Господь верен в каждом своем обетовании и, переступая порог смерти, праведник убедится в том, в чем он уже не раз убеждался ранее.
Источники: профессор Павел Александрович Юнгеров «Псалтирь пророка Давида. Опыт переложения на русский язык»
святитель Феофан Затворник, «Толкования на псалмы»
протоиерей Григорий Разумовский, «Объяснение священной книги псалмов»
Иллюстрация: Питер Пауль Рубенс, «Песнь Давида»