1-й час. 100 псалом
Главная
Богослужение
1-й час. 100 псалом
Часы – короткие службы, названия которых привязаны к древнему исчислению времени суток. Первый час – это утро, самое начало дня. Служба эта появилась в палестинских монастырях в IV веке, другие часы вошли в богослужение еще раньше. Если тема Первого часа – утро, то Третий, шестой и Девятый часы привязаны к событиям Новозаветной Истории – к сошествию Святого Духа на апостолов, распятию и смерти Спасителя.

Как и в других часах, основная часть богослужения Первого часа состоит их трех псалмов: 5, 89 и 100. Однако, в современной богослужебной практике приходских храмов зачастую читается только последний, 100 псалом.
Милость и суд воспою Тебе, Господи.
Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.
Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех.
Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от мене лукаваго не познах.
Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядях.
Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
Не живяше посреде дому моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима.
Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие.
Перевод

Милость и суд буду воспевать Тебе, Господи!
Воспою размышление о пути непорочном: когда придешь Ты ко мне? Я ходил в незлобии сердца моего среди дома моего,
Не полагал пред очами моими дел противозаконного, совершающих преступление я возненавидел.
Не было близко ко мне сердце развращенное, изменчивого ко мне (человека) лукавого я не знал.
Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял; с смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел.
Глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною; ходящий непорочным путем – сей служил мне.
Не жил внутри моего дома поступающий гордо; говорящий неправду не был прав пред глазами моими.
Поутру избивал я всех грешников земли, чтобы истребить из города Господня всех совершающих беззаконие.
Сотый псалом написан царем Давидом. В строках его – образец богоугодно живущего человека, пример для каждого, кто решился жить по божественным заповедям.

В первых строках пророк воспевает милость и суд своего Творца. Бесконечно любящий и милующий Бог является одновременно и справедливым судьей. Человеческие представления об этих добродетелях ограничены, в милости без суда он видит слабость, в справедливости без милосердия – жестокость. Потому и заостряет внимание Давид на обоих этих качествах Небесного Отца. Воспоминание о милости Божьей укрепит и не позволит отчаяться. Воспоминание о суде – не допустит расслабиться, вознерадеть о своем спасении.

Говоря о непорочном пути, царь вспоминает о незлобии сердца. Давид опытно знал то, о чем скажет Спаситель: «исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека» (Мф. 15:18). Изгнать из своей жизни грех можно лишь очищая собственное сердце. Не только на людях, но и наедине с самим собой человек должен помнить о том, перед Чьими очами, видящими тайное, предстоит он каждую минуту своей жизни.

Мало самому не творить зла, необходимо уклоняться и от творящих зло людей. Сохраняя отношения с преступником, соучаствуешь в его преступлении. Общаясь с лукавым человеком, поневоле заражаешься его лукавством. Слушая клевету, впускаешь ее в свое сердце. Святоотеческая мысль видит в словах Давида указание и на бесовские козни. Внимательное отношение к возникающим помыслам и уклонение от греха на уровне мыслей – настоящая духовная брань с духами злобы.

Отходя от людей нечестивых и гордых, следует привлекать к себе праведных, пишет пророк. Окружение человека развращает, или наоборот созидает, выстраивает в соответствии с божественным промыслом.

Последние слова псалма об избиении и истреблении из города всех грешников могут вызвать недоумение. Царь Давид никогда не был замечен в подобном рвении не по разуму. Слова эти – о другом. Святые отцы видят тут внутренний, сокровенный смысл. Град Господень – это состав природы человека, созданного для того, чтобы быть вместилищем Духа. О внутреннем очищении пишет пророк, о борьбе со злыми помыслами и желаниями плоти, которые приковывают к земле и не позволяют поднять взора к Небу.
Источники: профессор Павел Александрович Юнгеров «Псалтирь пророка Давида. Опыт переложения на русский язык»
протоиерей Григорий Разумовский, «Объяснение священной книги псалмов»
Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
Евфимий Зигабен. Толкование на псалмы.
Иллюстрация: Лейтон, «Давид танцует перед ковчегом завета»