Может ли человек, занесший ногу над пропастью и уже потерявший равновесие, удержаться на краю и не сделать рокового шага? А если он уже сорвался в бездну, что или кто может остановить падение?
Гибель физическая — это не вся беда, это ее половина. Настоящая катастрофа — гибель духовная, смрадные объятия проклятого ада.
В начале VII века в греческом городке Адане, что в Киликии, в Малой Азии, жил церковный эконом по имени Феофил, что означает — любящий Бога, благочестивый и богобоязненный монах. Был он отцом сирот и кормителем вдов, благодетелем всех, обращавшихся к нему за помощью. Столь смирен он был, что отказался от епископской кафедры, на которую хотел его поставить киликийский митрополит.
Но все в его жизни изменилось, когда митрополит, послушавшись навета, отстранил Феофила от должности и отправил на покой. Впал в уныние монах, и дошел даже до лютого отчаяния. Ему, отказавшегося от епископского сана, власть и положение эконома показались верхом мечтаний. И возроптал он на Бога, и обратился к волхву. Ради земных благ он продал душу дьяволу, собственноручно подписав отречение от Христа.
По попущению Божию вернулась к нему должность, стал проводить он время в еще большем почете, чем раньше, но червь совести грыз его душу. Однажды умственному взору Феофила открылась бездна его падения. Он осознал, в какое положение сам себя поставил, на какую чудовищную судьбу обрек. Не в силах обернуться к Господу, от Которого отрекся, Феофил упал на колени перед иконой Божьей Матери и сорок дней со слезами изливал Пресвятой Деве свою беду. Раскаялся эконом, исповедал себя окончательно погибшим и обратился с молитвой к Заступнице. Он просил только об одном — чтобы милосердный Господь принял его покаяние. Чтобы простил страшный грех, ответственность за который неподъемным грузом легла на его плечи. Богородица явилась Феофилу и согласилась молить за него Своего Божественного Сына. Явившись во второй раз, возвратила монаху подписанную им дьявольскую хартию с отречением.
Может ли человек, намеренно отрекшийся от Бога, сорвавшийся в абсолютный мрак адского зла, изменить свою судьбу, направить стопы на путь Богодарованного счастья? Своими силами – нет. Ему нужен удерживающий.
Пресвятую Богородицу Церковь называет заступницей, молящейся Богу за весь мир. Ее кроткое и тихое покровительство способно вытащить из ада человека, который настолько погряз во зле, что не имеет сил, боится направить к Богу не только молитву, но даже свою мысль.
Богородица слушает людей, окончательно погибших грехом, и слышит их. Матери распятого на кресте и воскресшего Сына даровано невообразимое могущество — силой Бога исцелять совесть даже самых отвратных пребеззаконников. По Ее ходатайству возможны перемены в самых жестоких, изуродованных грехом сердцах. Она ходатайствует Богу за человека — и его гибель не становится бесповоротной. Поэтому каждый человек, осознавший себя в самой глубине ада, может обратиться и получить помощь от Той, которой Церковь дала много имен. Одно из них – Взыскание погибших. Дева-Матерь Мария способна световой мощью Своего Сына и Бога высветлять, исцелять совесть даже таких людей, которые в своих беззакониях уподобились уже даже не животным, но падшим ангелам – демонам.