2-й изобразительный антифон
Главная
Богослужение
2-й изобразительный антифон
Второй изобразительный антифон
2 антифон
01:21
Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего.
Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них.
Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы.
Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.
Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
Перевод

Хвали, душа моя, Господа. Восхвалю Господа в жизни моей; буду петь Богу моему, пока существую.
Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения.
Выйдет дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все замыслы его.
Блажен, кому Бог Иакова – помощник, и у кого упование – на Господа Бога Своего,
Который сотворил небо и землю, море и все, что в них,
хранит истину во век, Совершает (правый) суд для обижаемых, дает пищу алчущим.
Господь разрешает окованных; Господь умудряет слепых,
Господь поднимает низверженных, Господь любит праведников.
Господь хранит пришельцев, сироту и вдову приимет и путь грешных погубит.
Господь во век будет царствовать. Бог Твой, Сион, в род и род!
Второй изобразительный антифон – это 145-й псалом, написанный неизвестным автором после возвращения иудеев из вавилонского плена, во времена пророков Аггея и Захарии. Через века после царя Давида псалмопевец возносит свою хвалу Богу. Он хвалит Господа всем своим существом, собирая свой ум в молитвенном славословии во все дни своей жизни, как временной, так и вечной.

Вышедшие из долгого плена, евреи полагали, что спаслись только благодаря расположению персидского царя, забывая о Том, Кто вложил в сердце правителя это расположение. Человек, полагающий свою надежду на других людей и забывающий Бога, неизбежно будет разочарован. Могущество сильных мира сего – вещь преходящая. Какой бы властью, богатством или мудростью ни обладал человек, он не сможет прибавить к своей жизни ни одного дня. Всем, даже самым добрым, помышлениям человека, относящимся к временной жизни, суждено растаять, подобно дыму, когда его душа расстанется с телом.

Только надежда на Бога, вечного и неизменного в Своей отеческой любви, будет оправдана. Господь, сотворивший мир, не забывает своих обещаний, Он остается верным всегда и в любых обстоятельствах. Он готов бесконечно защищать обиженных и помогать нуждающимся в Его милости. Он не оставляет человека в плену его страстей и грехов, если человек всеми силами стремится освободиться из этих оков и припадает за помощью к ногам своего Творца. Он никогда не оставит духовно слепого человека, не способного видеть ни собственных грехов, ни Божественного действия в своей жизни, но желающего увидеть Истину и раскрывающему Богу свою душу в покаянном делании. Он всегда восстановит сорвавшегося в грех человека из его падения. Он будет вечно являть Свою любовь тем, кто решился жить по Его правде.

Человек, проживающий временную жизнь подобно страннику, вдовствующий и сиротствующий от потери истинного Блага, обязательно обретет в лице Бога Отца, по которому тоскует его сердце. Его душа уневестится Небесному Жениху, зов которого она расслышала и к Которому обратилась. Бог не даст погибнуть кающемуся грешнику, но погубит его путь – грех, уродующий и коверкающий образ Божий, запечатленный в каждом человеке.

Последний стих псалма пророческий. Эти слова – о Христе и Его Церкви, названной Сионом. Вечное Царство Божие – цель и устремление каждого, кто вслед за псалмопевцем обращает благодарный молитвенный взор к Тому, Кто назвал Себя Царством, Истиной и Жизнью.
Источники: профессор Павел Александрович Юнгеров «Псалтирь пророка Давида. Опыт переложения на русский язык»
протоиерей Григорий Разумовский, «Объяснение священной книги псалмов»
Иллюстрация: Джованни Франческо Гверчино, «Царь Давид»