Сотый псалом написан царем Давидом. В строках его – образец богоугодно живущего человека, пример для каждого, кто решился жить по божественным заповедям.
В первых строках пророк воспевает милость и суд своего Творца. Бесконечно любящий и милующий Бог является одновременно и справедливым судьей. Человеческие представления об этих добродетелях ограничены, в милости без суда он видит слабость, в справедливости без милосердия – жестокость. Потому и заостряет внимание Давид на обоих этих качествах Небесного Отца. Воспоминание о милости Божьей укрепит и не позволит отчаяться. Воспоминание о суде – не допустит расслабиться, вознерадеть о своем спасении.
Говоря о непорочном пути, царь вспоминает о незлобии сердца. Давид опытно знал то, о чем скажет Спаситель: «исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека» (Мф. 15:18). Изгнать из своей жизни грех можно лишь очищая собственное сердце. Не только на людях, но и наедине с самим собой человек должен помнить о том, перед Чьими очами, видящими тайное, предстоит он каждую минуту своей жизни.
Мало самому не творить зла, необходимо уклоняться и от творящих зло людей. Сохраняя отношения с преступником, соучаствуешь в его преступлении. Общаясь с лукавым человеком, поневоле заражаешься его лукавством. Слушая клевету, впускаешь ее в свое сердце. Святоотеческая мысль видит в словах Давида указание и на бесовские козни. Внимательное отношение к возникающим помыслам и уклонение от греха на уровне мыслей – настоящая духовная брань с духами злобы.
Отходя от людей нечестивых и гордых, следует привлекать к себе праведных, пишет пророк. Окружение человека развращает, или наоборот созидает, выстраивает в соответствии с божественным промыслом.
Последние слова псалма об избиении и истреблении из города всех грешников могут вызвать недоумение. Царь Давид никогда не был замечен в подобном рвении не по разуму. Слова эти – о другом. Святые отцы видят тут внутренний, сокровенный смысл. Град Господень – это состав природы человека, созданного для того, чтобы быть вместилищем Духа. О внутреннем очищении пишет пророк, о борьбе со злыми помыслами и желаниями плоти, которые приковывают к земле и не позволяют поднять взора к Небу.