Великий Четверг
Главная
Страстная седмица день за днем
Великий Четверг
Тайная вечеря. Омовение ног ученикам
Евангелие от Иоанна, глава 13, стихи 3 – 10
В канун еврейской Пасхи Господь собрал ближайших учеников в Сионской горнице для пасхальной трапезы, или вечери. Собравшись, ученики заспорили между собой о том, кто из них больше. Тогда Иисус Христос снял верхнюю одежду и, препоясавшись полотенцем, стал умывать ученикам ноги. Обязанность низшего слуги Господь взял на себя, чем удивил и смутил апостолов. По окончании омовения Спаситель объяснил: тот, кто хочет быть больше, должен стать всем слугой. Законы духовной жизни ставят смиренного человека выше гордого.
Тайная вечеря. Предательство Иуды
Евангелие от Иоанна, глава 13, стихи 23 – 30
На протяжении этой вечери Спаситель несколько раз указывал на присутствиие в трапезной предателя. Указывал ученикам, указывал и самому предателю. Господь давал понять Иуде, что знает о его планах, вплоть до прямого указания на него. Когда все ученики один за другим спрашивали Иисуса, «не я ли, Господи?», и дошла очередь но Иуды, Спаситель прямо ответил ему: «Ты сказал». Указывая предателю на его замысел, Христос до последнего момента делал все, чтобы Иуда передумал и не совершал злодеяния.
Тайная вечеря. Установления Таинства Евхаристии
Евангелие от Луки, глава 14, стихи 22 – 24
В конце вечери Господь взял хлеб и, благословив, разломил на части и раздал ученикам. «Сие есть тело Мое, которое за вас предается». Также и чашу с вином, благословив, подал апостолам. «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так была установлена Святая Евхаристия, центральное Таинство Церкви, совершение которого и является основным смыслом ее существования. Апостол Иоанн приводит слова, сказанные Христом ранее: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (глава 6, стих 53).
Гефсиманская молитва
Евангелие от Матфея, глава 26, стихи 36 – 46
После вечери Господь с тремя учениками направился в Гефсиманию – большой сад на склоне горы. «Бодрствуйте со Мною, – сказал Иисус Христос ученикам, – Душа Моя скорбит смертельно». Но ученики быстро заснули.
Спаситель молился «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». До кровавого пота молился Богочеловек, безгрешная человеческая природа которого сопротивлялась абсолютно чуждой ей смерти. Трижды будил Спаситель учеников и трижды они засыпали, единственным утешителем Христа был ангел Господень.
Особенности богослужения
Службы Великого Четверга – особые. Они начинают ряд уникальных Страстных богослужений.

В среду вечером служится утреня и 1-й час.

На утрене трижды поется тропарь Великого Четверга «Егда славнии ученицы»

Читается Евангелие от Луки (глава 22, стихи 1-39) о Тайной Вечере и канон «Сеченое сечется море чермное…».

Эксапостиларий «Чертог Твой вижду» поется в последний раз. Эти слова четыре дня подряд звучали на каждой утрене, помогая молящимся подготовится к богослужению Великого Четверга.

На 1-м часе читается паремия из книги пророка Иеремии.

Утром служатся часы, изобразительны, вечерня с Литургией святителя Василия Великого. Совершение Литургии на вечерне в этот день связано с тем, что Таинство Евхаристии Господь установил вечером.

На вечерне читаются паремии из книги Исход, книги Иова и книги пророка Исайи.
Особенности богослужения
Отличительной особенностью Литургии Великого Четверга является отсутствие Херувимской песни. Вместо нее в этот день поется песнопение, вошедшее в Последование ко Святому Причащению.
Вечери твоея тайная днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю тя; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»
В конце Литургии в кафедральных соборах в этот день совершается Чин омовения ног.
В Великий Четверг Патриарх совершает Мироварение и освящение мира. Миро используется в Таинстве Миропомазания, которое совершается сразу после Таинства Крещения над всеми православными христианами.
Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеником, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш…
По величайшей благости наилучший путь смирения показавший, когда омыл Он ноги учеников, и вплоть до Креста и погребения снисшедший к нам, Христос, истинный Бог наш...
Вместо «Достойно есть» (песнопения, воспевающего Богородицу), поется ирмос 9-й песни канона «Сеченое сечеся» «Странствия Владычня», обращающий молящихся к величию Таинства Евхаристии.

Литургия Великого Четверга имеет особый отпуст:
Тропарь
Егда славнии ученицы
01:48
Этот тропарь входит в состав Последования ко Святому Причащению во время Великого Поста. Описывая исторические события, тропарь одновременно обращается к сердцу и совести каждого человека.
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.
Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!
Канон «Сеченное сечеся...». Ирмос третьей песни
Тема установления Таинства Евхаристии хорошо раскрыта в каноне преподобного Космы Маиумского. Тексты этого канона содержат глубокий богословский смысл.
Господь Сый всех, и Зиждитель Бог, созданное безстрастный обнищав Себе соедини, и Пасха, за яже хотяше умрети, Сам, Сый, Себе предпожре: ядите, вопия, Тело Мое, и верою утвердитеся.
Будучи Господом и Создателем всего, Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил, и, Сам являясь Пасхой, тем, за кого собирался умереть, Себя в снедь заранее предлагал, взывая: «Вкусите тело Мое и верою утвердитесь!»
Ирмос – это вступительный стих к песне канона. Здесь говорится о том, что из любви к Своему творению Спаситель, не переставая быть Богом, уничижил Себя до того, что стал Человеком, чтобы соединить с Собой всех людей. Он Сам является Пасхой в ее иудейском понимании – жертвенным Агнцем. На пасхальной трапезе Он Сам Себя заранее предложил в жертвенную трапезу тем, за кого собирался умирать. Вкушение Тела Христова утверждает в вере всех приступающих, оно неразрывно связанно с воспоминанием о самоуничижении Бога по любви к людям.
Канон «Сеченное сечеся...». Ирмос девятой песни
Ирмос звучит на Литургии вместо песнопения «Достойно есть».
Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем.
Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой на высоком месте с возвышенными мыслями давайте, верные, насладимся, высочайшее слово услышав от Слова, Которое мы величаем.
Странствие – это гостеприимство. Текст ирмоса – приглашение всех христиан на Трапезу гостеприимного Владыки Христа, дарующую бессмертие. Человек должен иметь возвышенные мысли, приступая к Евхаристии, услышав слово и приглашение к ней от Самого Бога Слова, Второго Лица Святой Троицы, и величать Его, причащаясь Тела и Крови Спасителя.
Пророчество Иеремии
Книга пророка Иеремии, глава 11, стихи 18-23, глава 12, стихи 1-15
Пророк Иеремия, находясь в тяжких скорбях, описывает постигшие его бедствия, взывает к Богу с плачем. Пророк говорит о себе, но слова его пророческие. Эти слова удивительно точно описывают обстоятельства проповеди Господа Иисуса Христа, от которой пророка отделяет 600 лет. Он говорит о вражде иудейских учителей против Спасителя, о кротости Христа, с которой он предает Себя в их руки. «Я же, как агнец беззлобный, ведомый на заклание» – говорит пророк. «Придите, и вложим дерево в хлеб его, и истребим его с земли живых» – эти слова Иеремии таинственно указывают на смерть Спасителя на Кресте.
Явление Бога на горе Синай
Книга Исход, глава 19, стихи 1–19
Паремия описывает события, предшествующие заключению Завета на горе Синай. Три дня Израильский народ готовился к получению откровения, очистив свою одежду и воздерживаясь от супружеского общения. В третий день, который был пятидесятым с момента выхода из Египта, Господь сошел на гору в громе и молнии, в дыму, при звуке труб. Приступить к божественному откровению невозможно человеку, если он не очистит своего сердца покаянием. Решившись поработать над собой для Бога, человек подходит к подножию неприступной горы – Богословию и Богообщению. И лишь меняясь внутренне, можно подниматься по ее склону.
Ответ Бога праведному Иову
Книга Иова, глава 38, стихи 1–23, глава 42, стихи 1-5
Прокаженный, сидящий на гноище, Иов мучается от непонимания, почему Бог поменял к нему свое отношение. Оставаясь преданным Воле Бога, праведник изливает Ему душу в самых горьких жалобах и даже обвиняет Бога в жестокости. Иов ищет ответа от Бога – и получает его. Господь показывает, что величие Его и Его творения превосходят всякую меру человеческого знания и понимания. Пораженный открывшимся ему недосягаемой высотой Божественной Тайны, праведник раскаивается в своих жалобах и склоняется перед Творцом. По мысли святых отцов, в опыте страдания Иов сделался соучастником тайны Христовой, что стало для него наивысшим утешением.
Пророчество Исайи
Книга пророка Исайи, глава 8, стихи 4–11
В этой паремии, пророк Исайя, подобно Иеремии, пророчески изображает завершение земного пути Спасителя и Его крестные страдания. «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». Исайя говорит об Отроке, чьего голоса должен послушаться боящийся Бога – о Христе. Ходящии во тьме должны надеяться на Имя Господне – пророчествует Исайя, словно бы сам пишет о том же, о чем писал апостол Иоанн Богослов: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (глава 8, стих 12).
Источники:
Священное Писание Ветхого Завета в синодальном переводе.
Священное Писание Нового Завета в синодальном переводе.
Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи. Сборник по материалам Постной Триоди.
Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография.
Красовицкая М.С. Литургика. Курс лекций.
Кочнева Е. А. Литургика. Неопубликованный курс лекций
Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия.
прот. Геннадий Егоров, Священное Писание Ветхого Завета.
свт. Григорий Нисский, О жизни Моисея Законодателя.
Еп. Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Иова.
Страстная седмица. https://azbyka.ru/1/strastnaya_sedmitsa
Толкования на Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. https://ekzeget.ru