Первый изобразительный антифон – это 102-й псалом, благодарственный гимн Господу, приписываемый царю и пророку Давиду,
В первых же словах царственный пророк благословляет Бога всем сердцем, всей душой, всей крепостию и всем разумением своим. Благодарно раскрываясь навстречу Богу, человек сам получает огромную пользу, просвещаясь Божественной Истиной. Начиная песнь, Давид напоминает себе о тех благодеяниях, которые изливает на него Господь. Блага эти ничем не заслужены, они свидетельствуют не о праведности человека, а исключительно о бесконечной милости Божьей.
Появляющийся в псалме образ орла, каждый год линяющего и обновляющего свое оперение, неслучаен. По святоотеческой мысли, речь здесь идет о духовном обновлении человека под действием Божественной благодати.
Всеведущий Господь знает жизнь каждого человека гораздо лучше его самого. Она раскрыта перед ним во всей полноте, и Он Сам видит, кому и какие милости оказать для максимальной пользы. Каждый, кто решается направить свою жизнь к Небесному Царствию, сможет убедиться в правоте слов пророка при внимательном исследовании своей судьбы. Закон, данный через Моисея и раскрывший свой подлинный духовный смысл в учении Иисуса Христа, обозначит для такого человека путь.
Господь не только милостив, но и щедр. Материальные блага, телесное здоровье – лишь ничтожно малая часть тех даров, которыми осыпает Бог всех стремящихся к жизни с Ним и в Нем. Основной и бесценный дар Его – благодать Святого Духа, которую изливает Господь на человека без меры. Опытно вкусивший действие благодати, уже не будет заботиться о материальных благах, принимая от Бога с благодарностью все посылаемое. По отношению к тому, кто не хочет подчинить свою совесть Божественной воле, Господь проявляет долготерпение, аккуратно указывая человеку на его внутреннюю неправду и ожидая обращения. Даже наказывая коснеющего во грехах беззаконника, Бог не гневается вечно. Это наказание любящего отца, его цель – вразумить человека, а не отомстить ему. По сравнению с тем отношением, которое заслуживает человек по своим грехам, бесконечная любовь Божья так же велика, как расстояние между гипотетическими «востоком» и «западом».
Человека, созданного из праха материального мира, слабого, как полевая трава, чья жизнь кратковременна и незаметна, Бог благоволил назвать Своим любимым ребенком. Он, установивший свой престол на Небесах, владеющий всем созданным миром – и материальным и духовным – этот Бог усыновляет человека, Он воплощается и опытно познает человеческую немощь. Бог готов вечно осыпать милостями своих чад, лишь бы они относились к Нему как к Отцу – с послушанием и ответной любовью.
Пророк призывает все ангельские воинства, все творение Божие благословлять и прославлять Творца. Не только милости Бога, но само Его существование достойно благодарности и славословия.